Актуальность вопроса развития творческих способностей подрастающего поколения обусловлена возрастающей потребностью общества в личности, которая в максимальной степени способна актуализировать свои способности и активно участвовать в решении социально-экономических проблем развития своей страны. Реальные условия для участия в творческой созидательной деятельности подрастающему поколению предоставляет система дополнительного образования. Развитие творческих способностей учащихся старших классов в условиях дополнительного образования представляет собой педагогический процесс, эффективность которого зависима от ряда факторов, условий их реализации.
Теоретический анализ психолого-педагогической, научной литературы по теме организации творческой деятельности учащихся старших классов показывает, что для эффективной организации педагогического процесса развития творческих способностей старшеклассников в системе дополнительного образования необходимо соблюдение ряда специфических педагогических условий. В педагогической литературе понятие «педагогические условия» рассматриваются в качестве совокупности тех факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и параметров, которые обеспечивают достижение результата педагогической деятельности (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Ю.А. Конаржевский и др.).
Объект исследования – творческие способности учащихся старших классов.
Предмет исследования – развитие творческих способностей старшеклассников в процессе любительской художественной деятельности.
Цель исследования – изучить специфику развития творческих способностей старшеклассников и способы их формирования в процессе любительской художественной деятельности.
1.1 Педагогические аспекты развития и формирования творческих способностей
Под педагогическими условиями развития творческих способностей в научной литературе принято понимать определенную совокупность необходимых внешних требований и внутренних психологических установок, удовлетворение которых обеспечивает достижение необходимого результата. Данный результат представляется возможным определить в качестве эффективной организации процесса творческой деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования, которая обеспечивает достижение учащимися творческого уровня деятельности, а на его основе соответственно – развития их творческих способностей [6, c. 25].
Исследователи в качестве педагогических условий развития творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования определяют следующие:
- включение учащихся старших классов и педагогов в совместную творческую деятельность;
- педагогическое управление процессом развития творческого потенциала старшеклассников в рамках дополнительного образования;
- разработка критериев оценки степени развития творческих возможностей учащихся старших классов.
Инновационные стратегии в сфере образования предусматривают, что содержание основного и дополнительного образования должно предоставлять выбор каждому учащемуся индивидуального направления личного развития,
2.1 Методологическая основа исследования развития творческих способностей старшеклассников
Цель эмпирического исследования: выявить уровень развития творческих способностей учащихся старшего школьного возраста.
Эмпирическое исследование включало 4 этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования, подготовка диагностического инструментария;
2) проведение диагностики степени развитости творческих способностей старшеклассников;
3) анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования;
4) разработка рекомендаций по организации условий успешного развития творческих способностей старших школьников.
Методы исследования: тестирование (тест-опросник на выявление творческих задатков Г. Дэвиса), количественный и качественный анализ.
Выбор методов и методик исследования обусловлен их соответствием целям исследования, возрасту испытуемых.
База и выборка исследования: исследование осуществлялось на базе ___________________. В исследовании приняли участие 10 школьников старших классов в возрасте 15 – 16 лет. Выборка исследования представлена в таблице 2.1.
Процесс формирования развития творческих способностей старшеклассника представляет собой определенное взаимодействие двух подсистем: педагога и учащегося, которые выступают в роли субъектов этого процесса. Степень, полнота их погружения в совместную творческую деятельность обуславливает характер результатов этой деятельности, возможность оценивания их в качественном и количественном отношении. Исследователи в качестве педагогических условий развития творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования определяют следующие: включение учащихся старших классов и педагогов в совместную творческую деятельность; педагогическое управление процессом развития творческого потенциала старшеклассников в рамках дополнительного образования; разработка критериев оценки степени развития творческих возможностей учащихся старших классов.
Развитие познавательной деятельности подростков, в частности восьмиклассников, происходит высокими темпами и характеризуется не только количественными, но и качественными изменениями. Процессу трансформации подлежат все процессы: внимание, мышление, память, воображение и т.д. Качественный скачок в развитии внутренней познавательной сферы дает возможность подросткам по-новому воспринимать и анализировать новую информацию, получаемую, в том числе, и в процессе обучения в школе.
Подходы отечественных психологов к формированию творческих способностей детей отличаются своей направленностью в зависимости от сферы формирования и творческого развития. Что касается системы дополнительного образования, то по своему содержанию оно является всеохватывающим. Этим обусловлен тот факт, что дополнительное образование в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высшего учебного заведения. – М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Аксютик Н.И., Макарова Е.А. Арт-менеджмент как вид управ-ленческой деятельности в сфере искусства и культуры. Учебн. Пособие- Мн., 2008. 147
3. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.
4. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 1999.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии М., Аспект-Пресс, 1998.
6. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. Формирования учебной деятельности школьников // хрестоматия Интеллект. Мышление. Память СПб.: Питер, 1999.
7. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей кур-сов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.
8. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник/ Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д..- М.: МГУКИ, 2004.- 436с
9. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учебных заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
10. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильникова. – Дубна: Феникс+, 2007.
11. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: М.: Изд-во УРАО, - 128 с.
12. Немов Р.С. Психология - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС. 2003. - Кн.1. Общие основы психологии
13. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие. - М.: Изд. Дом МГУКИ, 2006. – 178
14. Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 1999.
15. Теплов Б.М. Способности и одаренность. М.: Психология, 2008. – 560 с.
16. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994.
17. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М.: Академия, 2008. – 211 с.
18. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
19. Сухарев А.Н. Арт-рынок: динамика и современное состояние // Финансы и кредит. 2013. №45 (573) С.19-24.
20. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.
21. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. /Г.Л.Тульчинский. - СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 384
22. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии /Леонтович А. // Народное образование - 1999,- №10, с.152-158
23. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991.