1 Структура административно-правовой нормы
2 Правовая характеристика состава административного правонарушения против собственности
Задача
Список использованных источников
1 Структура административно-правовой нормы
Административно-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, имеют структуру. Они состоят из:
1) гипотезы;
2) диспозиции;
3) санкции [1, с.44].
Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых нужно и можно действовать определённым образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами. Они порождают, изменяют или прекращают административные правоотношения [1, с.45].
Виды гипотез:
- простые,
- альтернативные (или),
- кумулятивные (и) [1, с.46].
Простая указывает на одно условие.
Альтернативная: при наличии любого из двух или более условий необходимо следовать предписаниям диспозиции.
Кумулятивная: указывает два или более условия, которые должны иметься в совокупности для того чтобы необходимо было следовать предписаниям диспозиции.
Диспозиция – основная часть административно-правовой нормы – определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права. Без неё не может быть административно-правовой нормы как таковой [1, с.47].
Административно-правовая норма может состоять только из диспозиции, например, содержащаяся в ч. 1 ст. 3.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).: «Вина – психическое отношение физического лица к совершённому им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности» [3, ст.3.1].
Диспозиции:
- императивные,
- диспозитивные [1, с.47].
Императивные – однозначно предписывают тот или иной вариант поведения.
Диспозитивные – предоставляют субъектам возможность определенного выбора варианта поведения.
2 Правовая характеристика состава административного правонарушения против собственности
Собственность – это имущество, принадлежащее кому-либо (совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности определенного лица или в оперативном управлении, владении, пользовании, в том числе деньги и ценные бумаги). Собственность может быть двух видов: государственной и частной.
Собственность, приобретенная законным способом, охраняется государством. Одним из способов защиты собственности является административная ответственность.
Административные правонарушения против собственности – это совершаемые умышленно или по неосторожности, предусмотренные в гл. 10 КоАП деяния, которые причиняют вред отношениям собственности между государством, юридическими и физическими лицами [7, с.302].
В гл. 10 КоАП предусмотрено девять составов админ правонарушений, которые можно разделить на четыре группы:
1) правонарушения против права собственности гос-ва: нарушение права государственной собственности на недра; на воды; на леса; на животный мир;
2) мелкое хищение;
3) корыстные правонарушения против собственности, не являющиеся хищениями, но связанные с извлечением материальной выгоды: присвоение найденного имущества; причинение имущественного ущерба;
4) некорыстные правонарушения против собственности: уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая с/х культур или насаждений; умышленные уничтожение либо повреждение имущества [7, с.302].
Административные взыскания за совершение административного правонарушения, предусмотрены статьями гл. 10 КоАП, могут быть наложены не позднее двух месяцев со дня их совершения, за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения, если такое правонарушение было прекращено до его обнаружения.
Родовой объект рассматриваемых правонарушений – общественные отношения собственности, складывающиеся по поводу владения (дозволенного фактического обладания), пользования (потребления полезных свойств) или распоряжения (определения судьбы) имущества [7, с.303].
Задача
Гражданин, назвавшийся Курочкиным, возле магазина «Спорттовары» продавал с рук вязаные спортивные шапки. На требования сотрудника милиции предъявить паспорт для составления протокола о правонарушении гр-н Курочкин заявил, что паспорта при себе не имеет, и попытался скрыться с места правонарушения. Но сотрудником милиции он был доставлен в райотдел внутренних дел, где содержался до установления личности и составления протокола о правонарушении.
РЕШЕНИЕ
1. Проведите юридический анализ состава административного правонарушения.
Объектом правонарушения, регламентированного статьей 12.7 КоАП, выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также отношения в области государственной рыночной политики [4, с.165].
Объективная сторона охватывает собой как действия, так и бездействие виновного лица. Пассивная часть объективной стороны, выражающаяся посредством бездействия, заключается в непринятии лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, необходимых и достаточных мер для своевременной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации созданного им юридического лица [4, с.166].
Бездействие может выражаться также и в отказе от совершения действий, необходимых для получения специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Традиционно принято под таким разрешением понимать лицензию.
Активную часть объективной стороны настоящего правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий специального разрешения.
Субъекты рассматриваемых деяний также конкретизируются применительно к особенностям объективной стороны каждого отдельного деяния. Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации указывает, что субъектом данного нарушения может выступать исключительно гражданин, достигший 16 лет.
В большинстве случаев речь идет о субъекте, достигшем возраста совершеннолетия, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя до достижения указанного возраста требует соблюдения специальной процедуры [4, с.168].
Субъективная сторона может выражаться как в умышленном совершении объективной стороны рассматриваемых деяний, так и по неосторожности.
1. Бахрах, Д.Н. Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2016. – 816 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г., № 218-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. от 18 декабря 2018 г. // Эталон–Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 21 апреля 2003 г., № 194-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г.: в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
4. Крамник, А. Н. Административное право. Часть 2: Административно-деликтное право. / А. Н. Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.
5. Миронов, А.Н. Административно-процессуальное право: учеб. пособ. / А.Н. Миронов. - М.: Форум, 2016. -176 с.
6. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. № 194-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г.: в ред. от 17 июля 2019 г. // Эталон–Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Россинский, Б.В. Административное право: учеб. / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2017. - 628 с.