Введение
Важность и значимость темы курсовой работы состоит в необходимости развития конкурентных отношений в экономике Республики Беларусь, что даст возможность повысить эффективность экономики, улучшить финансовые результаты белорусских предприятий и стимулировать дальнейший рост доходов населения.
Закончившийся недавно мировой финансово-экономический кризис (хотя некоторые, прежде всего зарубежные, эксперты полагают, что он до конца еще не завершился), а также обострение экономических взаимоотношений с Россией резко ускорили темпы либерализации в экономике нашей страны. В ходе дальнейшего развития рыночных отношений нельзя не учитывать тот факт, что отечественный механизм развития конкуренции еще пока не в полной мере отвечает современным требованиям. Реформирование механизма регулирования конкуренции на основе опыта стран с развитой рыночной экономикой позволит значительно повысить результативность конкурентной политики Беларуси и выступит стимулом развития конкуренции на различных товарных рынках. Всем вышеизложенным обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является проведение анализа конкуренции как главного элемента рыночного механизма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы конкуренции и особенности ее развития;
- показать подходы к оценке конкуренции на товарных рынках;
- предложить направления совершенствования регулирования конкуренции в республике.
Объект курсовой работы – конкуренция как рыночная структура и объект государственного регулирования.
Предмет курсовой работы – специфика развития конкуренции в экономике Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались методы сравнения, детализации и синтеза
В ходе написания работы использовался теоретический материал учебников и учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, издания периодической печати и сети Интернет.
Следует выделить работы следующих авторов: Л.М.Кравец, В.Н.Шимов, А.Груничев и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Курсовая работа содержит 33 страницы текста, 3 рисунка, 5 таблиц, 19 источников.
1 Сущность и основные типы современной конкуренции
Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка [2, c.118].
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества. По масштабам развития конкуренция может быть:
- индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
- местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
- национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
- глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке) [2, c.120].
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности с целью достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.
Она существует всегда и везде, где между субъектами возникает соперничество за свои интересы. Как экономическое отношение конкуренция выражает причинно-следственную зависимость между интересом субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами развития экономики.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.
В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция приобретает разрушающий характер. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников, в которых фиксируются права и
2 Оценка состояния конкуренции на рынке продукта
В экономической теории предложена целая система количественных и качественных показателей, позволяющих оценить уровень конкуренции отдельного рынка или отрасли. В странах с развитой рыночной экономикой на основе этой теории уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на базе которой государство регулирует процессы экономической концентрации с целью предотвращения появления предприятий-монополистов. К концу 1960-х годов в этих странах сложилась целая система показателей статистики рыночной концентрации, которая систематически публикуется в печати.
Кратко остановимся на наиболее известных показателях, дающих количественную оценку уровня конкуренции.
Пороговая доля рынка. Это простейший количественный критерий, превышение которого позволяет отнести предприятие к категории монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке. Подобный подход имел место в Великобритании в начале осуществления антимонопольной политики. Первым антимонопольным законом 1948 года предписывалось информировать Комиссию по монополиям и слияниям обо всех случаях, когда доля одной фирмы (единичная монополия) или группа совместно действующих фирм ограничивает конкуренцию, захватывая не менее 1/3 общего объема данного товарного рынка. Законом 1973 года порог был снижен до 25% [11, c.96].
В Англии пороговый уровень (треть или четверть рынка) применялся прежде всего для контроля групповой деятельности независимых компаний. Именно факты такого поведения подлежали регистрации с последующим рассмотрением в специальном суде. Единичные же фирмы, даже если они имели более высокую, чем пороговая, долю рынка, ни в какой реестр не включались. В каждом конкретном случае их поведение, которое ограничивало конкуренцию, расследовалось отдельно, на что уходило нередко несколько лет. Кроме того, 25%-я пороговая доля рынка действовала не только в отношении продавцов, но и в отношении покупателей данного товара.
Коэффициент концентрации (CR). Этот показатель равен сумме долей реализации товара на рынке нескольких крупнейших субъектов рынка. Коэффициент (индекс) концентрации для m крупнейших из общего числа (n) компаний, выпускающих данный товар, рассчитывается как сумма m рыночных долей (ki) этих компаний.
Предыдущий показатель - пороговая доля рынка, - имеет один недостаток: он применяется к отдельному предприятию и, по сути, не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Этого недостатка до определенной степени лишен коэффициент концентрации, который характеризует долю нескольких (скажем, 3-х, 4-х, 5-ти, 8-ми, 12-ти) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Считается, что если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.
3 Основные направления развития конкуренции в условиях экономики Республики Беларусь
В нашей республике, как и в бывшем СССР, сложился особый тип монопольного хозяйства и самих монополий, существенно отличающихся от классических рыночных. Монополизм проявлялся в специфических формах и условиях хозяйствования, обусловленных особенностями социально-экономического развития республики в составе бывшего СССР. Имело место не реальное обладание монопольной властью со стороны самостоятельных хозяйствующих субъектов (возможность определять объемы производства и цены на продукцию, диктовать условия потребителям), а формальное лидерство и подчинение вышестоящим инстанциям.
В народном хозяйстве Республики Беларусь доминируют крупные (относительно доли, занимаемой на рынке товаров и услуг) структуры, как в виде самостоятельных предприятий, так и в форме их объединений.
В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению - естественный и искусственный монополизм; по степени влияния - всеобщий, абсолютный и т. н. олигополию; по сфере влияния - отраслевой и межотраслевой; по территориальному признаку - тотальный и локальный; по функциональной роли - ведомственный, должностной и производственный [9, c.34].
В белорусской экономике господствуют монополия государственной собственности — по содержанию, а по форме - чистая монополия и олигополия (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной).
В Республике Беларусь установлена государственная монополия на продажу всех видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего огнестрельного оружия и боеприпасов).
Государственная монополия существует на все виды ресурсов, имеющих стратегическое значение или монополизированных в силу естественно-природных факторов.
Хозяйствующими субъектами, относящимися к государственной монополии, являются: 1) предприятия оборонной промышленности; 2) предприятия ликеро-водочной отрасли; 3) предприятия табачной отрасли; 4) предприятия фармацевтической промышленности; 5) объекты хранения государственных ресурсов; 6) предприятия по захоронению радиоактивных и промышленных отходов; 7) учреждения гидрометеорологии, картографии и геологии; 8) учреждения Госкомитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; 9) предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб; 10) объекты гражданской обороны; 11) предприятия по сбору и переработке отходов, содержащих драгметаллы; 12) предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии.
Заключение
Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.
Эффективность конкурентного рынка определяется следующими факторами:
- наличие или отсутствие возможностей для снижения издержек производства;
- применение более совершенных технологий;
- улучшение качества работ, товаров и услуг;
- конкурентоспособность товаров и услуг.
Основными методами конкуренции в современных успениях являются неценовые, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня изделий, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены.
Экономической теорией предложена целая система количественных и качественных показателей, позволяющих оценить уровень конкуренции отдельного рынка или отрасли. Основные из них - пороговая доля рынка, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера, индекс Джини и др.
Среди методов измерения степени экономической концентрации в последние годы применяются и методы прогнозирования: метод экспертных оценок, метод статистической экстраполяции, методы экономико-математического моделирования, имитационное моделирование.
Однако, как показали теоретические и практические исследования, самым сложным при анализе рыночных структур является не выбор показателя (индекса, коэффициента), а определение границ рынка в пространстве товаров.
В нашей республике, как и в бывшем СССР, сложился особый тип монопольного хозяйства и самих монополий, существенно отличающихся от классических рыночных. Монополизм проявлялся в специфических формах и условиях хозяйствования, обусловленных особенностями социально-экономического развития республики в составе бывшего СССР. Имело место не реальное обладание монопольной властью со стороны самостоятельных хозяйствующих субъектов (возможность определять объемы производства и цены на продукцию, диктовать условия потребителям), а формальное лидерство и подчинение вышестоящим инстанциям.
В белорусской экономике господствуют монополия государственной собственности — по содержанию, а по форме - чистая монополия и олигополия (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной).
1. Абраменко, А. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией в Республике Беларусь / А.И. Абраменко // Цены и тарифы. – 2011. – №3. – С.4-9.
2. Алексеенко, Т.С. Макроэкономика: учебник / Т.С. Алексеенко. — Минск: ИВЦ Минфина, 2012. — 446 с.
3. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев. — Минск: БГЭУ, 2010. — 640 с.
4. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.
5. Гнатюк, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Гнатюк. — Могилев: БРУ, 2013. — 400 с.
6. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.w3.economy.gov.by. – Дата доступа: 11.04.2016.
7. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001446_121789_Reestr.pdf. – Дата доступа: 11.04.2016.
8. Груничев, А. Монополизм, монополии и развитие конкуренции / А. Груничев // РИСК. – 2010. – №4. – С.152-160.
9. Климков, В.И. Некоторые проблемы монополизма в Республике Беларусь и пути их решения / В.И. Климков // Актуальные проблемы теории и практики современной экономической науки. – Гомель, 2013. – С.34-37.
10. Кравец, Л.М. Антимонопольное регулирование: анализ зарубежного опыта / Л.М. Кравец // Вестник БГЭУ. – 2011. - №4. – С.17-22.
11. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/. - Дата доступа: 11.04.2016.
13. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. №94-З. Принят Палатой представителей 22 ноября 2013 г. Одобрен Советом Республики 27 ноября 2013 г. – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11300094&p1=1. – Дата доступа: 11.04.2016.
14. Ситников, П.С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике / П.С. Ситников // Экономические науки. – 2009. - №50. – С.42-48.
15. Станковская, И.В. Экономическая теория: учебник / И.В. Станковская. — М.: Рид Групп, 2011. — 480 с.
16. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2014" / сост. В.И.Зиновский. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. - 534 с.
17. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2015" / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. - 524 с.
18. Филипенок, А.Г. Проблемы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и пути их решения в контексте зарубежного опыта / А.Г.Филипенок // БЭЖ. – 2011. - №1. – С.83-88.
19. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: монография / В.Н. Шимов. – Минск: БГЭУ, 2012. – 624 с.