Введение
Вопрос №1. Особенности философии Нового времени
Вопрос №2. Эмпиризм и рационализм – гносеологические ориентации философии XVI-XVII вв
Вопрос №3. Социально-исторические основания философской мысли эпохи Просвещения
Вопрос №4. Французский материализм XVIII в
Заключение
Список использованных источников
Введение
В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии).
В середине 18 в. во Франции в ходе революции возникло идейное течение – Просвещение.
Оно возникло для соединения научного и социального прогресса, создания рациональной программы преобразования общества затрагивающей все сферы его жизнедеятельности.
Начиная примерно с середины XVIII в. во Франции появляется плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма.
Французский материализм XVIII в. — новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающаяся от предшествующих материалистических учений.
Целью данной работы является изучение особенностей философии Нового времени,
В связи с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности философии Нового времени;
- проанализировать эмпиризм и рационализм, как гносеологические ориентации философии XVI-XVII вв.;
- выявить социально-исторические основания философской мысли эпохи Просвещения;
- раскрыть суть французского материализма XVIII в.
1. Особенности философии Нового времени
Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.
В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Крупными представителями философии Нового времени являются:
- Фрэнсис Бэкон (Англия);
- Томас Гоббс (Англия);
- Джон Локк (Англия);
- Рене Декарт (Франция);
- Бенедикт Спиноза (Голландия);
- Готфрид Лейбниц (Германия).
В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:
- онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561-1626);
- гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632-1704).
2. Эмпиризм и рационализм – гносеологические ориентации философии XVI-XVII вв
Для эпохи Нового времени (к. XVI-XVII вв.) характерен наукоцентризм - задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки.
Этому способствовало:
- развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств, требующих разнообразных знаний;
- завершение создания экспериментально-математического естествознания;
- ориентация на научное знание, которое становится автономным от религиозной веры и умозрительных философских концепций, научный разум приобретает статус высшей инстанции, что порождает научный тип рациональности;
- синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспертизу со стороны опыта;
- дальнейшее изменение статуса Бога, что нашло отражение в принципе деизма, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно;
- оформление теории познания (гносеологии), которая актуализировала проблему природы и механизмов познания, и формирование методологических программ научной деятельности;
- изменение задач философии: ее первоочередной целью становится поиск всеобщего метода научного познания.
Новоевропейский идеал деятельностного отношения человека к природе предполагал ценность познания природных объектов, раскрытия законов их существования, в соответствии с которыми они преобразуются человеком. Это способствовало организации систематических исследований природы и построению ее объективной картины. Решением этих задач и стало заниматься классическое естествознание, точкой отсчета для которого могут считаться работы Ф. Бэкона (1561-1625) и Г. Галилея (1564-1642).
3. Социально-исторические основания философской мысли эпохи Просвещения
В середине 18 в. во Франции в ходе революции возникло идейное течение – Просвещение.
Оно возникло для соединения научного и социального прогресса, создания рациональной программы преобразования общества затрагивающей все сферы его жизнедеятельности.
В качестве основных категорий в Просвещении выступают теории:
- Естественного права – все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность;
- Общественного договора – государство – результат добровольного соглашения между людьми, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав.
4. Французский материализм XVIII в
Начиная примерно с середины XVIII в. во Франции появляется плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма. Французский материализм XVIII в. — новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающаяся от предшествующих материалистических учений.
Английский материализм XVII в. имел в значительной мере аристократический характер, его учение предназначалось для избранных. В Голландии Спиноза писал свои сочинения на латинском языке, недоступном для широких масс. Напротив, французские материалисты XVIII в. — Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах — несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они непосредственно обращаются не к государям современной им Европы (хотя не упускают случая заинтересовать их своими взглядами) и не только к читателям из дворянства, но и к массе читателей из класса буржуазии. Они излагают свои философские взгляды не в форме ученых трактатов и специальных статей, а преимущественно в форме широкодоступных изданий — словарей, энциклопедий, памфлетов, полемических статей и т. д. Во всех этих изданиях, написанных на национальном языке — французском, к мастерству изложения присоединяется сила нравственного убеждения и публицистического негодования.
Особенно большое значение для возникновения материализма во Франции имело развитие философии в предшествующем столетии в Англии. Французские материалисты опирались на широкое развитие свободомыслия в Англии. За яркими фигурами Ламетри, Гельвеция, Дидро, Гольбаха стоят не менее яркие и значительные по своему идейному влиянию фигуры английских просветителей Толанда, Тиндаля, Шефтсбери.
Заключение
Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.
Новоевропейский идеал деятельностного отношения человека к природе предполагал ценность познания природных объектов, раскрытия законов их существования, в соответствии с которыми они преобразуются человеком. Это способствовало организации систематических исследований природы и построению ее объективной картины.
В качестве основных категорий в Просвещении выступают теории:
- Естественного права – все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность;
- Общественного договора – государство – результат добровольного соглашения между людьми, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав;
- Гражданского состояния – преодоление естественного, связывалось с образованием государства.
Французский материализм XVIII в. не просто продолжал материалистические традиции, порожденные общественно-историческим развитием Англии, Франции и Нидерландов, он развивал эти традиции дальше, выдвигал новые идеи. Для великих материалистов XVII в. главной научной опорой материалистической мысли были механика и астрономия. Для французских материалистов наряду с механикой такой опорой становятся также медицина, физиология и биология.
1. Кохановский, В. П. Основы философии науки / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 608 с.
2. Рябоконь, Н.В Философия и методология науки : лекции / Н.В. Рябоконь. – Минск : Минский университет управления, 2015. – 288 с.
3. Титова, М.В. Пространственные отношения: аспекты научного исследования / М.В. Титова // Вестник ЧитГУ. – 2010. - №3 (60). – С. 34-39.
4. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. – Минск : Выш. шк., 2008. – 479 с.
5. Философия : учебное пособие / Я.С. Яскевич [др.]; под общ. ред.Я.С. Яскевич. – Минск : Выш. шк., 2012. – 474 с.
6. Штанько, В. И. Философия и методология науки : учеб. пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов / В. И. Штанько. – Харьков : ХНУРЭ, 2002. – 292 с.