ВОПРОС 1. ИЗЛОЖИТЕ ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ВОПРОС 2. ОПИШИТЕ СОСТАВ СОВРЕМЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ДВС, ПРИМЕНЯЕМОЕ В НИХ ОБОРУДОВАНИЕ
ВОПРОС 3. ОПИШИТЕ СВОЙСТВА ЗАКЛЁПОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВОПРОС 1 Изложите особенности сборки дизельных двигателей
Дизельный двигатель ‒ поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха. Применяется в основном на судах, тепловозах, автобусах и грузовых автомобилях, тракторах, дизельных электростанциях, а к концу XX века стал распространен и на легковых автомобилях.
После снятия дизельного двигателя с него сначала демонтируются все дополнительные устройства, затем проводится его полная разборка. Вспомогательные устройства снимайте в следующем порядке (сборка и оснащение двигателя дополнительными устройствами проводится в порядке, обратном перечисленному):
‒ насос гидравлического усилителя рулевого управления, если предусмотрен комплектацией;
‒ компрессор кондиционера воздуха, если предусмотрен комплектацией;
‒ генератор в сборе с кронштейнами;
‒ стартер;
‒ свечи накаливания и элементы системы подогрева;
‒ необходимые элементы системы управления двигателем;
‒ жгуты электропроводки двигателя;
‒ турбокомпрессор и коллекторы;
‒ масляный щуп и его корпус;
‒ опоры двигателя;
‒ маховик или планшайба.
Для капитального ремонта двигатель разбирайте в следующем порядке:
‒ привод газораспределительного механизма со всеми зубчатыми шкивами и механизмом натяжения;
‒ головка блока цилиндров;
‒ поддон картера двигателя;
‒ масляный насос;
‒ поршни и шатуны в сборе;
‒ коленчатый вал.
Сборка крупных двигателей производится в условиях мелкосерийного производства на неподвижных стендах.
ВОПРОС 2 Опишите состав современных лабораторий для испытания ДВС, применяемое в них оборудование
Современные лаборатории для испытания двигателей размещают в отдельных зданиях или в корпусах; спланированных для таких именно целей, как делают это на моторостроительных заводах. Инженерное оборудование рассчитывают и проектируют так, чтобы к каждому объекту испытаний подавались потребные количества электрической энергии, воды, воздуха, топлива, масла, а также удалялись от них в атмосферу отработавшие газы. Такие помещения обязательно оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, развитыми обособленными канализационными коммуникациями, устройствами для эффективного глушения шума отработавших газов двигателей, подъемными и транспортными средствами и т.д. Для размещения многих инженерных устройств и части оборудования лабораторные помещения строят с емкими техническими подвалами.
Испытательные установки проектируют с учетом особенностей конкретных типов двигателей и, как правило, располагают в обособленных друг от друга помещениях, причем каждую такую ячейку (бокс) разделяют на моторную часть, в которой устанавливают испытуемый двигатель, и пультовую для испытателей. Последнюю выносят иногда в общий зал для наблюдений. Благодаря этому обслуживающий персонал оказывается в помещении, изолированном от моторной части бокса, и может работать в спокойных условиях, управляя двигателем на расстоянии. Визуальное наблюдение за работающим двигателем ведется через застекленный проем в звуконепроницаемой перегородке.
Чтобы повысить эффективность гашения шума, в лабораториях стены облицовывают панелями из пористых материалов. В порах звуковые волны вызывают колебания воздуха и вследствие возникновения внутреннего трения звуковая энергия колебаний частично преобразуется в тепло. Наиболее употребительными являются волокнисто-пористые материалы (стекловолокно, минеральная шерсть, шлаковая вата, отходы капронового волокна и т.п.).
Под моторные боксы типовых испытаний отводят 30 40 м2 площади, высота потолков в них составляет 4…6 м, а глубина технических подвалов около 4 м.
ВОПРОС 3 Опишите свойства заклёпочных соединений и область их применения
Заклёпочное соединение ‒ неразъёмное соединение деталей при помощи заклёпок. Обеспечивает высокую стойкость в условиях ударных и вибрационных нагрузок. Известно с древности.
На современном этапе развития технологии уступает место сварке и склеиванию, обеспечивающим большую производительность и более высокую прочность соединения. Однако по-прежнему находит применение по конструктивным или технологическим соображениям: в соединениях, где необходимо исключить изменение структуры металла, коробление конструкции и перегрев расположенных рядом деталей; соединение разнородных, трудно свариваемых и не свариваемых материалов; в соединениях с затруднительным доступом и контролем качества; в случаях, когда необходимо предотвратить распространение усталостной трещины из детали в деталь.
В предварительно подготовленные отверстия в деталях (пакете листов) вставляют заклепки. После производится осадка (клёпка) специальным инструментом второй замыкающей головки.
В процессе клёпки производят стяжку (сжатие) пакета, и за счет поперечной упругопластической деформации стержня происходит заполнение начального зазора между стержнем и стенками отверстия, часто приводящее к образованию натяга.
Достоинства:
- высокая надежность соединения;
- удобство контроля качества клепки;
- повышенная сопротивляемость ударным и вибрационным нагрузкам;
- возможность соединения деталей из трудносвариваемых металлов, например из алюминия;
- неизменность физико-химических свойств материалов соединяемых деталей в процессе клепки.
- не дают температурных деформаций;
- детали при разборке не разрушаются.
Дополнительно отметим, что, так как заклепки изготовляют из высокопластичных материалов, их разрушению предшествуют значительные остаточные деформации, которые в некоторых случаях как бы сигнализируют об опасности разрушения, что и позволяет принять предупредительные меры. При разборке соединения (разрушении заклепок) соединяемые детали обычно почти не повреждаются и могут быть использованы повторно.
1 Чесноков, С. А. Химический турбулентный тепломассообмен в двигателях внутреннего сгорания : [монография] / С. А. Чесноков, С. А. Потапов ; Гос. образоват. учреждение высшего проф. образования Тульский гос. ун-т .‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ Тула : ТулГУ, 2009 .‒ 500 с. : ил. ; 21 см.
2 Нигматуллин, Р. Г. Диагностика ДВС по анализу моторного масла / Р. Г. Нигматуллин, В. Р. Нигматуллин , И. Р. Нигматуллин .‒ Уфа : Уфимский полиграфкомбинат, 2011 .‒ 296 с.
3 Ханк, Г. Турбодвигатели и компрессоры : справочное пособие : пер. с нем. / Герт Ханк, Ирис Лангкабель .‒ Москва : Астрель : АСТ, 2007.
4 Дударева, Н. Ю. Безопасность в двигателестроении : [учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. подготовки 140500 - "Энергомашиностроение"] / Н. Ю. Дударева .‒ Уфа : УГАТУ, 2011.