Введение
1. Понятие цен: структура и виды. Политика ценообразования в стране
2. Анализ практики государственного ценообразования в Республике Беларусь. Динамика цен
3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования
Заключение
Список использованных источников
Введение
В обстоятельствах реформирования экономики и перехода к рыночным взаимоотношениям в Республике Беларусь ценовая стратегия, основы формирования и регулирования ценообразования становятся значимыми сферами финансовых преобразований. Прибывая составной частью совокупной общегосударственной финансовой политики, ценовая политика основывается на тех же принципах и реализуется в рамках общей методологической концепции.
Существенное положение среди разных рычагов финансового механизма хозяйственной политики фирмы принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его финансовой деятельности. Цена проявляет прямое влияние на производство, распределение, обмен и использование. В обстоятельствах рыночных отношений цена представляет как связывающее звено меж изготовителем и покупателем, как система обеспеченья баланса среди спросом и предложением.
Основными факторами, способствующими усилению роли цен, выступают: увеличение размеров хозяйствующих субъектов и усложнение форм их деятельности в условиях рынка; неустойчивость макроэкономической конъюнктуры; усиление конкуренции на рынке; снижение рентабельности и общей экономической эффективности промышленного производства. Состояние системы цен — уровень, динамика, соотношение цен — существенно влияет на жизнеспособность субъектов экономики. Прежде всего, цены оказывают воздействие на платежеспособный спрос, уровень доходов, направлаения денежных потоков, инвестиционную активность предприятий.
1. Понятие цен: структура и виды. Политика ценообразования в стране
Ценообразование - дисциплина, исследующая процессы развития, закономерности движения и использования цен. Предмет науки - концепция стоимости и опыт их определения. Теория цены заменила на сегодняшний день ту часть финансовой концепции, которую экономисты - классики именовали теорией ценности.
Различия в подходах к концепции цены нашли собственное отображение в большом количестве концепций ценообразования и определений цен.
Цена - финансовое понятие, существование и значимость которого никому не нужно разъяснять и аргументировать. С младенческих лет, как только человеку требуется видеть либо лично принимать участие в покупке, он на бытовом уровне принимает, что такое стоимость и какую значимость она представляет в его жизни и жизни иных людей.
Есть несколько наиболее распространенных определений этого понятия. Классическое определение - это определение К.Маркса: «Цена есть денежное выражение стоимости товара». Это определение употреблялось во всех советских учебниках политэкономии и ценообразования [19, с.26-85].
В настоящее время, когда происходит непрерывное обновление номенклатуры продукции, возмещение затрат перерастает быть решающим фактором ценообразования. На цену могут влиять появление новых видов товаров на рынке, она может в свою очередь, стимулировать изменение объемов производства. Следовательно, цена может изменяться независимо от роста затрат труда и определяться «не затратной» стоимостью. Это обстоятельство привело к появлению новых понятий цены. Так, в системе маркетинга цена определяется как денежная сумма, взимаемая за конкретный товар. В «Экономиксе» Макконела К.Р. и Брю С.А. цена предоставлена в виде формы общественной оценки ресурсов, товаров, услуг. Названные выше определения, хотя и не исчерпывают весь возможный их перечень, не могут быть совершенно объективными, так как одни выражают интересы производителей, другие - потребителей.
2. Анализ практики государственного ценообразования в Республике Беларусь. Динамика цен
Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют Совет Министров (регулирует цены и тарифы на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны) и Министерство экономики (осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования, определяет формы и способы государственного ценового регулирования, осуществляет руководство ценообразованием и координацию работы других органов управления в области ценообразования, регулирование цен и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства, принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства).
Целью государственной системы ценообразования являлось создание такого механизма, который бы обеспечивал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения.
Государственную политику в области ценообразования в соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь. Реализация государственной политики в области ценообразования в соответствии с законодательством осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Министерством экономики, министерствами, другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом. Координация деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования и решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования реализуется через Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
3. Направления совершенствования государственного регулирования ценообразования
Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, как показывает опыт других стран, может реализовываться двумя путями: в форме резкого перехода с помощью активной либерализации цен или посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий, конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.
Программой перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990 – 1992 гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки оказалось нереальным.
Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприятий и населения в товарах и услугах за счет стабилизации и роста объемов их производства. Однако после резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали расти высокими темпами. Это показало, что сама по себе либерализация цен без проведения достаточно жесткой бюджетно-финансовой политики, институциональных преобразований не может решить всех накопившихся проблем и способствовать формированию экономики нового типа. Инфляционные процессы стали сочетаться с падением производства, поскольку предприятия получили возможность достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен [2, с.57-61].
Заключение
Теория государственного регулирования экономики и ценообразования прошла эволюцию с конца средневековья до современного времени, от меркантелистов до неоконсерваторов.
Учитывая важность государственного регулирования ценообразования, следует помнить, что цена - сильная экономическая категория, которая выполняет измерительную, учетную, регулирующую, стимулирующую и перераспределительную функции. Государственное регулирование - попытка воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. В современных условиях выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования цен. Самими причинами и предпосылками государственного регулирования цен является тенденция к монополизации, проблема внешних эффектов, производство общественных благ, распределение доходов, инфляционные процессы, равновесие платежного баланса страны. В настоящее время необходимость государственного регулирования цен объективна и оно осуществляется во всех странах, только в разном процентном соотношении.
1. Борисов, Н. В. Особенности формирования отпускных цен (тарифов) в 2011 году / Николай Владиленович Борисов // Экономика, финансы, управление. - 2011. — № 3. — С. 14—23.
2. Демко, А. В. Регулирование цен на продукцию организаций-монополистов / А. В. Демко // Планово-экономический отдел. - 2011. — № 8. — С. 57—61.
3. Емельянова , Т. В. Ценообразование : учеб. пособие / Т. В. Емельянова. - 4-е изд., испр. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 304 с.
4. Ерохин, Д. В. Ценообразование в системе менеджмента : учебное пособие для вузов / Д. В. Ерохин, А. Н. Горностаева, О. В. Горленко. - Брянск : БГТУ, 2011. - 172 с
5. Ефимова, И. Что необходимо знать о регулировании цен на потребительские товары в Республике Беларусь / Ирина Ефимова // Главный бухгалтер. - 2015. — № 39. — С. 25—28.
6. Зубко, Л. С. Комментарий : (на какие товары (услуги) государство продолжает регулировать цены в 2016 году?) / Людмила Зубко // Главный бухгалтер. - 2016. — № 5. — С. 53—55. Рецензия на: О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35 : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 11.01.2016 № 8 УДК 338.5
7. Индекс потребительских цен // Сайт MyFin [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/indeks-potrebitelskih-cen.
8. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики / В.И. Кушлин. – М.: РАГС, 2005. — 834 с. 457-468
9. Макаревич, Н. И. Конкурентная и антимонопольная политика в Республике Беларусь / Макаревич Н. И. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2015. — № 11. — С. 21—29.
10. Матюш, И. В. Ценовое администрирование в системе государственного управления экономикой / Матюш И. В. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2016. — № 7. — С. 4—12.
11. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2015. — № 4. — С. 6—98.
12. Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь // Сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2017 _03_ot.pdf.
13. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь // Сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2017/yj2017.pdf.
14. Постановление Совета Министров РБ
№ 877 от 11.06.1999. Об утверждении Концепции ценообразования в Республике Беларусь и Мероприятий по реализации Концепции ценообразования в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Без Закон. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://belzakon.net/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%91/1999/91022
15. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] / Официальный сайт правительства РБ. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf
16. Салимжанов И.К. Ценообразование / И.К. Салимжанов. – М.: 2007. — 304 с. 140-169
17. Статистический бюллетень // Сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.nbrb.by/publications/bulletin /Stat_Bulletin_2016_12.pdf.
18. Статистический сборник Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь в цифрах. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://belstat.gov.by
19. Шевчук Д.А. Ценообразование / Д.А. Шевчук. – М.: 2008. — 240 с. 26-85