Введение
1 Организация контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению
1.1 Характеристика и содержание расчетов по социальному страхованию и обеспечению
1.2 Нормативно – правовое регулирование учёта и контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению
1.3 Состояние, проблемы и перспективные направления контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению
2 Контроль расчетов по социальному страхованию и обеспечению
2.1 Организация контроля расчётов по социальному страхованию и обеспечению
2.2 Проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей по социальному страхованию и обеспечению
2.3 Проверка организации расчётов по социальному страхованию и обеспечению, правильности отражения в учете, составления и представления отчётности по расчетам с Фондом социальной защиты населения
2.4 Особенности проведения проверок субъектов хозяйствования Фондом социальной защиты населения
3 Основные направления совершенствования учёта и контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Контроль расчетов по социальному страхованию и обеспечению» является актуальной и современной, так как наличие социальной защиты населения характерно для всех стран.
Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально- экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции, наше государство имеет статус социального, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.
Набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми и т.п.
Увеличивается число неполных семей, что предполагает совершенствование социального законодательства в части гарантий дохода, ухода за малолетними детьми, занятости и профессионального обучения женщин из не-полных семей, чтобы они могли сочетать работу с семейными обязанностями.
При этом следует иметь ввиду, что спад производства, перестройка многих отраслей национальной экономики и ряд других факторов повлияли на ограничение средств государственного бюджета на социальные расходы. Всё это и определяет актуальность исследования вопросов социальной защиты населения.
В своём послании Национальному собранию Республики Беларусь Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отмечает: «Социальная политика современного государства должна быть интегрированной. А это предполагает не только защиту слабых, социально уязвимых категорий граждан, но и поддержку сильных, работоспособных групп населения».
1 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1.1 Характеристика и содержание расчетов по социальному страхованию и обеспечению
В Конституции Республики Беларусь записано, что наша страна – унитарное демократическое социальное правовое государство. Поэтому государственное социальное страхование направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь белорусским гражданам [14].
В Основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 обозначено, что государственная политика в области социальной защиты населения будет нацелена на повышение доступности и эффективности социальной помощи [32].
Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
Зачастую используют производный термин от «социальной защиты», а именно – «социальная защищенность». Их различие состоит в соотнесении действия и состояния:
- для «социальной защиты» ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите;
- для «социальной защищенности» смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).
Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан, оказавшихся в трудном положении. Оно осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания [16, с. 45].
Следовательно, социальное обеспечение представляет процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание его формы (рисунок 1.1).
2 КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
2.1 Организация контроля расчётов по социальному страхованию и обеспечению
Целью контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению является установление законности, целесообразности, экономической эффективности совершенных операций по социальному страхованию и обеспечению, а также достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основными задачами контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению являются:
- проверка соблюдения требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих расчеты по социальному страхованию и обеспечению;
- соблюдение порядка определения фонда заработной платы как базы для исчисления отчислений в фонд социальной защиты населения;
- наличие и эффективность работы комиссии по назначению пособий;
- законность применения ставок обязательных страховых взносов;
- правильность использования средств фонда социальной защиты населения;
- соблюдение расчетно-платежной дисциплины;
- достоверность данных персонифицированного учета;
- достоверность учетных и отчетных данных в части величины дебиторской и кредиторской задолженности [6, с. 202-203].
Объектом контроля являются расчеты по социальному страхованию и обеспечению.
Источниками информации контроля и проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению:
- приказы и распоряжения;
- извещение о постановке на учет в организациях фонда социальной защиты населения;
- учетная политика и приложения к ней (приложение А);
- договор с обслуживающими банками;
- лицевые счета;
- выписки банка и платежные инструкции;
- расчетные и расчетно-платежные ведомости;
- табели учета рабочего времени;
- трудовые книжки;
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЁТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В последние годы большинство стран пришло к тому, что наиболее эффективной основой системы социального обеспечения является социальное страхование. Хорошо организованная система социального страхования дает человеку уверенность в завтрашнем дне и формирует стабильное в социальном плане общество.
В условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности в методологии и организации бухгалтерского учета на предприятиях Республики Беларусь произошли большие изменения. Больше внимания стало уделяться изучению опыта организации учета на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой.
Существенно изменился состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике, а сама отчетность стала доступной для любых сторон-них пользователей.
Одно из важных мест во всей системе учета организации по праву занимает учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению, так как связан с расчетом себестоимости продукции (работ, услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Знание этого раздела учета необходимо не только бухгалтерам, но и рядовому работнику организации, так как он напрямую связан с интересами каждого.
В связи с этим целью данного исследования является изучение действующей практики учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению работников на предприятиях Республики Беларусь и выявление возможных путей его совершенствования. Актуальной задачей является обеспечение своевременности и полноты поступления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование, снижение просроченной задолженности, соблюдение субъектами хозяйствования норм указов Президента Республики Беларусь о предоставлении государственной поддержки.
Основной проблемой в организации учета расчетов по социальному страхованию является то, что банкротство, реорганизация предприятий ста-ли носить массовый характер. В связи с чем зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1 Актуальность темы «Контроль расчетов по социальному страхованию и обеспечению» обусловлена тем, что Республика Беларусь является социально ориентированным государством, а социальные гарантии его граждан закреплены в Конституции. Целью персонифицированного учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению является формирование полной, достоверной информации о состоянии расчетов с Фондом социальной защиты населения, необходимой как для внутренних, так и для внешних пользователей.
В процессе проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению используются различные приемы и способы контроля. В частности, для оценки достоверности совершенных хозяйственных операций, прежде всего, прибегают к использованию методических приемов проверки доку-ментов и записей в регистрах бухгалтерского учета, так как методы фактического контроля в осуществлении контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению организации практически не используются, однако их нельзя полностью исключить при осуществлении контроля расчетов данного вида расчетов.
Контрольная деятельность Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и его территориальных органов осуществляется в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
2 Объектом исследования в курсовой работе является хозяйственная деятельность СПК «Прогресс-Вертелишки». Основными видами деятельно-сти являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции. В СПК «Прогресс-Вертелишки» работает 45 структурных подразделений: 5 производственных участков, садоводческая бригада, 12 животноводческих ферм и комплексов, кормоцех, цех по переработке молока, цех переработки птицы, цех убоя скота, цех по производству колбасных изделий, мукомольное производство, цех по производству хлебобулочных изделий, цех первичной обработки пушнины, лесоцех, столярно-художественное производство, цех пошива одежды из меха и другие.
3 Проверку финансово-хозяйственной деятельности СПК «Прогресс-Вертелишки» проводят ревизоры Министерства сельского хозяйства и про-довольствия Республики Беларусь, согласно координационному плану по Гродненской области. Расчеты по социальному страхованию и обеспечению в СПК «Прогресс-Вертелишки» проводит только проверяющие Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь по Гродненской области.
СПК «Прогресс-Вертелишки» производит отчисления в Фонд социальной защиты населения в размере 30 % от начисленной оплаты труда. Кроме того, удерживаются обязательные страховые взносы в фонд социальной за-щиты населения из оплаты труда работников в размере 1 %, уплата производится
1 Акатьева, М.Д. Бухгалтерский учет и анализ : учеб. для вузов / М.Д. Акатьева, В.А. Бирюков. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 252 с.
2 Бухгалтерский учет : учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова, Н.Н. Затолгутская, Н.В. Пузенко ; под ред. П.Г. Пономаренко. - Минск : Выш. шк., 2013. - 543 с.
3 Богатая, И.Н. Бухгалтерский финансовый учет : учеб. для вузов / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова. - М. : КНОРУС, 2016. - 580 с.
4 Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учеб. пособие / А.О. Левковича, О.А. Левковича. – Минск : Амалфея : 2012. – 728 с.
5 Баранашник, А. В. Профессиональное пенсионное страхование / А.В Баранашник // Кадровая служба. - 2014. — № 11. — С. 24—37.
6 Данилкова, С.А. Ревизия и контроль : учеб. пособие / С.А. Данилкова. – Минск : РИПО, 2014. – 359 с.
7 Данилкова, С.А. Аудит: учеб. пособие / С.А. Данилкова. – Минск : Новое знание, 2016. – 685 с.
8 Дробышевский, Н.П. Ревизия и аудит : учеб.-метод. пособие для вузов / Н.П. Дробышевский. - Минск : Мисанта, 2013. - 416 с.
9 Жугер, Е. Можно расслабиться: плановых проверок в 2018 не будет. Подробности нового указа [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: 3=title_block&utm_campaign =tut.by– Дата доступа: 08.02.2018.
10 Инструкция о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь: приказ Комитета государственного контроля Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г., № 1 (в ред. от 28 сентября 2012 г., № 54) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 08.02.2018.
11 Инструкция по инвентаризации активов и обязательств : утв. пост. Мин-ва финансов Респ. Беларусь от 30.11.2007, №180 (в ред. от 22.04.2010 г. №50) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 08.02.2018.
12 Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством: утв. пост. Мин-ва труда Респ. Беларусь от 10.04.2000 №47 (в ред. Постановления от 2 июня 2014 г. № 31) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь: 2018. – Режим доступа: http: //etalonline.by / – Дата доступа: 10.02.2018.
13 Иванова Е.И. Аудит эффективности в рыночной экономике: учеб. пособие / Е.И. Иванова, М.В. Мельник, В.И. Шлейников; под ред. Гайдаржи. – М. : КНОРУС, 2009. – 328 с.
14 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 10.02.2018.
15 Климченко, В. Органы Фонда социальной защиты населения Мин-труда и соцзащиты РБ проводят плановые и внеплановые проверки // В. Климченко [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: https://www.gb.by/izdaniya/ glavnyi-bukhgalter/o-perenose-rabochikh-dnei-v-2014-godu-po3 – Дата доступа: 08.02.2018.
16 Ковалевская, А. С. Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний: зарубежный опыт / А. С. Ковалевская, О. А. Феоктистова // Финансы. - 2017. — № 1. — С. 45—49.
17 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : закон Респ. Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-З (с изм. и доп. от 08 янв. 2018 №95-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 02.01.2018.
18 Лемеш, В.Н. Аудит : пособие для вузов / В.Н. Лемеш. - Минск : Амалфея, 2016. - 320 с.
19 Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит. Практикум : учеб. пособие для вузов / В.Н. Лемеш. - Мн. : Изд-во Гревцова, 2010. - 424 с
20 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (в ред. 09.01.2017 г. №15-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ре-сурс] – 2017. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 08.02.2018.
21 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : пост. М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 12.2013 г., № 80 // Национальный право-вой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/– Дата доступа: 08.02.2018.
22 Нефедова, Е.В. Проблемы и перспективы развития Фонда социальной защиты населения в Республике Беларусь // Е.В. Нефедова [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1430311550 – Дата доступа: 10.02.2018.
23 Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь от 31 янв. 1995 г. № 3563-XII (в ред. Закона от 19 июля 2006 г. № 155-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 10.02.2018.
24 Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 29 февр. 1996 г. № 138-XIII, (в ред. Закона от 9 января 2017 г. № 14-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 10.02.2018.
25 Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь от 06 янв. 1999 г. № 230-3 (в ред. Закона от 5 июля 2009 г. № 43-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 10.02.2018.
26 Об аудиторской деятельности : Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. №56-З (с изм. и доп. от 4.06.2015 №268-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 02.03.2018.
27 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь 17 апреля 1992 г. №1596-XII (в ред. Закона от 18.10.2016 № 430-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим до-ступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 10.02.2018.
28 О выплате пособия и возмещении расходов на погребение: утв. пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 10 июля 2015 г. № 585 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь: 2018. – Режим доступа: http: //etalonline.by / – Дата доступа: 10.02.2018.
29 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г., № 57-З (в ред. 4 июня 2015 г. № 268-3) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http http://pravo.by/ – Дата доступа: 08.02.2018.
30 Об утверждении национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», внесении дополнения и изменений в постановление министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. №46 и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. №111 и отдельных структурных элементов некоторых постановлений министерства финансов Республики Беларусь: утв. Постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 12 дек. 2016 г. №104 [Электронный ресурс] - 2018. - Режим до-ступа: http://www.minfin.gov.by/ - Дата доступа: 08.02.2018.
31 О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009г. № 510 (в ред. от 13 февр. 2017г. №38) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 08.02.2018.
32 Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] - 2018. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001252_122016_1.pdf - Дата доступа: 10.02.2018.
33 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2016 года / Главное управление бюджетной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.minfin.gov.by/ – Дата доступа: 10.02.2018.
34 Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам: утв. пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 28.06.2013 г. №569 (с изм. и доп. от 21.03.2017 г. № 209) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь: 2018. – Режим доступа: http: //etalonline.by / – Дата доступа: 10.02.2018.
35 Пупко, Г.М. Аудит и ревизия : учеб. для вузов / Г.М. Пупко. - Мн. : Книжный Дом, 2005. - 512 с.
36 Резниченко, С.М. Современные системы внутреннего контроля : учеб. пособие для вузов / С.М. Резниченко, М.Ф. Сафонова, О.И. Швырева. - Ростов нД : Феникс, 2016. - 510 с.
37 Скачек В.С. Пути совершенствования учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению работников // В.С. Скачек [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: elib.gstu.by/bitstream/handle/220612/10210/Скачек,%20 В.%20С.%20Пути...pdf?sequence=1&isAllowed=y – Дата доступа: 10.02.2018.
38 Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г., № 296-З (в ред. от 13 нояб. 2017 г. № 68-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 08.02.2018.
39 Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50 (ред. 20.12.2012) [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/– Дата доступа: 02.03.2018.
40 Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/– Дата доступа: 10.02.2018.
41 Хмельницкий, В.А. Ревизия и аудит : учеб. пособие для вузов / В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь. - Минск: БГЭУ, 2011. - 473 с.
42 Чечеткин, А.С. Бухгалтерский учет и аудит : учеб. пособие для ву-зов / А.С. Чечёткин, С.А. Чечёткин. - Минск : ИВЦ Минфина, 2017. – 552 с.
43 Якушев, Е. О путях совершенствования пенсионного страхования / Е. Якушев // Человек и труд. - 2012. — № 1. — С. 11—16.