ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Название опыта: «Формирование навыков финансовой грамотности у воспитанников социально-педагогического центра в условиях временного детского коллектива».
Актуальность опыта: сегодня финансовый аспект является одним из основных в жизни человека и затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с финансовыми вопросами, принимая решения о получении личных доходов и личных расходах. Финансовая грамотность в XXI веке – это базовая компетенция, которая так же важна для каждого современного человека, как навыки чтения и письма.
Актуальность данной проблемы. Значимость данного вопроса заключается в актуальности формирования навыков финансовой грамотности у детей социально-образовательных центров в условиях временных детских коллективов. Отсутствие финансовой грамотности и умения применять ее на практике не позволяет детям использовать продукты и услуги традиционных и новых информационных и цифровых технологий в своих интересах.
Необходимость развития финансовой грамотности населения в настоящее время признана на национальном уровне. Основываясь на большом количестве аналитических исследований, можно сказать, что финансовая грамотность в Республике Беларусь находится на низком уровне. Лишь небольшой процент населения хорошо знаком с услугами и продуктами, предлагаемыми финансовыми учреждениями. В условиях временных детских коллективов воспитанникам социально-педагогических центров гораздо сложнее ориентироваться в сфере экономических отношений. Они даже не знают, как выполнять самые необходимые действия в повседневной жизни, заботиться о своих потребностях и позиционировать себя в обществе: они не знают, как платить за коммунальные услуги, как обращаться за помощью в различные службы населения и не умеют находить решения в сложных ситуациях.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА
Ведущая идея опыта: Финансовое воспитание и образование учащихся в социально-педагогических центрах в условиях временного детского коллектива – новое направление в педагогике, так как финансовая грамотность – это глобальная социальная проблема, неразрывно связанная с детьми с самых ранних лет.
Я работаю в Государственном учреждении образования «Социально-педагогический центр Столинского района».
Центр является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей из социально незащищенных семей», Законом Республики Беларусь «Об образовании», Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании населения», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». основы», закон 2003 года «О дополнительных мерах по защите детей в семьях, находящихся в кризисной ситуации» и Уголовно-процессуальный кодекс для его работы [1].
«Центр является социально-педагогическим учреждением, реализующим программы формирования и защиты прав и законных интересов детей группы риска, образовательные программы для детей дошкольного возраста, дополнительные образовательные программы для детей и подростков, координирует деятельность образовательных учреждений региона по выявлению и учету детей группы риска, их социально-педагогической реабилитации, оказанию им психологической помощи, разрабатывает и координирует» [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования навыков финансовой грамотности у воспитанников социально-педагогического центра в условиях временного детского коллектива является одной из самых сложных задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от результатов работы педагога. Критерием является конечный результат: либо дать воспитаннику только набор знаний по данной теме, либо сформировать человека, готового к творческой деятельности.
Использование таких методов, как беседы (разговоры), дидактические игры, загадки и т.д., является основой для формирования навыков финансовой грамотности у воспитанников центра социального воспитания в условиях временных детских коллективов. Я бы сказала, что постоянное использование на занятиях беседы (диалога), дидактических игр, загадок и т.д. позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших законах окружающей действительности. Мы, педагоги, должны постараться пробудить в ребенке желание познавать и помочь ему поверить в себя и свои способности. Используя различные методики в обучении, мы стараемся, чтобы удовольствие от деятельности постепенно трансформировалось в удовольствие от обучения.
Роль педагога в этом процессе – поддержать интерес детей и регулировать их деятельность.
Результатом работы хочу видеть:
- осознание своих потребностей и сопоставление их с возможностями.
- существование представлений, согласно которым заработная плата – это плата за количество и качество труда, пенсия – это плата за прошлый труд, а детские пособия – это авансы на детей в ожидании их будущей работы.
- понимание, что семейные расходы не должны быть напрасными.
- понимание, что семейные сбережения – это деньги, которые можно сохранить, если разумно использовать доход, и которые можно использовать для отпуска всей семьи или для покупки предметов первой необходимости.
1. Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Столинского района» [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://surl.li/ahrmy.
2. Меньшикова, О.И. Экономика детям, большим и маленьким / О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. – М.: ТЦ Сфера, 1994. – 157с.
3. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / А.А. Смоленцева. – СПб, 2001. – 130с.
4. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/.
5. Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник / А.Д. Шатова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.
6. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256с.
7. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 96с.