Введение
Термины «вторичные метаболиты» и «вторичный метаболизм» вошли в лексику биологов в конце XIX века с легкой руки профессора Косселя. В 1891 году в Берлине он прочитал не собрании Физиологического общества лекцию, которая называлась «О химическом составе клеток.». «В то время как первичные метаболиты присутствуют в каждой растительной клетке, способной к делению, то вторичные метаболиты присутствуют в клетках только «нечаянно» и не необходимы для жизни растения.
Случайное распространение этих соединений, их нерегулярное нахождение в близких видах растений, вероятно свидетельствует о том, что их синтез связан с процессами, не являющимися неотъемлемыми для каждой клетки, а имеющими скорее вторичный характер.
К настоящему времени в высших растениях обнаружено около 100 000 вторичных метаболитов («веществ специализированного обмена растений») – относительно низкомолекулярных соединений, присутствие которых в растительных клетках в принципе не обязательно, и которые, как правило, являются биологически-активными веществами (БАВ).
Вторичные метаболиты — органические вещества, синтезируемые организмом, но не участвующие в росте, развитии или репродукции.
К особенностям относят:
- относительно низкую молекулярную массу (исключением являются, например, высокомолекулярные полиизопреноиды: каучук, гуттаперча, чикль);
- не обязательное присутствие в каждом организме (некоторые вторичные метаболиты широко распространены, так например многие фенилпропаноиды встречаются практически во всех растениях);
- как правило, они являются биологически активными веществами;
- синтез из первичных метаболитов.
Эти признаки не являются обязательными, но во всей их полноте четко показывают спектр вторичных метаболитов.
У растений вторичные метаболиты участвуют во взаимодействии растения с окружающей средой, в защитных реакциях (например, яды).
Различные исследования показали, что образование вторичных метаболитов в растении является сложным процессом, который четко спланирован в пространстве и времени и в котором участвует много (несколько тысяч) ферментов и регуляторных белков.
Расшифровка геномов растений показала, что от 15 до 25% генов всего организма участвуют в процессах вторичного метаболизма.
Наиболее сложным и фундаментальным для физиологии растений является вопрос о роли вторичных метаболитов в жизни растений.
В более чем 100-летней истории исследований веществ со специализированным метаболизмом обсуждались различные варианты от полного отсутствия их функционального значения до доминирующей роли в защите растений от биотического стресса.
К настоящему времени превалирующей является точка зрения, что вторичные метаболиты – это своеобразные «биохимические инструменты» с помощью которых растение, организм, лишенный возможности активного перемещения в пространстве – решает большинство своих «экологических» проблем – от привлечения опылителей до защиты от разнообразных стрессов.
Однако строго доказать функции вторичных метаболитов достаточно сложно. Серьезным инструментом в изучении закономерностей вторичного метаболизма, механизмов его регулирования и функциональной значимости могут быть культуры клеток высших растений.
1. Локализация и пространственная организация синтеза и накопления вторичных метаболитов в растении
Вторичные метаболиты могут быть обнаружены в различных частях клетки, ткани, растительных органах.
Внутриклеточная локализация
Вторичные метаболиты обычно накапливаются в «метаболически неактивных» компартментах клетки — вакуолях и периплазматическом пространстве (клеточной стенке), но их синтез обычно происходит в других компартментах — чаще всего в цитозоле, ВП и хлоропластах.
Таким образом, синтез и накопление вторичных метаболитов в клетке пространственно разделены; после синтеза их перенос должен происходить секреторным путем. [7]
Сайты синтеза и накопления вторичных метаболитов различны для разных классов соединений. Как правило, алкалоиды накапливаются в вакуолях и практически никогда не достигают периплазматического пространства. Это может быть результатом «осторожного обращения» с азотными соединениями со стороны растения.
Транспортировка алкалоидов в вакууме происходит с участием конкретных перевозчиков (возможно, транспортеров АВС). В любом случае, только «собственные» алкалоиды, т.е. алкалоиды, типичные для завода, эффективно попадают в изолированные пылесосы.
В вакуолях алкалоиды обычно встречаются в виде солей. Синтез алкалоидов происходит в основном в пластмассах (например, хинолизидина) или в цитозоле .
В отличие от алкалоидов, вторичные метаболиты изопреноида обычно удаляются из клетки после синтеза. Кроме клеточной стенки, они иногда могут накапливаться в пылесосах.
Изопреноиды могут быть синтезированы в двух отделениях — в пластидах или в цитозоле.
Существует два независимых способа синтеза изопренидов: Мевалонат — в цитоплазме, альтернативно — в пластиде. Синтез изопреноида часто осуществляется в лейкопластидах — специализированных «изопреноидах», которые имеют ряд морфологических особенностей (например, отсутствие рибосом, особое положение внутренних мембран). [5]
Они характеризуются тесным контактом с ЭP («ретикулярный футляр»), что косвенно указывает на взаимодействие пластмасс и ЭP в синтезе изопренидов.
Фенольные соединения накапливаются как в вакууме, так и в периплазматическом пространстве.
В этом случае гликозилированные фенольные соединения обычно содержатся в вакуолях, а в периплазматическом пространстве — в метоксилированных соединениях или агликонах. Синтез фенольных соединений происходит в хлоропластах и в цитозоле. Показано, что существуют два независимых способа синтеза ароматических соединений (шикиматные способы) — в цитозоле и в пластидах.
2. Принцип разделения синтеза и накопления вторичных метаболитов. синтеза и накопления вторичных метаболитов на уровне клетки, ткани, органа, целого растения
Благодаря усилиям многих исследователей накоплено немало ценной информации о способности культивируемых растительных клеток синтезировать многие традиционные экономически важные продукты: терпеноиды, гликозиды, полифенолы, полисахариды, эфирные масла, необычные пептиды и специализированные белки, натуральные красители, стероиды, пряности, инсектициды, воски, витамины.
Также доказана возможность культур клеток осуществлять биотрансформацию, то есть синтезировать некоторые БАВ из дешевых и доступных их предшественников. [6]
Эти «полупродукты» вторичных метаболитов не могут быть преобразованы химическим или микробиологическим путем, и только благодаря активности ферментов клеток растений в культуре происходит их превращение в ценный конечный продукт.
Перевод клеток в условия in vitro может также приводить к синтезу совершенно новых соединений с принципиально другим механизмом действия. Например, японские исследователи добились успехов в получении таких новых БАВ, как необычные пептиды, антиканцерогенные соединения, убихинон-10 и др.
Популяциям культивируемых in vitro растительных клеток присущи определенные особенности протекания процессов вторичного метаболизма.
Важной их характеристикой является степень стабильности в отношении синтеза, транспорта и депонирования физиологически активных соединений.
Высокая биосинтетическая способность может сохраняться в течение всего времени существования популяции.
Однако известны примеры постепенного (в течение нескольких лет) увеличения числа клеток со сниженным синтезом метаболитов.
В случае полной «нестабильности» клетки в популяции очень быстро теряют способность к синтезу вторичных метаболитов, что связано с прекращением in vitro экспрессии генов, участвующих в образовании БАВ.
В растительном организме синтез метаболитов, их транспорт и отложение в запас зачастую разделены во времени и осуществляются в разных органах растения. [4]
Например, алкалоид никотин, который синтезируется в корнях табака, а уже оттуда поступает в листья, где и накапливается. В условиях in vitro все стадии вторичного метаболизма – от синтеза до депонирования – обычно проходят в одной клетке.
3. Сигнальная роль вторичных метаболитов. Взаимодействие вторичных метаболитов и фитогормонов в сигнальных путях
Растения представлены самыми разнообразными по внешнему виду, форме и размерам организмами. Это могут быть как миниатюрные особи, вроде мохообразных, так и гиганты размером в 110 метров.
Для координированного управления таким гигантским телом необходим постоянный обмен сигналами между различными его частями.
Единичные молекулы фитогормонов способны выполнять сигнальные функции, то есть участвовать в обмене информацией между клетками, поддерживая функционирование растения как целостной сложной системы и регулируя программы роста и развития.
К таким программам относится, например, прорастание семян, цветение, плодоношение, переживание неблагоприятных условий (холод, засуха), восстановление после механического повреждения или повреждения, вызванного патогенами.
В отличие от животных, растения не способны убежать от опасности или переждать неблагоприятные условия в укрытии. Кроме того, растения — ресурс для поддержания жизнедеятельности практически всех живых организмов, а также вирусов. [10]
Чтобы успешно существовать и развиваться в этих весьма непростых условиях, растения создали в ходе эволюции эффективную молекулярную систему тонкой регулировки существования и адаптации к внешним условиям, важную роль в которой играют фитогормоны.
Действительно, как «понять» корню стометрового растения, что где-то наверху развилось большое количество листвы, увеличилась площадь транспирации, и поэтому ему необходимо активно расти, чтобы снабжать организм водными растворами? Каким образом, будучи неподвижным, почувствовать вредителей и избавиться от них?
Для этих и многих других случаев у растений, как и у животных, есть специализированные системы передачи информации: электрическая, действующая локально путем изменения мембранных потенциалов клеток; трофическая, обусловленная потоками различных синтезированных внутри растения (эндогенных) веществ; и самая важная – гормональная, где ключевую роль играют сигнальные молекулы, которые называются фитогормонами.
Фитогормоны (дословно с греческого – растительные возбудители) являются низкомолекулярными регуляторными эндогенными веществами, которые способны транспортироваться по растительному организму и вызывать различные тканеспецифичные ответы, но не участвующие во всевозможных метаболических путях непосредственно.
Важным свойством всех гормонов является способность действовать в очень небольших концентрациях (примерно 1*10-5 моль/л и меньше).
Заключение
Использование природного разнообразия в терапевтических целях не ограничивается грибами и актиномицетами, которые вырабатывают антибиотики. В частности, растения характеризуются удивительным разнообразием синтетических процессов, конечные продукты которых представлены соединениями с очень различной химической структурой.
В современной медицине используются жирные кислоты, масла, растительные полисахариды и удивительно разнообразные вторичные метаболиты. В отличие от первичного обмена, общего для всех организмов, вторичный метаболизм характеризуется таксономической идентичностью.
Вторичный метаболизм растений является характеристикой дифференцированных растительных клеток и тканей, которая уникальна для специализированных органов, которые ограничены определенными фазами жизненного цикла. Основные классы вторичных метаболитов включают алкалоиды, изопреноиды и фенольные соединения.
На сегодняшний день известно около 10000 алкалоидов, которые обладают высокой фармакологической активностью. Содержание алкалоидов в растительных веществах обычно не превышает нескольких процентов, но в коре хинного дерева оно не превышает 15-20%. Алкалоиды могут быть сосредоточены в различных органах и тканях. Однако они часто не накапливаются в тканях, в которых они синтезируются. Например, никотин синтезируется в корнях табака и хранится в листьях.
Самые известные алкалоиды включают морфин, кодеин, папаверин, которые были выделены из коробочек мака снотворного.
Медицинское использование алкалоидных растений имеет долгую историю. В 19 веке, когда первые алкалоиды были получены в чистом виде, они сразу же были использованы в клинической практике в качестве лекарства. Многие алкалоиды все еще используются в медицине (в основном в форме солей).
Многие синтетические и полусинтетические лекарственные средства представляют собой структурные модификации алкалоидов, которые предназначены для усиления или изменения основного эффекта лекарственного средства и уменьшения нежелательных побочных эффектов. Например, налоксон, антагонист опиоидных рецепторов, является производным алкалоидов, содержащихся в опиуме.
До разработки широкого спектра относительно мало токсичных синтетических пестицидов некоторые алкалоиды часто использовались в качестве инсектицидов (соли никотина и анабазина). Их использование было ограничено из-за высокой токсичности для человека.
Многие алкалоиды являются психоактивными веществами. Препараты растений, которые содержали алкалоиды, их экстракты и более поздние чистые препараты алкалоидов, использовали в качестве стимуляции и / или анестетиков. Кокаин и катинон являются стимуляторами центральной нервной системы. Мескалин и многие индольные алкалоиды (такие как псилоцибин, диметилтриптамин, ибогаин) являются галлюциногенными.
1. Беликов, П.С. Физиология растений: Учебное пособие. / П.С. Беликов, Г.А. Дмитриева. – М.: Изд-во РУДН, 2012. - 248 с.
2. Веретенников, А.В. Физиология растений; Учебник.-/А.В.Веретенников. –М.: Академический Проект. 2016. – 480 с.
3. Кретович, В.Л. Биохимия растений /В.Л. Кретович. – М.: Высшая школа, 2000. - 445 с.
4. Кузнецов, В.В. Физиология растений / В.В. Кузнецов, Г.А. Дмитриева. – М.: Высшая школа, 2015. - 736 с.
5. Курсанов, А.Л. Транспорт ассимилятов в растении /А.Л. Курсанов. – М.: Наука, 2014. - 648 с
6. Лебедев, С.И. Физиология растений / С.И. Лебедев. – М.: Колос, 2018. - 544 с.
7. Либберт, Э. Физиология растений / Э. Либберт. – М.: Мир, 2016. - 580 с.
8. Медведев, С.С. Физиология растений: Учебник. / С.С. Медведев. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2014. - 336 с.
9. Плешков, Б.П. Биохимия сельскохозяйственных растений / Б.П. Плешков. – М.: Агропромиздат, 2017. - 494 с.
10. Полевой, В.В. Физиология растений / В.В. Полевой. – М.: Высшая школа, 2016. - 464 с.
11. Словарь терминов и понятий по физиологии и биохимии растений/ Уч. пособие. М.:ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева. 2017. - 100с.
12. Третьяков, Н.Н. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений. / Н.Н. Третьяков, Е.И. Кошкин, Н.М. Макрушин и др.; Под ред. Н.Н. Третьякова. – М.: Колос, 2010. - 640 с.
13. Физиология растений: Учебник для студентов вузов. / Н.Д. Алехина, Ю.В. Балнокин, В.Ф. Гавриленко и др.; Под ред. И.П. Ермакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 640 с.
14. Якушкина, Н.И. Физиология растений / Н.И. Якушкина, Е.Ю. Бахтенко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 463 с.