ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Понятие мультимодальных перевозок
1.2 Процесс организации мультимодальных перевозок
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ПРОТИВОРЕЧИЙ В ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕПЯХ ПОСТАВОК И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Исследование бизнес-процессов в глобальных цепях поставок на современном этапе развития
2.2 Анализ внешней и внутренней среды, влияющей на эффективность цепи поставок
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР ДЛЯ СЕТЕЙ ПОСТАВОК С МУЛЬТИМОДАЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В связи с развитием процессов глобализации применение интегрированного подхода в логистике приобретает все большую актуальность. Внедрение концепций интегрированной логистики в работу логистических организаций способствует повышению эффективности логистической цепи поставок в целом.
Смешанные перевозки являются наиболее эффективным и экономичным способом транспортировки, т. к. возможно рациональное взаимодействие нескольких видов транспорта c учетом их технико-экономических показателей. При организации данного вида перевозок в процесс транспортировки может быть вовлечено более двух транспортных средств различных типов. К основным участниками смешанных перевозок следует отнести операторов смешанной перевозки, транспортные компании, таможенных посредников, стивидорные компании.
Посредством удовлетворения конечного потребителя, а именно доставкой товара точно в срок в рамках смешанного сообщения, происходит кооперация всех участников перевозочного процесса, а также информационных систем, способствующих оптимизации логистических издержек. Общее информационное пространство, создаваемое в рамках цепи поставок, дает возможность производить обмен информацией и ресурсами между различными предприятиями, участвующими в процессе доставки товара. Применение принципов интегрированной логистики способствует повышению суммарной эффективности цепи поставок за счет снижения общих логистических издержек.
В целях повышения конкурентоспособности транзитного потенциала Республики Беларусь в долгосрочной перспективе, а также организации эффективной смешанной перевозки грузов, включающей в себя рациональное распределение технологических и информационных ресурсов, необходимо рассмотреть более подробно стратегические направления развития смешанных перевозок.
Можно утверждать, что с увеличением интеграционных процессов в процессе организации цепей поставок происходит значительное сокращение логистических издержек каждого участника. Сущность логистической концепции интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики как синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения определенных целей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Понятие мультимодальных перевозок
История мультимодальных перевозок берет свое начало с середины 20 - го века. Основоположником является Малкольм Маклин, который родился 14 ноября 1913 г. в Северной Каролине, США. Именно он совершил революцию в международных перевозках груза [27, c. 55].
В 30 - х годах Маклин владел небольшой транспортной компанией, которая доставляла грузы в порт. Погрузка груза осуществлялась поштучно, в таре, которая была скомплектована у производителя. Из - за такого способа транспортировки были большие потери как временные, так и финансовые.
Уже в то время были заложены основные принципы мультимодальной перевозки, а именно:
– принцип системности;
– развитая инфраструктура;
– согласованное взаимодействие;
– единый коммерческий и правовой режим;
– открытое информационное пространство [18, c. 59].
Такую перевозку Мальком осуществил самостоятельно, т.е., он сам организовал всю транспортную цепочку, что минимизировало технические инциденты и только одна его компания несет ответственность за сохранность груза.
До сих пор отсутствует единое определение мультимодальной перевозки грузов.
Необходимо определить понятия смешанной, комбинированной, интермодальной и мультимодальной перевозками.
Смешанная перевозка – перевозка, которая осуществляется двумя или более видами транспорта. При этом перевозчиков может быть много – по количеству транспортных средств. Если доставка осуществляется одной компанией, то речь идет о прямых смешанных перевозках.
При комбинированной перевозке груз также переносится с одного вида транспорта на другой: с судов на автомобили, с автомобилей на железнодорожные платформы и так далее. Однако по пути груз находится в контейнере. Именно контейнер перегружается с одного транспорта на другой. Сам груз не выгружается из контейнера до прибытия в пункт назначения.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ПРОТИВОРЕЧИЙ В ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕПЯХ ПОСТАВОК И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Исследование бизнес-процессов в глобальных цепях поставок на современном этапе развития
Современная практика менеджмента ставит задачи поиска новых подходов, методов и инструментов для формирования стратегии и тактики организации на принципах процессного подхода и передовой мировой практики.
Совершенствование управления бизнес-процессами как приоритетное направление деятельности в качестве первоочередной задачи возникает на определенном этапе жизненного цикла компании, когда учащаются и становятся регулярными сбои при взаимодействии отдельных подразделений, менеджеров и сотрудников, что резко снижает эффективность деятельности организации. Появлению частых сбоев сопутствуют утечка информации во внешнюю среду, дублирование функций, излишние затраты, снижение качества производимой компанией продукции, из-за чего происходит потеря потребительской лояльности, и другие негативные результаты [4, c. 164].
Для выявления и диагностики причин этих проблем необходимо детальное изучение деятельности компании. Глобальной целью каждого хозяйствующего субъекта является получение прибыли при продаже произведенной продукции либо оказании услуги. Именно эта цель в подавляющем большинстве случаев определяет, что будет произведено и каким образом будет осуществляться производственный процесс, иными словами – определяет содержание и форму. Помимо этого, исходя из цели, а именно получения прибыли, определяется отношение входных затрат и выходного продукта.
В ходе реализации бизнес-процессов происходит оптимизация взаимодействия руководства и структурных подразделений, управленцев, перед которыми поставлена задача повышения эффективности труда, а также конкурентоспособности компании. С помощью бизнес-процессов можно ранжировать виды деятельности компании по результату, который оценивается клиентами или партнерами компании. Кроме того, бизнес-процессы отражают последовательность и взаимосвязь работ, потребность в ресурсах (количество сырья, финансовые расходы, персонал, оборудование, информация) и условия выполнения.
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР ДЛЯ СЕТЕЙ ПОСТАВОК С МУЛЬТИМОДАЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ
Стратегия на транспорте – это метод управления транспортным процессом в данный период времени. Транспорт зависит от экономики и общей политики, проводимой государством.
Транспортная стратегия выполняет задачи, поставленные перед транспортом государством на основе его политики в области транспорта. Стратегия связана с экономикой и зависит от уровня развития производства, от возможностей государства, охватывает вопросы теории и практики, исследует закономерности развития, разрабатывает способы и формы подготовки и проведения стратегических решений (операций), определяет цели и задачи, планирует и распределяет силы по стратегическим направлениям. Поскольку мультимодальные системы объединяют различные виды транспорта с их особенностями, различным уровнем развития и различными целями, государство и крупные транспортные организации, особенно международного значения, должны определять конкретную стратегию (направление) развития каждого вида транспорта и их взаимосвязи в мультимодальной системе на конкретный период времени. При этом, естественно, стратегии могут изменяться [26, c. 98].
В странах с развитой экономикой мультимодальные системы рассматривают как эффективные, основанные на последних достижениях науки и техники. Поэтому государство и крупные отечественные и международные транспортные организации интенсивно применяют такие системы, совершенствуя стратегию их развития.
В настоящее время остро стоит вопрос «разрыва связи» между экономическим ростом и развитием транспорта, т.е. изменение стратегии на транспорте, чтобы он справлялся со своей основной задачей – перевозкой грузов и пассажиров в пространстве и во времени при уменьшении транспортных и временных затрат, а также уменьшении экологического воздействия на окружающую среду. Например, в Великобритании разрешенная масса автопоезда составляет 44 т, суда-контейнеровозы четвертого поколения производят со значительным увеличением числа перевозимых контейнеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мультимодальная перевозка – это перевозка грузов, когда лицо, ее организующее, несет ответственность за груз на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.
Для мультимодальных перевозок собственник и физическое лицо (перевозчик) заключают договор на перевозку грузов на протяжении всего маршрута. Перевозчики (например, грузовые компании) организуют грузоперевозки по всему маршруту различными видами транспорта, в том числе, при необходимости, транзитным и промежуточным хранением на складах, что избавляет грузоотправителя от необходимости заключения нескольких договоров с другими транспортными или складскими предприятиями.
Реализация мультимодальных перевозок призвана решить такие задачи, как минимизация затрат на каждой стадии перемещения грузов в процессе их доставки, обеспечение сохранности груза при реализации доставки «от двери до двери» и информирование грузополучателя о движении груза, сокращение времени перевозки, оптимизация взаимодействия различных видов транспорта в процессе построения и реализации наиболее эффективного маршрута грузоперевозки, соответственно, повышения качества транспортно-экспедиционных услуг в целом. Следует отметить, что развитие системы мультимодальных перевозок транспорта, по мнению ряда авторов, имеет хорошие перспективы на российском рынке. Однако без решительного и грамотного вмешательства и регулирования со стороны государства невозможны ни реализация подобных глобальных проектов, ни создание эффективных и конкурентоспособных систем транспортного обслуживания.
Деятельность предприятий транспортной отрасли обусловлена высоким разнообразием факторов влияния на внутреннюю и внешнюю среду их функционирования, что требует необходимости сочетания жесткой административно-командной системы и гибкой системы организации деятельности транспортных предприятий и проведения соответствующих научных исследований.
1. Бекенов, Т. Эффективность логистических систем / Т. Бекенов // Прикладная логистика. – 2013. – №10. – С. 54-55.
2. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2013. – 220 c.
3. Венгура, А. В. Проблемы и перспективы развития транспортной логистики Республики Беларусь / А. В. Венгура // Экономика глазами молодых. – Минск, 2011. – С. 135-137.
4. Горфинкель, В.Я. Инновационный менеджмент: учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 461 c.
5. Горяев, Н. К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.
6. Граник, И.М. Финансы предприятий / И.М. Граник. – Минск: Право и экономика, 2011. – 72 с.
7. Григорьев, М.Н. Логистика: продвинутый курс: учебник для магистров / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров – Москва: Юрайт, 2015. – 734 с.
8. Дашкевич, Г.Б. Международные автомобильные перевозки грузов: учебное пособие / под редакцией Н. И. Борового: Центр повышения квалификации «БАМАП-ВЕДЫ». – Минск: Парадокс, 2014. – 480 с.
9. Ивуть, Р. Б. Организационно-экономический механизм управления логистическими системами на транспорте и в дорожном хозяйстве: монография / Р. Б. Ивуть, В. В. Равино, П. А. Бабошкина, Н. Е. Гаврилина, О. А. Куличева, Н. П. Янцохина. – Минск, 2015. – 264 с.
10. Карбанович, И.И. Международные автомобильные перевозки; учеб. пособие /И. И. Карбанович. – Минск: Центр «БАМЭ-Экспедитор»: 2014. – 468 с.
11. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2015. – 471 с.
12. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2013. – 605 с.
13. Коротков, Э.М. Основы менеджмента: учеб. пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 272 c.
14. Кудряшов, Н. Использование транзитного потенциала Республики Беларусь посредством формирования транспортно-логистической системы // Журнал международного права и международных отношений. – 2014. – № 2. – С. 37-41.
15. Кукушкина, В.В. Антикризисный менеджмент: монография / В.В. Кукушкина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 328 c.
16. Курочкин Д.В. Транспортная логистика. Оптимизация затрат: справочник экономиста / Д.В. Курочкин. – Минск: ООО «Промкомплекс», 2017. – 112 с.
17. Курочкин, Д. В. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие / Д. В. Курочкин. – Минск: Альфа-книга, 2016. – 783 с.
18. Логистика: Учебное пособие / О. В. Верниковская, О. В. Ерчак, Т. В. Кузнецова [и др.]; под общей ред. И.И. Полещук. – 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2018. – 267с.
19. Логистика и управление цепями поставок: учебник / [В. В. Щербаков и др.]. – Москва: Юрайт, 2015. – 581 с.
20. Международные транспортные операции и логистика: курс лекций / Н. Г. Дзикович. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 195 с.
21. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – М.: Дашков и Кº, 2012. – 978 с.
22. Никитина, Э.И. Международная логистика: учебное пособие / Э. И. Никитина. – Минск: МИТСО, 2018. – 331 с.
23. Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – М.: КноРус, 2013. – 575 с.
24. Пещанская, И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика: учеб. пособие / И. В. Пещанская. – М.: Экзамен, 2010. – 283 с.
25. Романов, Е.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е.В. Романов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 160 c.
26. Секерин, В.Д. Логистика / В.Д. Секерин – издательство КиноРус, 2013 – 240 с.
27. Смирнова, Е.А. Управление цепями поставок: учебн. пособие / Е.А. Смирнова.– Спб: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – 120 с.
28. Степанов, В.И. Логистика: учебн. пособие / В.И. Степанов. – М.: Проспект, 2015. – 487 с.
29. Тебекин, А.В. Логистика / А.В. Тебекин. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 356 с.
30. Царацина, Г.А. Совершенствование управления деятельности предпиятия / Г. А. Цацарина // Финансы. – 2010. – № 2. – С. 8-11.
31. Ценина, Т. Уровень логистического сервиса / Т. Ценина // Прикладная логистика. – 2013. – № 8. – С. 55-56.
32. Щербанин, Ю.А. Основы логистики / Ю.А. Щербанин. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
33. Эффективность логистического управления: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 368 с.