1. Принципы права социального обеспечения
Принципы права социального обеспечения - это основные идеи, руководящие начала, которые отражают экономические законы общества и специфику правового регулирования общественных отношений, возникающих при обеспечении граждан видами социального обеспечения [3, с.21].
Основные идеи, характеризующие содержание и внутреннее единство правового регулирования только общественных отношений по социальному обеспечению, - принципы права социального обеспечения в Республике Беларусь.
Классификация принципов:
1) общие;
2) межотраслевые - которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право);
Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права
3) отраслевые - присущие лишь данной отрасли, которые образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения.
К общим относятся такие, как:
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;
- признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
- принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчуждаемость;
- равенство всех перед законом и судом;
- равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации;
- право каждого на жизнь;
- принцип социальной справедливости;
- гуманизма;
- законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе;
- связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;
- единства юридических прав и обязанностей;
- демократизма [6, с.52].
2. Пенсии по случаю потери кормильца
Пенсии по случаю потери кормильца предусмотрены разделом IV (ст.35-45) Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. N 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон), а особенности пенсионного обеспечения семей военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан закреплены в Законе Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел».
Пенсии по случаю потери кормильца – это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из фонда социальной защиты населения или государственного бюджета, назначаемые нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, в размерах, соизмеримых с заработком кормильца [1, с.267].
Данная пенсия представляет собой способ материального обеспечения лиц, являющихся нетрудоспособными в силу тех или иных причин и получавших при жизни кормильца, с которыми они, как правило, состояли в родственных отношениях, средства к существованию.
Под термином «потеря кормильца» в пенсионном законодательстве понимается смерть кормильца, однако при решении вопроса о назначении пенсии к семьям умерших приравниваются и семьи безвестно отсутствующих граждан, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке [4, ст.35].
Можно выделить следующие признаки пенсии по случаю потери кормильца:
- это ежемесячные выплаты;
- денежные выплаты;
- алиментарный характер;
- источник выплаты – Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь или средства государственного бюджета;
- выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, состоявшим на его иждивении;
- выплачивается в размерах, зависящих от прошлого заработка кормильца.
- назначается на весь период нетрудоспособности членов семьи [1, с.267] .
Все условия назначения пенсии по случаю потери кормильца можно разделить на 2 группы:
1) условия, относящиеся к кормильцу;
2) условия, относящиеся к членам семьи.
Задача 1
Гражданин В. (40 лет) 30.09.2005 г. обратился за назначением пенсии по инвалидности 2 группы вследствие общего заболевания. Стаж его работы составляет 5 лет.
Имеет ли гражданин В. право на пенсию? Если да, то укажите ее размер.
РЕШЕНИЕ
Согласно ст. 27 Закона пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией:
- от 36 лет до достижения 41 года – 7 лет [4, ст.27].
На основании ст. 32 Закона инвалидам I, II групп, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы, назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже работы в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу, но не ниже следующих размеров: инвалидам I группы - 100 процентов, инвалидам II группы - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - не менее 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту [4, ст.32] .
Задача 2
Федосеева, мать троих детей до восемнадцатилетнего возраста, обратилась в отдел социального обеспечения Первомайского района г. Бобруйска о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца. Кормилец Федосеев трагически погиб на производстве. Его заработок составлял 400 у.е.
Какие документы должна предоставить Федосеева в собес?
Кому и в каком размере должна быть назначена пенсия по случаю потери кормильца?
РЕШЕНИЕ
Кто обладает правом на получение пенсии
Согласно ст. 35 Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении [4, ст.35].
При этом детям, не достигшим возраста 18 лет (обучающиеся, не достигшие 23 лет); супруга независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает пенсии назначаются независимо от того, состояли ли они на иждивении кормильца [4, ст.35].
Также правом на пенсию по потери кормильца супруга имеют супруги, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста либо являются инвалидами, так как они относятся к нетрудоспособным членам семьи и должны находиться на иждивении [4, ст.35].
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию [4, ст.36].
Супруг (супруга) умершего, не состоявшие на его иждивении, также имеют право на пенсию, если впоследствии утратили источник средств к существованию [4, ст.35].
Таким образом, дети, бесспорно, обладают правом на получение пенсии по потери кормильца, а мать детей и супруга умершего кормильца приобретет право на получение пенсии только в случае, если предоставит документы, позволяющие отнести ее к одному из указанных случаев.
Размер пенсии
Пенсии по случаю потери кормильца при наличии необходимо стажа (исчисляемого как для назначения пенсии по инвалидности) назначаются на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 40% среднемесячного заработка кормильца, но не менее 100% минимального размера пенсии по возрасту [4, ст.38].
1. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П. Галаганов – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 416 с.
2. Гущин, И.В. Право социального обеспечения: учебник / И.В. Гущин [и др.]. – Минск: Амалфея, 2012. – 512 с.
3. Дедюля, И.И. Право социального обеспечения в Республике Беларусь / И.И. Дедюля [и др.]. – Минск: Современные знания, 2017. – 105 с.
4. О пенсионном обеспечении [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII: в ред. от 8 января 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
5. О порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий [Электронный ресурс]: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 г. № 35 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
6. Постовалова, Т.А. Курс права социального обеспечения в Республике Беларусь / Т.А. Постовалова. – М.: Тесей, 2016. - 512 с.