ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Работа над планом художественного произведения – основа развития мышления и связной речи младших школьников
1.1 Значение составления плана художественного произведения младшими школьниками
1.2 Психолого–педагогические основы развития связной речи младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2 Приёмы работы по обучению детей составлению плана и пересказу прочитанного
2.1 Методика обучения составления плана художественного произведения младшими школьниками
2.2 Организация пересказа прочитанного на уроке литературного чтения
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что планирование и пересказ литературного текста является самым важным этапом формирования понимания текста в рамках предмета «Литературное чтение».
Литература – род искусства, отражающий типические явления жизни в образах, созданных с помощью слова. Идеи, настроения писателя передаются через содержание произведения читателю, пробуждают созвучные мысли и чувства, формируют его мировоззрение. Эти особенности учитываются методикой чтения в начальных классах:
Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).
Обязательным условием является присутствие анализа художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения, УНТ) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.
Глава 1 Работа над планом художественного произведения – основа развития мышления и связной речи младших школьников
1.1 Значение составления плана художественного произведения младшими школьниками
Литературное произведение – это сложное целое, в котором все его составляющие (идеологическая и тематическая основа, композиция, сюжет, графические средства) взаимодействуют друг с другом. В произведении образ не статичен, он дается в разработке. По мере его развития он раскрывается перед читателем во все новых и новых аспектах. Эта особенность требует начать работу над произведением с целостного восприятия его, т.е. с синтеза (прочтения всего произведения). Анализ произведения следует за синтезом и позволяет перейти к более качественному синтезу.
В обобщенной формулировке этапы работы над произведением выглядят следующим образом (выделяются три этапа работы):
1) первичный синтез,
2) анализ,
3) вторичный синтез.
Стадия первичного синтеза, в свою очередь, подразделяется на:
– подготовка к первичному восприятию текста,
– фокус на целевом восприятии текста,
– первичное восприятие текста,
– эмоционально полезный разговор [2, с.33].
К основным задачам первичного синтеза относится ознакомление учащихся со специфическим содержанием работы, ее сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; уточнение эмоционального воздействия работы.
На этапе анализа:
– устанавливаются причинно–следственные связи в развитии сюжета;
– определяются мотивы поведения и черты характера актеров (почему они это сделали и как это их характеризует)...
Глава 2 Приёмы работы по обучению детей составлению плана и пересказу прочитанного
2.1 Методика обучения составления плана художественного произведения младшими школьниками
Работа по подготовке детей к осуществлению плана проводится уже в период обучения грамоте. Его простейшая форма заключается в сопоставлении заголовков с содержанием небольших текстов.
Второй вид работы, который готовит детей к составлению плана, – это выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на вопрос учителя. Избирательное чтение учит детей отличать необходимые мысли от сюжета, развивает умение разбивать сюжет на части. Обучение тому, как составить план, основано на постепенном нарастании трудностей и осуществляется в определенной системе.
В начальной школе работа над сюжетом или сказочным планом основывается на эмоциональном восприятии содержания, а сам план часто имеет образное (изобразительное) выражение. В качестве начального упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, сюжету в разбитой последовательности и предложить ученикам расположить их в соответствии с содержанием. Давая название картинкам, дети отмечают место каждой из них в тексте, и получается план картинки [13, с. 80].
Затем детей учат планировать, основываясь на определении последовательности событий (простейшая логическая связь). Такой план называется логическим планом. В первом классе полезны заголовки плана в виде вопросов. Формулировка вопроса побуждает ребенка искать ответ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что составления плана играет важную роль в становлении общего понимания литературного текста в рамках школьного обучения. Составление плана способствует формированию определенного отношения к формированию ответственного отношения к процессу обучения.
Формирование связной речи в младшем школьном возрасте представляет собой важный аспект личностного развития личности человека. Для формирования таких особенностей как развития связной речи в данном возрастном периоде необходимо определить такие особенности как формирование определенных целей и задач образовательной и воспитательной деятельности младших школьников.
Приемы составления плана произведения:
1. Установление соответствия заголовков содержанию плана.
2. Выборочное чтение под руководством учителя.
3. Применение иллюстраций к произведению.
4. Показ на примере.
5. Восстановление текста.
6. Прием «Собери их». Составление плана из структурных частей текста.
1. Азова, О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось – 89», 2005. – 272 с.
4. Бородич, А. М. Литературное чтение, 1 класс / А.М. Бородич. – М.: Академия, 2011. – 245 с.
5. Вопросы психологии, учебной деятельности младших школьников. / А.М. Тимофеенко. – М.: Академия, 2012. – 245 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2012. – 365 с.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
8. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2012. – 247 с.
9. Занков, Л. В. Литературное чтение, 1 класс / Л.В. Занков.– М.: Академия, 2011. – 354 с.
10. Есенина, С. А. Как научить Вашего ребенка писать изложения / С.А. Занков. – М.: «Грамотей», 2004. – 96 с.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 2017. – 349 с.
12. Игнатьев, Е. Д. Литературное чтение / Е.Д. Игнатьев. – М.: «Просвещение», 2011. – 345 с.
13. Карпов, Ю. В. Психодиагностика познавательного развития учащихся. / Ю.В. Карпов – М.: Академия, 2009. – 258 с.
14. Коррекция письма на уроках. 1–4 классы. / авт. – сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград; Учитель, 2008. – 119 с
15. Крутецкий В. А.. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий.– М.: Академия, 2011. – 324 с.
16. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология./ И.Ю. Кулагина. – М.: Академия, 2017. – 278 с.
17. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Избранные психологические произведения: В 2–х т./Под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: Академия, 2015. – 258 с.
18. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев.– М.: МГУ, 2014. – 214 с.
19. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников /М.Р. Львов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 238 с.
20. Люблинская, А. А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: «Просвещение», 2011. – 365 с.