Организация и прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Беларусь Курсовая работа (проект)
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация и прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Денежное обращение и кредит»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Организация и прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Денежное обращение и кредит
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Данные Национального банка Республики Беларусь
Поделиться
Реферат
Введение
1 Наличный денежный оборот в Республике Беларусь
1.1 Понятие наличного денежного оборота и принципы его организации
1.2 Организация наличного денежного оборота
1.3 Прогнозирование наличного денежного оборота
2 Оценка наличного денежного оборота в Республике Беларусь
2.1 Порядок ведения расчетов наличными денежными средствами
2.2 Анализ наличного денежного оборота в Беларуси
3 Совершенствование организации и прогнозирования наличного денежного оборота в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Платежный механизм является одной из основных структур рыночной экономики, от его четкой и непрерывной работы зависит общая эффективность функционирования экономических институтов. Расчетно-платежные отношения являются важнейшим компонентом денежно-кредитной политики государства. Из ясности и надежности функционирования платежного механизма существенно зависит финансово-экономическое положение как отдельных хозяйствующих субъектов, так и страны в целом.
В настоящее время на мировом рынке распространяется большое количество платежных инструментов и платежных услуг. Платежи подразделяются на наличные и безналичные, после чего их делят на бумажные и электронные. В крупном (оптовом) обороте преобладают безналичные платежи и расчеты, а на розничной товарной бирже, как и прежде, большая часть транзакций опосредована наличными деньгами, несмотря на то, что в последнее время активно внедряются различные формы безналичных расчетов. Однако в целом из-за большого количества мелких биржевых сделок наличные платежи преобладают в общей сумме транзакций.
Роль денежного обращения и его правильная организация проявляются через стабильность экономического оборота и платежно-расчетной системы, способность республиканского правительства обеспечивать баланс спроса и предложения на товарном рынке в зависимости от характера и масштабов влияние денежной массы на рост цен и инфляцию.
Научная и рациональная организация денежного оборота важна для решения многих социально-экономических проблем. В этой сфере денежных отношений происходит окончательная реализация стоимости совокупного общественного продукта, произведенные товары получают общественное признание.
В процессе продажи товаров устанавливается, насколько общественное производство отвечает потребностям личного потребления, что в значительной степени определяет нормальный оборот денег в стране и стабильность их покупательной способности.
Денежные средства являются важным компонентом платежной системы страны, от которой во многом зависит ее устойчивое функционирование. Даже самые развитые страны постоянно уделяют значительное внимание де-нежной составляющей денежной массы.
Никакая экономика не может обойтись без наличных. Опыт показывает, что независимо от уровня развития рыночной экономики и преобладания неденежных расчетов в денежно-кредитных системах наличное денежное обращение по-прежнему занимает важное место. Покупательная способность национальной валюты во многом зависит от состояния денежного оборота.
Цель работы состоит в изучении организации и прогнозирования наличного денежного оборота в Республике Беларусь.
1 Наличный денежный оборот в Республике Беларусь
1.1 Понятие наличного денежного оборота и принципы его организации
Наличный денежный оборот - это непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и оплаты, осуществляющих посредничество в оплате товаров, услуг и других платежей. Денежные средства используются: для обращения товаров и услуг; для платежей по выплате заработной платы и эквивалентных выплат; для оплаты ценных бумаг и выплаты доходов от них; для оплаты населения за коммунальные услуги и т. д. Обеспечение населения денежными средствами осуществляется за счет эмиссии.
Вопрос о наличных средствах представляет собой их выпуск (эмиссию) в обращение, в котором увеличивается масса наличных денег. Центральный банк страны имеет монопольное право выдавать наличные деньги. В экономике наличные деньги поступают в результате кредитования центрального банка коммерческих банков, покупки государственных ценных бумаг, золота, иностранной валюты. Выданные банкноты предоставляются активами центрального банка (драгоценные металлы, золото, ценные бумаги, свободно конвертируемая валюта, прочие обязательства). Безопасность выпуска банкнот напрямую влияет на стабильность национальной валюты. Выдача наличных денег позволяет государству получать премию на акции - сеньораж, которая представляет собой разницу между номинальной стоимостью банкноты (монеты) и фактическими расходами на ее изготовление. Премия на акции больше, чем больше номиналов выпущенных банкнот. Она рассчитывается как отношение роста денежной базы к валовому внутреннему продукту или доходам государственного бюджета. Принимая во внимание важность денежного оборота в социально-экономических условиях, центральный банк страны прогнозирует потребность в денежных средствах, определяет размер предлагаемой эмиссии и другие параметры денежного оборота [11, c. 74].
Наличные деньги начинают свое движение с оборотной кассы центрального банка, из которой они поступают в кассы коммерческих банков для оплаты наличными в целях, разрешенных законом. Население, получающее наличные деньги, будет тратить его на собственные нужды (покупать товары, оплачивать платежи и т. д.), т. е. наличные деньги снова переходят в кассы торговых предприятий, а затем из кассы предприятий в банки «кассы для зачисления денежных средств на счет предприятия».
2 Оценка наличного денежного оборота в Республике Беларусь
2.1 Порядок ведения расчетов наличными денежными средствами
Для получения наличных денег с текущих (расчетных) банковских счетов юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем в обслуживающий банк представляется чек либо заявление на получение наличных денег с текущих (расчетных) банковских счетов (часть первая п.21 Инструкции № 107).
При приеме наличных денег кассиры, уполномоченные лица, индивидуальные предприниматели осуществляют проверку их подлинности и платежности (часть первая п.23 Инструкции № 107).
Выдача наличных денег производится кассиром только лицам, указанным в расходном кассовом ордере, платежной ведомости, других документах, предусмотренных законодательством, либо в доверенности, при предъявлении документов, определенных в п.28 Инструкции № 107 (п.31 Инструкции № 107).
Лица, получившие наличные деньги, в том числе с использованием корпоративных дебетовых карточек, под отчет на предстоящие расходы, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они вы-даны, представить в бухгалтерскую службу отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги, за исключением случаев, установленных в п.1 части второй ст.107 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) (часть первая п.35 Инструкции № 107).
Разрешается использовать личные средства физических лиц для покупки товаров (работ, услуг) в интересах юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, с которым эти лица находятся в трудовых отношениях, а также личные денежные средства членов торговли союзы для указанных целей в интересах профессиональных союзов в пределах, установленных главой 4 Инструкции № 107 (часть первая статьи 38 Инструкции № 107).
Денежные расчеты между юридическими лицами, их отдельными подразделениями и индивидуальными предпринимателями осуществляются в соответствии с порядком выплат, установленным пунктом 2 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. № 359 (с.68 Инструкции № 107).
Юридическое лицо, его отдельное подразделение, индивидуальный предприниматель, независимо от того, имеет ли он текущий (расчетный) банковский счет, осуществляет денежные расчеты с другими юридическими лицами, их отдельными подразделениями, индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь, в том числе путем внесение наличных денег непосредственно в банки-кассиры с последующей передачей на текущие (расчетные) банковские счета получателей в общей сумме не более 100 BV на 1 день, за исключением случаев, указанных в Инструкции № 107, а в случаях предусмотренных законом (часть первая, пункт 69 Инструкции № 107).
3 Совершенствование организации и прогнозирования наличного денежного оборота в Республике Беларусь
Рациональную организацию денежного обращения, усиление контроля над денежными потоками следует рассматривать как одно из эффективных средств, способствующих решению острых проблем современного этапа развития белорусской экономики. Основной задачей Национального банка Республики Беларусь, как известно, является защита и обеспечение стабильности рубля. Достижение этой цели на данный момент невозможно без рациональной организации денежного обращения.
Национальному банку Республики Беларусь следует продолжить работу по правовому регулированию порядка проведения кассовых операций в учреждениях банков, кредитных организаций и хозяйствующих субъектов.
Национальный банк Республики Беларусь должен разработать новые и улучшить действующие нормативные акты, которые позволят:
- создать необходимую правовую основу для оптимизации небанковского денежного оборота;
- облегчить ускорение денежного оборота:
- способствовать обеспечению безопасности денежных средств;
- внедрять передовые технологии при работе с наличными деньгами.
В сфере денежного обращения необходимо принять следующие меры:
1) укреплять и расширять сферу денежного обращения и тем самым ограничивать использование альтернативных форм оплаты (бартер, валюта, суррогаты денег);
2) уменьшить долю денежного обращения на основе улучшения неденежных форм расчетов и устранения границы между денежными и безналичными операциями;
3) устранить неплатежи, создав тем самым условия для экономического роста.
Чтобы стабилизировать ситуацию в денежном обращении, необходимо восстановить доверие населения и предприятий к банковской системе, создать условия для получения наличных денег в кредитной системе. Одной из важных мер является обеспечение гарантий банковских вкладов [16, с. 34].
Были приняты меры для устранения существующих макроэкономических диспропорций: белорусский рубль был консолидирован в единый обменный курс, прекращена выдача кредитов Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось отменить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций. Нарастание срочных рублевых депозитов населения в банках возобновилось. Объем депозитов в иностранной валюте начал восстанавливаться [2, с. 16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличный денежный оборот - это непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и оплаты, осуществляющих посредничество в оплате товаров, услуг и других платежей. Денежные средства используются: для обращения товаров и услуг; для платежей по выплате заработной платы и эквивалентных выплат; для оплаты ценных бумаг и вы-платы доходов от них; для оплаты населения за коммунальные услуги и т. д. Обеспечение населения денежными средствами осуществляется за счет эмиссии.
Актуальность совершенствования экономического механизма повышения эффективности функционирования банковского сектора диктуется необходимостью практического применения комплекса целенаправленных мер государственного воздействия на преобразование строительной отрасли при формировании инновационной модели экономического развития, основан-ной на использовании передовых технологий и ориентированной на систему мирохозяйственных связей с учетом развития экономики Республики Беларусь.
Курсовая политика Национального банка в 2016 году была направлена прежде всего на ограничение инфляции, снижение девальвационных ожиданий, сохранение стабильности на валютном рынке.
Прирост широкой денежной массы (денежный агрегат М3) за 2016 год составил 23,9 процента, или 46,1 трлн р., в том числе прирост рублевой де-нежной массы (денежный агрегат М2) составил 14,5 процента, или 11,5 трлн р.
В 2016 году рост денежного агрегата М2 в основном был обусловлен увеличением срочных депозитов физических лиц (на 4,4 трлн р, или на 19,1 процента). В то же время снижался объем ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в национальной валюте.
В 2016 году в структуре рублевой денежной массы доля срочных депозитов физических лиц увеличилась на 1,2 процентного пункта.
Доля наличных денег в обращении сократилась на 0,2 процентного пункта, доля переводных депозитов физических лиц увеличилась на 0,8 процентного пункта, доля переводных депозитов юридических лиц снизилась на 1,4 процентного пункта, доля срочных депозитов юридических лиц увеличилась на 1,2 процентного пункта, доля ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в национальной валюте, снизилась на 1,6 процентного пункта.
На 1 января 2017 г. объём депозитов физических лиц составил 102 338,5 млрд р., увеличившись за год на 31,1 %. За 2014-2016 гг. их объем вырос на 108,7 %.
1 Александрова, Н. Г. Банки и банковская деятельность для клиентов : учеб. пособие для вузов / Н. Г. Александрова, Н. А. Александров. – СПб. : Питер, 2012. – 224 с.
2 Андрейченко, В. Законодательная база по банковской деятельности в Беларуси в целом сформирована / В. Андрейченко // Вестн. Ассоц. бел. банков. – 2015. – № 44. – С. 16.
3 Банки и банковское дело : учеб. для вузов / А. И. Балабанов [и др.]. – СПб.. : Питер, 2012. – 448 с.
4 Банковские операции : пособие / М. А. Коноплицкая [и др.]; под ред. М. А. Коноплицкой. – Минск : Выш. шк., 2015. – 201 с.
5 Банки и небанковские кредитные организации и их операции : учеб. для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова. – М. : Вуз. учеб., 2012. – 491 с.
6 Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 окт. 2000 г.: текст Кодекса в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2016 г. № 268-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.06.2016, 2/2266) внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 7 сентября 2016 г. и 1 января 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Бела-русь. – Минск, 2017.
7 Бриштелев, А. Теоретико-методологические основы безналичных расчетов/ А. Бриштелев // Банк. вестн. – 2015. – № 10. – С. 23–30.
8 Будущее мирового финансового сектора // Вестн. Ассоц. бел. банков. – 2014. – № 14. – С. 20–21.
9 Гаврилин, А. В. Стресс-тестирование кредитного риска / А. В. Гаврилин // Банк. дело. – 2015. – № 8. – С. 44–46.
10 Глушкова, Е. А. Границы государственного сектора в банковской системе / Е. А. Глушкова // Банк. дело. – 2016. – № 8. – С. 34–37.
11 Деньги, кредит, банки: учебник /Г.И. Кравцова, Кузьменко, О.И. Румянцева и др.; под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2013 643с.
12 Дайнеко, А. Функционирование мировой экономики в условиях финансового кризиса / А. Дайнеко // Банк. вестн. – 2015. – № 19. – С. 17–21.
13 Деньги, кредит, банки : учеб. для вузов / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М. : Юрайт-Издат, 2017. – 620 с.
14 Деньги, кредит, банки [Электронный ресурс] : электрон. учеб. курс / под ред. О. И. Лаврушина. – Электрон. дан. и прогр. – М. : КноРус. – 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
15 Концепции автоматизации управления рисками банковской деятельности в Республике Беларусь : утв. постановление Совета директоров Нац. банка Респ. Беларусь от 30 июня 2008 г. № 204 // Консультант-Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16 Мелюшко, В. Современные факторы, воздействующие на риски возникновения кризисов / В. Мелюшко // Банк. весн. — 2016. — № 34. — С. 31–35.
17 Мелюшко, В. Альтернативные инструменты сбережений в Республике Беларусь / В. Мелюшко // Банк. весн. — 2017. — № 28. — С. 20–24.
18 Мелюшко, В.В. Механизм защиты депозитов населения от девальвационных шоков в условиях финансового кризиса / В.В. Мелюшко // ХХI век: Россия и мир в условиях кардинально меняющегося общества : материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 15–17 апр. 2017 г. : в 9 ч. / Междунар. ин-т экон. и права ; под общ. ред. Ф.Л. Шарова. — М., 2017. — Ч. 8. — С. 127–138.
19 Мелюшко, В.В. Механизм переоценки вкладов населения как фактор стабилизации экономики / В.В. Мелюшко // Экономика глазами молодых : материалы VI Междунар. экон. форума молодых ученых, Минск, 21–23 июня 2014 г. / Белорус. гос. аграр. техн. ун-т ; редкол.: Г.А. Короленок (отв. ред.) [и др.]. — Минск, 2014. — С. 272–275.
20 Республика Беларусь. Обновление оценки стабильности финансовой системы, включая доклад о соблюдении стандартов и кодексов в области банковского надзора // Доклад Международного валютного фонда. 2017. – №09/30.
21 Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.nbrb.by – Дата доступа: 09.03.2017.
22 Об утверждении Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: Постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь от 30 марта 2011 г. № 112: в ред. Постановления Правления Национального банка Респ. Беларусь от 4 декабря 2014 г. № 748 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 42, 8/23532.
23 Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: Постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь от 29 марта 2011 г. № 107: в ред. Постановления Правления Национального банка Респ. Беларусь от 31 марта 2014 г. № 199 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 43, 8/23531.
24 Об утверждении Инструкции о прогнозировании наличного денежного оборота и осуществлении анализа состояния наличного денежного обращения в Республике Беларусь: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 июня 2011 г. № 265 // Банковский вестник. – 2011. –№ 21 (530). – С. 18 – 26.
25 Селищев, А.С. Макроэкономика. Открытая экономика. Причины экономического роста. Динамика рынков / А.С. Селищев Санкт-Петербург: Питер, 2013. − 459 с.
26 Шимов, В.Н. Национальная экономика: теоретико-методологические вопросы формирования и развития / В.Н. Шимов, А.А. Быков, Л.М. Крюков // Белорус. экон. журн. – 2013. – № 1(58). – С. 4–17.
27 Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учеб. / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2013. – 651 с.
28 Шимов. В.Н. Развитие экономики Беларуси: состояние, проблемы, абрис перспективной трансформации / В.Н. Шимов // Белорус. экон. журн.– 2015. – № 2(67). – С. 4–15.
29 Шимов. В.Н. Некоторые аспекты актуализации критериев и показателей экономической безопасности Республики Беларусь / В.Н. Шимов, Л.М. Крюков, А.В. Бондарь // Белорус. экон. журн.– 2016. – № 1(70). – С. 4–14.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Данные Национального банка Республики Беларусь
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты