Умственное воспитания школьников в процессе урочной и внеклассной работы Курсовая работа (проект)
Курсовая работа (проект)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 68%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы
1.1 Сущность процесса умственного воспитания школьников
1.2 Особенности развития умственных способностей учащихся 6 класса
1.3 Урочная и внеклассная деятельность в школе как основа умственного воспитания школьников
2.1 Диагностика умственного воспитания учащихся 6 класса
2.2 Методика организации умственного воспитания школьников в процессе урочной и внеклассной работы
Отправным пунктом в формировании современной школы, определенно, должны стать права и интересы учащегося. В сегодняшних непростых социокультурных условиях школа, по-видимому, является единственным общественным учреждением, которое может (и обязано) принять на себя функцию – защитить основное право каждого ребенка – права на такие условия школьной среды, которые способствовали бы всестороннему личностному развитию в максимально возможном охвате роста его индивидуальных психологических ресурсов.
Умственные способности человека представляют собой мощный естественный источник цивилизации. Следовательно, выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те государства, которые способны создать наиболее совершенную систему образования, обеспечивающую всестороннее развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Из этого следует и актуальность выбранной темы. Умственное воспитание учащихся – это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запросами будущего.
Среди отечественных и зарубежных исследователей и педагогов существует теория, что развитие ребенка протекает спонтанно, так как ему свойственны внутренние закономерности. Согласно этой позиции обучению выделяется пассивная роль, оно должно только приспосабливаться под эти условия, согласовываясь с этапами возрастного развития. При этом умственное развитие происходит гораздо интенсивнее в условиях социального общения и воспитания, когда преподаватель оказывает планомерное и систематическое воздействие на ум ребенка, гарантируя посредствам постановки упражнений решить задачи умственного воспитания.
Таким образом, умственное развитие – это процесс развития умственных сил и мышления учащихся, который происходит в результате специальных воспитательных воздействий.
Процесс умственного воспитания школьников исследовали такие педагоги, как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов.
При правильном сочетании внеклассной и урочной работы обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в школе в целом. Внеклассная работа, тесно связанная с урочной. Создавая у учащихся положительные эмоции, внеклассная работа способствует мотивации учения, т.е. формирует у учащихся потребность в изучении предмета.
Цель курсовой работы – рассмотреть процесс умственного воспитания школьников в урочной и внеклассной работе.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность процесса умственного воспитания;
1.1 Сущность процесса умственного воспитания школьников
Если цель воспитания – «всесторонее и гармоническое развитие личности», то и содержанием становятся некоторые «стороны», которые обозначаются как «умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание» [14, с. 165]. Такое понимание воспитательного процесса классическое для отечественной социально ориентированной педагогики, достаточно корректно для гносеологического подхода к теории воспитания.
Современная педагогическая наука воспринимает умственное воспитание как процесс создания интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности [3, с. 24].
В высказываниях К.Д. Ушинского, которые объясняют его восприятие основных средств и способов умственного развития учащихся в процессе обучения, открывается значительно более сложное интерпретирование данной проблемы, чем то, которое до него бытовало в педагогике. Впервые в педагогике К.Д. Ушинский, указав на роль изучения наук в умственном развитии, отметил в этом же плане значение усвоения идей, которые лежат в основе той или иной науки.
Особенно важным в исследовании проблемы умственного воспитания и развития мышления является утверждение К.Д. Ушинского, что необходимо сочетать развивающее влияние научного содержания и познавательной самодеятельности учащихся и разрабатывать дидактические методы, которые обеспечивают такое сочетание [5, с. 47].
Позиция К.Д. Ушинского объясняет постановку и решение им проблемы умственного развития учащихся в общедидактическом плане. Концепция умственного развития, предложенная другим известным педагогом В.И. Водовозовым, имеет некоторые особенности, но в своей принципиальной основе схожа с концепцией развития мышления К.Д. Ушинского. Так, в концепции Водовозова нет положения Ушинского о том, что развитие мышления учащихся должно быть подчинено формированию обобщающих идей, которые развиваются в уме ребенка усвоением системы знаний. С другой стороны, в тезисах В.И. Водовозова мы наблюдаем развитие и более четкое формулирование мыслей о том, что процесс опираясь на развитие мышления учащихся, должен привести их к усвоению методов познания, по мнению, представляется крайне важным для постановки вопроса о психологических условиях развития продуктивной умственной деятельности учащихся в процессе обучения [ с. 236-237].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УМСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
2.1 Диагностика умственного воспитания учащихся 6 класса
В последние годы значительно усилился интерес учёных к проблемам умственного развития личности. И в то же время не разработанными остаются вопросы мониторинга качества воспитания, отслеживания условий учебно-воспитательного процесса, с помощью которых достигается оптимальный воспитательный эффект.
Особое место отводится диагностике как оценочной процедуре, направленной на выяснение истинного уровня воспитанности, когда данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности. Разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса. С помощью диагностики педагог определяет, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всём учебном году, классный руководитель, педагог дополнительного образования изучают уровень воспитанности учащихся. Педагогу, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить ежегодно начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, классному руководителю обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.
Текущая (корректирующая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает классному руководителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспрессинформации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она даёт основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Классный руководитель диагностирует развитие учеников, изучая качества личности, которые бы ли объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность 68%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы
готовую работу?