ВВЕДЕНИЕ
Глобализация мировой экономики усиливает роль и значение международных экономических организаций, призванных осуществлять координацию действий многочисленных субъектов. ВТО играет основную роль в формировании мировых торговых потоков и установлении правил ведения международного бизнеса и является орудием проведения глобальной торгово-экономической дипломатии. Торговые проблемы являются основным объектом деятельности ВТО, сфера деятельности которой охватывает свыше 4/5 мировой торговли.
Членство в ВТО расширяет доступ компаний страны-члена на международные рынки и предоставляет стране возможности использовать механизм организации для защиты своих интересов. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя - это понижение стоимости жизни благодаря снижению протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования ГАТТ/ВТО торговые барьеры во всем мире стали ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. Участие стран в деятельности ВТО предоставляет более широкий выбор товаров и услуг, что также является несомненным преимуществом свободной торговой системы для потребителя.
В результате более активного товарообмена развиваются новые технологии. Увеличение экспорта повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.
Из всего вышесказанного очевидна актуальность данной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы заключаются в исследовании и анализе деятельности ВТО и возможности вступления в нее Республики Беларусь.
Задачами курсовой работы являются: рассмотрение истории создания ВТО, ее основных целей, принципов и функций; изучение правового регулирования процесса вступления и выхода из ВТО; рассмотрение и анализ проблем и перспектив сотрудничества Республики Беларусь и ВТО.
Объект исследования - Всемирная торговая организация (ВТО).
Предмет исследования - роль ВТО в мировой трговле.
Тема достаточно широко проработана в отечественной экономической литературе. в частности, можно привести фамилии следующих авторов: В.Ф.Медведев, К.Л.Куриленок, М.В.Мясникович и др.
ГЛАВА 1 ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО, - это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые правила и нормы, которыми руководствовались во взаимных торговых отношениях участвующие в нем государства. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его государств. Возникшее на основе данного Соглашения международное учреждение ГАТТ более 40 лет выполняло функцию международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением вышеупомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали и решали спорные вопросы, обсуждали наиболее важные проблемы мировой торговли и принимали решения, связанные с правовыми основами международных торговых отношений [1, c.214].
Вследствие снижения таможенных тарифов в мировой торговле и развитии нетарифных ограничений, т.е. различного рода административных мер, затрудняющих доступ иностранных товаров на внутренние рынки в ходе переговоров Токийского раунда (1973-1979) сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена и уточнена за счет заключения отдельных соглашений, регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров а торговле, лицензирования импорта, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин и ряда других мер.
Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО).
В Марракеше 15. 04. 1994г. был подписан завершающий документ о разработке ВТО. Таким образом, структура ГАТТ была адаптирована к современному состоянию развития международных коммерческих отношений. Система ГАТТ, будучи практически мировой организацией, чисто формально таковой не являлась. ВТО же получила юридический статус специального учреждения системы ООН, расширив круг регулируемых проблем – ст. I Соглашения. На нее были возложены функции контроля рынка услуг и
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВСТУПЛЕНИЯ И ВЫХОДА ИЗ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Всемирная торговая организация представляет собой достаточно универсальный форум для проведения многосторонних переговоров в сфере регулирования торговли и коммерции в разных сферах. Организация была образована в ответ на одни и те же проблемы и разногласия, имевшие место перед мировым сообществом как в середине XX века, так и в 1990-х годах, а именно: необходимость введения ещё более жестких ограничений на принятие государствами протекционистских ограничительных мер, которые, принося кратковременную выгоду определенному государству, в то же время подрывали всю мировую экономику; стремление достичь стабильности и предсказуемости рынков для инвесторов и продавцов; потребность стран объединяться и решать общие глобальные проблемы мировой экономики; желание достичь большей степени равенства в международных экономических отношениях [11].
Ст. XII Марракешского соглашения об учреждении ВТО 1995 г., регулирующая вопросы присоединения к организации, не содержит четких указаний относительно процедуры присоединения, равно как критериев, которым должны соответствовать кандидаты на членство в организации. В ней лишь закреплено, что «любое государство или отдельная таможенная территория […] может присоединиться к настоящему Соглашению на условиях, согласованных между таким государством или территорией и ВТО».
Можно предположить, что при составлении Марракешского соглашения государства стремились сделать процесс присоединения максимально гибким с целью расширения числа членов организации, в том числе, за счет развивающихся стран, поскольку это отвечает «стремлению работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли в интересах благосостояния всех народов» (п. 2 Марракешской декларации 1994 г.). Однако такой подход также может свидетельствовать о резервировании членами рабочей группы по присоединению возможности корректировать требования и условия вступления для каждого нового кандидата.
Технически процесс присоединения к ВТО регулируется следующими актами: «Присоединение ко Всемирной торговой организации: Процедуры переговоров по Статье XII, Комментарии Секретариата» от 24.03.1995 г., «Технические комментарии по процессу присоединения, Комментарии Секретариата» от 21.12.2001 г. в редакции 28.06.2010 г. Более узкие вопросы
ГЛАВА 3 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Уже сегодня при планировании и реализации стратегии развития Республики Беларусь органы государственного управления вплотную сталкиваются с необходимостью учета конкретных аспектов глобализации. Наиболее актуальными в настоящий момент представляются следующие аспекты:
- транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия сравнительных преимуществ страны в международной торговле;
- интернационализация производства и конкуренции и, как следствие, изменение механизмов экспортной конкурентоспособности национального производителя;
- интернационализация инфраструктуры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);
- развитие системы наднационального регулирования международных экономических отношений (МЭО), и в первую очередь образование и расширение Всемирной торговой организации [8, c.47].
Рассмотрим подробнее каждый из указанных аспектов.
Транснационализация капитала. До недавнего времени в мировой экономической науке структуру международной торговли было принято объяснять наделенностью стран факторами производства - отдельными видами труда и капитала. В современной мировой экономике, в условиях глобализации, такой подход устарел, поскольку утрачивает смысл понятие наделенности страны капиталом. Капитал становится интернациональным и может приходить в отдельно взятую страну и уходить из нее в зависимости от инвестиционного климата данн ой страны. Таким образом, сравнительные преимущества страны в производстве того или иного товара уже в среднесрочной перспективе (5-10 лет) превращаются из постоянной величины в переменную.
В результате при определении отраслевых приоритетов развития экономики и экспортного потенциала государства должен учитываться тот факт, что структура его конкурентных преимуществ на экспортных рынках зависит от перспектив привлечения иностранного капитала в ту или иную отрасль экономики.
Интернационализация производства и конкуренции. На современном этапе ряд отраслей мировой экономики, в частности машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтическая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всемирная торговая организация (ВТО) начала свою деятельность с 1 января 1995 г. и была призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (МТС) (1986-1994 гг.).
Центральной задачей ВТО является установление общих принципов международной торговли.
Работа ВТО опирается на принципы, среди которых основополагающими являются:
- Режим наибольшего благоприятствования (т.е. равные права) - принцип недискриминации на таможенной границе. Любой из членов ВТО одинаково относится к импортируемым товарам из любого другого государства - члена ВТО. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными (т.е. взаимность)
- Принцип национального режима устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов.
- Принцип транспарентности торговой политики (т.е. прозрачность) - члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
- Принцип защиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах.
- Принцип создания устойчивой основы торговли обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных договаривающимися сторонами, которые не могут повышаться впоследствии.
- Принцип содействия справедливой конкуренции. ВТО стремится не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях и др.
Технически процесс присоединения к ВТО регулируется следующими актами: «Присоединение ко Всемирной торговой организации: Процедуры переговоров по Статье XII, Комментарии Секретариата» от 24.03.1995 г., «Технические комментарии по процессу присоединения, Комментарии Секретариата» от 21.12.2001 г. в редакции 28.06.2010 г.
Для того чтобы получить статус члена ВТО, государство-кандидат или таможенная территория должно провести переговоры о присоединении со всеми другими государствами или таможенными территориями, которые уже
1. Агапова, Т.А Макроэкономика /Т.А. Агапова. - М.: Дело и Сервис, 2000. - 416 с.
2. Ивашутин, А.Л. Макроэкономика: учебное пособие. / А.Л.Ивашутин. – Минск: Амалфея, 2008. – 340 с.
3. Краткий международно-правовой анализ Всемирной торговой организации [Электронный ресурс] / Финансовый университет при правительстве Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.fa.ru/science/iscience/Pages/vto.aspx. - Дата доступа: 04.10. 2016.
4. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие / И.М.Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
5. Макроэкономика: уч. пособие / [Т.С.Алексеенко и др.]; под редакцией Л.П.Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 374 c.
6. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В.Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
7. Макроэкономика: Учеб. пособие / П.Г.Никитенко; под общ.ред. П.Г.Никитенко. - Мн.: Равноденствие, 2008. - 295 с.
8. Медведев, В.Ф. Вступление в ВТО и интеграция Республики Беларусь в мировую экономику / В.Ф.Медведев, К.Л.Куриленок // БЭЖ. - 2011. - №3. - С.47-53.
9. Мясникович, М.В. Макроэкономическая политика РБ: теория и практика / М.В.Мясникович. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 175 с.
10. Плотницкий, М.И. Микро- и макроэкономика / М.И. Плотницкий. – Минск, 2004. – 185 с.
11. Правовое регулирование процесса вступления и выхода из Всемирной торговой организации [Электронный ресурс] / Национальный центр законодательства и правовых исследований РБ. - Режим доступа: http://center.gov.by/nauchnaya-i-analiticheskaya-rabota/publikatsii-rabotnikov-tsentra/pravovoe-regulirovanie-protsessa-vst/. - Дата доступа: 04.10. 2016.
12. Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С. Селищев. - СПб.: Изд-во «Питер», 2011. - 448 с.
13. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика / Л.С.Тарасевич. - М.: Юрайт-издат, 2009. - 652 с.
14. Туманова, Е.А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: учебник./ Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас– М.: ИНФРА-М, 2007. – 400 с.
15. Тур, А.Н. Курс экономической теории / А.Н.Тур. – Мн.: «Мисанта», 2007г. - 432 с.