ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА КАК ЖАНР
1.1 Становление и развитие жанра фортепианной миниатюры
1.2 Жанр фортепианной миниатюры в творчестве Ф. Шопена
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМЫ ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР Ф. ШОПЕНА
2.1 Анализ Большого вальса ор. 42 As-dur
2.2 Анализ Ноктюрна ор. 48 №1 c-moll
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Ф. Шопена имеет глубокие жанровые корни. Взаимодействие элементов бытовой, культовой, концертной музыки в его фортепианных произведениях во многом определило оригинальность его стиля. Самобытность творчества Ф. Шопена состоит в уникальном значении полижанровости как базы индивидуального стиля автора. Основу творчества композитора составляют фортепианные произведения, в том числе и миниатюры.
Мною были выбраны для анализа Большой вальс ор. 42 As-dur, и Ноктюрн ор. 48 №1 c-moll. Данный выбор обоснован тем, что жанр фортепианной миниатюры занимал главенствующее место в творчестве композитора. Выбранные произведения являются характерными образцами синтеза сложных форм и жанра миниатюры в творчестве композиторов романтиков.
Цель работы: комплексный анализ формы Большого вальса ор. 42 As-dur, и Ноктюрна ор. 48 №1 c-moll.
Задачи:
- рассмотреть исторический аспект становления и развития жанра фортепианной миниатюры;
- отметить особенности воплощения жанра фортепианной миниатюры в творчестве Ф. Шопена;
- проанализировать Большой вальс ор. 42 As-dur;
- проанализировать Ноктюрн ор. 48 №1 c-moll.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы по теме, метод анализа музыкальной формы, сравнительно-сопоставительный анализ.
ГЛАВА 1. ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА КАК ЖАНР
1.1 Становление и развитие жанра фортепианной миниатюры
Жанр фортепианной миниатюры сформировался и получил широкое распространение в эпоху романтизма. В качестве художественного явления он откристаллизовался и расцвел именно в это время. Данный жанр является специфичным для романтической и постромантической эпохи, не имеющий аналогов в музыке предыдущих эпох. «Миниатюра – зеркало, отразившее самые существенные черты романтического мироощущения, его концентрированная и кратчайшая «художественная формула» [7, с. 84].
Истоки романтической миниатюры представляют собой ряд достаточно разнородных явлений. Пути ее формирования ведут, с одной стороны, от малых форм, выполнявших в доромантической музыке прикладную функцию. Это – танцы (менуэт, гавот и др.) или пьесы инструктивно-технического назначения (этюды, прелюдии). Другой путь связан с миниатюризацией форм, сложившихся в рамках классического сонатного цикла. Начало развитию фортепианной миниатюры положил еще Л.В. Бетховен в своих багателях. Миниатюра предстает здесь как поле для эксперимента, поиска нового. Завершение становления романтической фортепианной миниатюры связано с именами Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона.
Романтическая свобода выражения проявилась в пьесах Ф. Шуберта во всей полноте. «Его вальсы, экспромты и музыкальные моменты демонстрируют свободу и многовариантность взаимодействия характеров интонирования, жанровой природы и индивидуализированной композиции» [13, с. 57]. Творчество Ф. Мендельсона предстает как достижение зрелости романтической фортепианной миниатюры и преддверие ее высшего расцвета. Жанр песни без слов стал средоточием всего художественного мира композитора.
Кульминацией развития романтической миниатюры стало творчество Р. Шумана и Ф. Шопена. Р. Шумана создал такие ярчайшие циклы фортепианных миниатюр как «Музыкальные моменты», «Карнавал», «Крейслериана», «Танцы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМЫ ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР Ф. ШОПЕНА
2.1 Анализ Большого вальса ор. 42 As-dur
Проведем более подробный анализ формы и средств музыкальной выразительности данного произведения. Самому вальсу предпосланы восемь тактов трели на ми первой октавы (1-8 т.). На фоне нее в басу сменяются сексты, в которых отчетливо слышны гармонии Des-Es-As-Es. Вступление передает предпраздничную обстановку. Все собираются в огромном зале в ожидании прекрасного вечера. Трепетная трель на р рисует атмосферу приятного волнения и суеты.
Уже первая тема (9-40 т.), в As-dur, удивляет слушателя: рядом с обычным для вальса трехдольным басом и трехдольным же аккомпанементом в среднем голосе наверху разворачивается отчетливо двудольная мелодия. Она плавно спускается вниз и поднимается обратно, потом повторяется октавой выше. Мажорный колорит главной темы, бесконечное кружение, негромоздкий аккомпанемент – все это передает радостный приподнятый настрой музыки. Мелодия льется ровно, без каких-либо кульминационных точек и смысловых акцентов. Композитор как бы осторожно знакомит слушателя с событиями. Данный период (9-40 т.) представляет собой классическое построение, музыкальный материал повторяется второй раз без изменений, только на октаву выше. Гармонический язык аккомпанемента не сложен, здесь преобладают тональности первой степени родства. Но наряду с этим средний голос изобилует изысканными кружевными хроматизмами, придавая музыке красочность и изящество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обзор творчества Ф. Шопена показал, что его основу составляют фортепианный сочинения автора. Особенно часто композитор обращался к форме фортепианной миниатюры. Он смог переработать танцевальные жанры польской народной музыки: полонезы, мазурки в самостоятельные произведения, лишая их, таким образом, прикладного значения. Так же композитор предстает перед нами новатором в создании фортепианных скерцо и баллад. Он значительно разрабатывает прелюдии, которые перестают быть у него вступительными частями, а обретают полноту высказывания, этюды, художественное и техническое значение которых и по сей день остается высоко неизменным.
В данной работе были проанализированы такие фортепианные миниатюры как Большой вальс ор. 42 As-dur и Ноктюрн ор. 48 №1 c-moll. Комплексный анализ показал, в рамках классической сложной трехчастности Ф. Шопен создает свою оригинальную трактовку формы. Для Вальса характерна сложная трехчастная форма с четко просматриваемыми элементами рондо. Такая свободная трактовка позволяет как нельзя лучше раскрыть художественный образ произведения. Маленький бытовой жанр танца перерастает в своеобразную поэму радости и ликования.
Во втором произведении перед нами предстоит Ф. Шопен-классик. Несмотря на строгость трехчастности композитор не испытывает каких-либо стеснений. Здесь воплощена вся гамма драматических чувств посредством многочисленных выразительных средств и колоссальной динамизации музыкального материала на протяжении всей пьесы.
Рассмотренные произведения являются образцами проявления величайшего гения Ф. Шопена как композитора-пианиста.
1. Асафьев, Б.В. Избранные труды. В 5 т. Т.IV. Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке / Б.В. Асафьев. – М.: Академия Наук СССР, 1955. – 439 с.
2. Алексеев, А.Д. Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества / А.Д. Алексеев. – М.: Академия наук СССР, 1963. – 272 с.
3. Виеру, Н. Драматургия баллад Шопена // О музыке: Проблемы анализа. – М.: Сов.комп., 1974. – С.219-245.
4. Горностаева, В.В. Мысли о Шопене // Вопросы фортепианного исполнительства. – М.: Музыка, 1965. – С. 134-148.
5. Ефименкова, Б.Б. Танцевальные жанры в творчестве композиторов прошлого и наших дней / Б.Б. Ефименкова. – М.: Музгиз, 1962. – 54 с.
6. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра Шопена / К.В. Зенкин. Монография. – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1995. – 151 с.
7. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К.В. Зенкин. – М.:МГК, 1996. – 415 с.
8. Лонг, М. За роялем с Клодом Дебюсси, Габриэлем Форе, Морисом Равелем / М. Лонг. – М.: Композитор, 2000. – 464 с.
9. Мазель, Л.А. Исследования о Шопене / Л.А. Мазель. – М.: Советский композитор, 1971. – 247 с.
10. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В. Назайкинский. – М.: Владос, 2003. – 248 с.
11. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. – М.: Классика-ХХ1, 1999. – 232 с.
12. Тюлин, Ю.Н. О программности в произведениях Шопена / Ю.Н. Тюлин. – М., 1968. – 57 с.
13. Шуберт и романтизм. О некоторых аспектах свободы выражения в фортепианных пьесах // Шуберт и шубертианство: Материалы научного симпозиума. – Харьков:Институт музыкознания, 1994. – С.55-60.