Административное (административно-деликтное) процессуальное право - это подотрасль права, представляющая собой систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в административном (административно-деликтном) процессе, и деятельность судей, органов, должностных лиц по возбуждению, расследованию и разрешению дел об административных правонарушениях и исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. Административный (административно-деликтный) процесс регулируется нормами административного (административно-деликтного) процессуального права.
Административное процессуально - исполнительное право неразрывно связано с административно-деликтным процессуальным законом.
Административный (административно-деликтный) процессуальный закон – это принятый Национальным собранием Республики Беларусь нормативный правовой акт – Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, обладающий высшей юридической силой, призванный регулировать общественные отношения в сфере производства по делам об административных правонарушениях.
К источникам административного (административно-деликтного) процессуального права, наряду с законами относятся декреты, указы Президента Республики Беларусь, международные 255 договоры, заключенные Республикой Беларусь с другими государствами, определяющие пределы действия административно-деликтного процессуального закона. Если вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены ПИКоАП, применяются правила международных договоров. ПИКоАП состоит из норм процессуального деликтного права.
Под принципами административного процесса понимаются закреплённые законом основополагающие положения, которые в течение длительного времени не претерпевают значительных изменений и обеспечивают выполнение поставленных перед ним задач. В Республике Беларусь данные принципы нашли своё отражение в ПИКоАП.
Принцип законности при осуществлении административного процесса (ст.2.2 ПИКоАП) означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с принципом обеспечения защиты прав и свобод (ст.2.3 ПИКоАП) суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов участников административного процесса, создать установленные ПИКоАП условия для её осуществления, своевременно принимать меры по удовлетворению их законных требований (ч.1 ст.2.3 ПИКоАП).
ЗАДАЧА
РЕШЕНИЕ:
Данное деяние подпадает под действие статьи 10.5 КоАП Республики Беларусь (мелкое хищение) – мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
Объект мелкого хищения -- общественные отношения, составляющие в своей совокупности право собственности.
Имуществом являются деньги, ценные бумаги (лотерейные билеты, знаки почтовой оплаты, облигации, приватизационные именные чеки и т.д.), вещи. Природные богатства -- земля, ее недра, воды, леса, животный мир и т.д., хотя и относятся к государственной собственности, однако пока не извлечены из естественного состояния с применением человеческого труда предметом хищения не могут быть. Если продукты природных богатств извлечены из естественного состояния либо когда государственные или общественные организации вырастили животных, рыб, растения, ягоды и т.д., завладение ими, т.е. незаконное безвозмездное изъятие и обращение в свою собственность или собственность других лиц, образует состав хищения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.5 КоАП, образуют конкретные действия лица, т.е. мелкое хищение имущества, совершенное путем:
а) кражи;
б) мошенничества;
в) злоупотребления служебным положением или полномочиями;
г) присвоения или
д) растраты, а равно
ж) покушение на такое хищение.
Мелким хищением имущества признается хищение на сумму, не превышающую десяти базовых величин на момент совершения правонарушения.
Под мелким хищением имущества физического лица понимается хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения имущества физического лица, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
При решении вопроса, является ли хищение мелким, кроме стоимости похищенного, необходимо учитывать его количество (вес, объем) и значимость потерь для организации.
Мелкое хищение образует состав административного правонарушения, если совершено оно в указанных в статье формах.
Мелкое хищение чаще всего совершается путем кражи. Под кражей понимается тайное похищение, изъятие имущества из владения юридического лица либо отдельных граждан.