Задание 4
Задание 27
Список использованных источников
4 Философия эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей)
План
1. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
2. Философские идеи Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея
1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер [1, с. 57].
Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.
Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении [2, с. 49].
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
1) Гуманистическое (XIV – XV вв.) – в центр внимания ставило чело-века, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви. Представители: – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.
2) Неоплатоническое (сер. XV – XVI в.) – развивало учение Платона, пыталось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма. Представители – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.
27 Социализация индивида
План
1. Понятие «социализация личности»
2. Стадии процесса социализации личности
3. Факторов, оказывающие влияние на процесс социализации
1. Общество – сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными члена-ми общества, активными участниками его жизни, способными обучать но-вое поколение.
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения [4, с. 189].
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;
2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком [7, с. 139].
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
1 Канке, В.А. Основы философии: учеб для студ. сред. спец. учеб. за-вед. / В.А. Канке. – М.: Логос, 2008. – 288 с.
2 Основы философии: учеб. пособ. / Я.С. Яскевич, B.C. Вязоекин, Х.С. Гафаров – Мн: Высшая школа, 2009. – 268 с.
3 Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я.С. Яскевич – Мн.: Высшая школа, 2003 – 400 с.
4 Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.
5 Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 448 с.
6 Кравченко, А.И. Социология и политология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. М.: Логос, 2010. – 352 с.
7 Кравченко, А.И. Социология: общий курс: учеб. пособ. для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Логос, 2002. – 640 с.