Введение
1 Общая характеристика предприятия (резюме)
2 Анализ внешней среды. Прогноз развития рынка
3 Анализ внутренней среды предприятия
4 Разработка стратегии развития предприятия
5 Мероприятия по совершенствованию системы менеджмента
5.1 Маркетинговый план
5.2 Производственный план
5.3 Инвестиционный план
5.4 Организационный (управленческий) план
5.5 Юридический план
5.6 Оценка предпринимательского риска и страхование
5.7 Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия (финансовый план) и оценка эффективности проекта
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Реферат
Курсовая работа написана на 67 с., и включает 25 таблиц, 2 рисунка, 9 литературных источников, 2 приложения
ИНВЕСТИЦИИ, ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, СТАВКА ДИСКОНТИРОВАНИЯ, СРОК ОКУПАЕМОСТИ, ИНДЕКС ДОХОДНОСТИ, ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИ, ЧИСТЫЙ ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ДОХОД
Целью настоящей курсовой работы является разработка инновационной стратегии развития ГЛХУ «Воложинский лесхоз» на 2018-2024 гг. с учетом прогнозируемой динамики рынка и ресурсных возможностей предприятия. При реализации поставленной цели решены следующие задачи: сделан системный анализ рынка и деятельности исследуемого предприятия за 2014 – 2016гг., разработана инновационная стратегия развития ГЛХУ «Воложинский лесхоз» и комплекс маркетинговых, производственных, инвестиционных, управленческих и финансовых мер по ее реализации.
В результате выполнения курсовой работы была разработана стратегии развития ГЛХУ «Воложинский лесхоз», основой которой является реализация инвестиционного проекта «Производство древесных топливных пеллетов и гранул для бытовых печей и котлов», а также рассчитаны основные показатели эффективности данного проекта (чистый дисконтированный доход по инвестиционному проекту на последнюю дату горизонта планирования составляет 39194,6 тыс р. (ЧДД > 0, следовательно, инвестирование целесообразно; внутреняя норма доходности составляет 23,0% (ВНД > средневзвешенной ставки инвестированного капитала), и это значит, у иницатора проекта есть запас финансовой прочности по изменению ставки по банковскому кредиту в размере 8,5% (23,0% – 14,5%; простой срок окупаемости проекта составляет 3,96 лет; динамический срок окупаемости составляет 4,17 лет; индекс рентабельности, начиная с 2022 г. приобретает значение выше 1,3, что свидетельствует о достаточности экономической отдачи проекта на вложенный капитал; коэффициент покрытия задолженности, начиная с 2019 г. приобретает значение больше 1, что обеспечивает достаточность средств для возврата основного долга и процентов по долгосрочному кредиту).
ВВЕДЕНИЕ
ГЛХУ «Воложинский лесхоз» неуклонно наращивает производственные мощности и модернизирует производственную базу, а также планирует свою деятельность исходя из инновационной стратегии развития, в соответствии с которой деятельность ГЛХУ «Воложинский лесхоз» направлена на:
− увеличение выпуска продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;
− разработку инвестиционной программы, направленной на обновление производственных фондов предприятия, организацию, освоение выпуска овых видов продукции;
− увеличение производственного потенциала предприятия;
− повышение рентабельности производства и продаж, увеличение доли продаж на внешний рынок;
− поддержание высокого качества производимой продукции и увеличение числа новых потребителей.
В курсовой работе стоит цель разработка инновационной стратегии развития ГЛХУ с целью рационального использования нетоварной древесины, щепы, опилок и иных отходов путем освоения производства пеллетов и топливных брикетов на базе ГЛХУ «Воложинский лесхоз».
Осуществление инновационной стратегии включает в себя инвестиционный проект приобретения производственной линии SALMATEC (Tommi Laine Trading (Финляндия)) для запуска мини-цеха по производству древесных пеллет и топилвных гранул для бытовых котлов и печей. Актуальным проект становится в связи с возрастанием спроса на топливные пеллеты у владельцев частных домов, агроусадеб, которые используется как источник топлива.
Цель курсовой работы – обобщение и закрепление теоретических знаний и практических навыков в области разработки стратегии инновационного развития на предприятии.
Задачи курсовой работы:
– описание отрасли и характеристики предприятия, его роли и места в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом;
– описание продукции, которую будет производить предприятие в результате реализации проекта;
– обоснования объемов продаж продукции, основанное на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга;
– составление программы производства и реализации продукции на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и создаваемых производственных мощностей;
– расчет затрат на сырье и материалы, топливно–энергетические ресурсы, оплату труда, амортизационные отчисления (в соответствии с применяемой организацией амортизационной политикой) расчет общих затрат на производство и реализацию продукции;
– комплексное обоснование организационных мероприятий, необходимых для реализации рассматриваемого проекта;
– расчет общих инвестиционных затрат (в том числе расчет потребности в чистом оборотном капитале) и выбор источников их финансирования (собственные, заемные и привлеченные средства);
– расчет погашения долговых обязательств по привлекаемому кредиту;
– расчет прибыли от реализации продукции, произведенной в процессе реализации данного проекта;
– описание организационно-правовой форма организации, уточнение основных юридических аспектов будущей деятельности организации;
– оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации, проведение ранжирования рисков по степени их опасности и предложение мероприятий по недопущению возникновения отмеченных рисков.
Объектом исследования является хозяйственная деятельность ГЛХУ «Воложинский лесхоз». Государственное лесохозяйственное учреждение «Воложинский лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства. Предмет исследования – инвестиционная деятельности лесхоза. Основные направления и виды деятельности лесхоза – это лесохозяйственная (включает организацию ведения лесного хозяйства) и коммерческая (хозрасчетная) (включает разработку лесосечного фонда, производство продукции деревообработки, вывозку древесины из леса на промышленные склады или другие склады потребителей, для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков, а также развитие побочного лесопользования и заготовка второстепенных лесных ресурсов).
1 Общая характеристика предприятия (резюме)
Государственное опытное лесохозяйственное учреждение ГЛХУ «Воложинский лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства.
Паспорт организации:
1. Отрасль: лесное хозяйство.
2. Наименование предприятия: «Воложинский опытный лесхоз».
3. Юридический адрес: Минская обл. г. Воложин , ул. Садовая 3.
4. Форма собственности: Государственная.
5. Размер уставного фонда: 10340 рублей.
6. Руководитель: Гриневич В.В.
7. Директор, тел. 8-017-725-57-72.
8. Образование: высшее.
9. Стаж работы: 2,5 года.
10. Главный бухгалтер: Станкевич Раиса Викентьевна .
11. Стаж работы: 5 лет.
Государственное лесохозяйственное учреждение ГЛХУ «Воложинский лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства. Лесная отрасль − одно из наиболее важных для Беларуси направлений. Она оказывает существенное влияние на развитие смежных отраслей народно-хозяйственного комплекса страны и вносит весомый вклад в обеспечение экономической безопасности.ГЛХУ «Воложинский лесхоз» расположено в северо-западной части Минской области на территории Воложинского, части Столбцовского и Ивьевского района. Лесхоз осуществляет лесохозяйственную деятельность (лесопользование; лесовосстановление и лесоразведение; охрана леса от пожаров, незаконных порубок и других лесонарушений; защита лесов от болезней и вредителей; ведение охотничьего хозяйства), занимается заготовкой древесины, ее переработкой, реализацией на внутренний рынок и на экспорт (коммерческая деятельность).
В производственном процессе промышленной деятельности в качестве сырья используется древесина собственного производства, полученная в порядке проведения рубок главного пользования, рубок ухода за лесом и санитарных рубок. Реализует продукцию предприятиям республики и населению на условиях самовывоза либо с доставкой. На экспорт поставляет продукцию на условиях FCA автомобильным транспортом в Бельгию, Германию, Голландию, Великобританию; на условиях DAF железнодорожным транспортом в Польшу, Латвию, Литву, Австрию, Испанию, Россию. В лесхозе осуществляется побочное пользование лесом: заготавливается березовый сок, дикорастущие плоды и ягоды, лекарственное сырье. Имеется пчелопасека, реализуем товарный мед.
2 Анализ внешней среды. Прогноз развития рынка
Лесная отрасль в Республике Беларусь представлена лесозаготовительной, лесопильной, мебельной, целлюлозно-бумажной, картонной, гидролизной, и др. отраслями. Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая отрасль развивается главным образом на основе собственных ресурсов. Благоприятными факторами являются также наличие квалифицирован¬ной рабочей силы и близость малолесных районов СНГ, что предопределяет устойчивый спрос на ее продукцию. Продукция отрасли пользуется устойчивым спросом и на внутреннем рынке. Главной проблемой лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности является повышение уровня комплексного использования лесных ресурсов и качества продукции, чтобы она могла выдерживать конкуренцию на мировых рынках.
Динамичное развитие лесного сектора экономики в ведущих государствах Европы (Финляндия, Швеция, Германия и др.) убеждает в высокой экономической эффективности инновационной деятельности в лесном хозяйстве и отраслях лесопромышленного комплекса. Созданная в Республике Беларусь нормативно-правовая база позволила сформировать белорусскую модель лесного хозяйства и лесопользования, которая постоянно совершенствуется, обеспечивает запросы национальной экономики и рынка в лесной продукции и экологической пользе и соответствует научным принципам экологизированного лесоводства и лесопользования.
Беларусь входит в десятку крупнейших европейских лесных держав. Лесной фонд нашей страны составляет более 9,4 млн. га, а запас древесины на корню оценивается в 1,6 млрд. м2, что примерно равно запасам в таких странах, как Германия, Польша, Финляндия, Франция.
В целях развития двусторонних отношений в области лесного хозяйства заключены международные договоры межведомственного характера с Российской Федерацией, Республикой Польша, Словацкой Республикой, Литовской Республикой, Латвийской Республикой, Королевством Швеция. Расширяются деловые связи с Казахстаном, Украиной, Чехией и Венесуэлой.
Республика Беларусь активно участвует в работе Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству СНГ. Расширяется сотрудничество с Форумом ООН по лесам (UNFF), FAO, Комитетом по лесоматериалам ЕЭК ООН, Общеевропейским лесным процессом («Леса Европы»), Программой по одобрению национальных систем лесной сертификации (PEFC), Международным банком реконструкции и развития (IBRD).
Расширяются контакты с такими специализированными международными организациями как Программа Развития ООН (UNDP), Международный технический комитет по стандартизации ИСО/ТК 218 «Timber», Международный
3 Анализ внутренней среды предприятия
В настоящее время, промышленное производство лесхоза имеет следующую производственную базу: восемь лесничеств, производственно-мастерский участок «Клим», участок по отгрузке готовой продукции, базисный питомник, пчелопасека.Валка леса на рубках главного и промежуточного пользования осуществляется бензопилами Штиль и Хускварна («STIHL МS 290», «STIHL МS 180», «HUSQVARNA365»). В зависимости от условий заготовки и размеров сортиментов заготавливаемой продукции используются различные способы трелевки: хлыстовой и сортиментный. Трелевка осуществляется тракторами МТЗ-80/82 и трелевочными машинами МПТ 461.1. При заготовки мелкотоварной древесины используется метод ручной подноски сортиментов. Вывозка лесопродукции на промежуточные склады в лесничествах осуществляется УРАЛ и машинами транспортно-погрузочными лесными МПТ, форвардерами (форвардер «Амкодор 2661.01»). Вывозка лесопродукции осуществляется в сортиментах в цех лесхоза и к пункту отгрузки (ж/д станция), автомобилями УРАЛ и сортиментовозами на базе автомобилей МАЗ (МАЗ‒5434, МАЗ‒63031, МАЗ‒64255).
Для заготовки древесины имеется в наличии 70 бензопил, 2 харвестера (харвестеры «Амкодор-2541», «Амкодор-2551»). Для трелевки и вывозки древесины в лесхозе имеется 31 тракторов, в том числе 8 машин погрузочно-транспортных, 2 форвардеров, 12 автомобилей на вывозке древесины, в том числе 8 сортиментовозов. В деревообрабатывающем цехе установлено следующее оборудование: лесорама Р63-4Б; заточной станок ТчПА7; станок МП-8-1655; многопильный СМП-1; торцовочная линия ТОЗ; обрезной станок МЦС-2Д; станок многопильный ЦМ-80; бревнотаска; сверлильный станок МСЦ-2Ц; брусующий станок TD-500; многопильный двухшпиндельный WD 250-350; оцилиндровочный станок ДОС-240-6; станок для сбора домиков; 4-х сторонний станок МП9-1675. Основные сведения о данном предприятии представлены в паспорте предприятия (Приложение А).
Основные технико-экономические показатели деятельности ГЛХУ «Воложинский лесхоз» представлены в таблице 2.1.Проведенный анализ технико-экономический показателей, а также показателей, характеризующих экономическую устойчивость объекта исследования, позволил сделать вывод, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился как объем производства продукции, так и выручка от реализации продукции на 2602 тыс. руб. (или на 27,0%) и на 4023 тыс. руб. (или на 6,2%) соответственно. Материальные затраты занимают наибольший удельный вес в структуре себестоимости производства продукции, а значит такое производство можно назвать материалоемким, однако к положительным моментам можно отнести уменьшение доли материальных затрат
4 Разработка стратегии развития предприятия
По результатам SWOT-анализа деятельности ГЛХУ «Воложинский лесхоз» было принято решение о разработке стратегии создания конкурентных преимуществ путем диверсификации товарного портфеля. По типу влияния на рынок планируется, что организация будет придерживаться стратегии укрепления конкурентоспособности путем реализации наступательной стратегии через расширение доли собственного рынка для реализации топливных пеллетов.
Рассмотрим более подробно отдельные компоненты стратегии инновационного развития ГЛХУ «Воложинский лесхоз».
Маркетинговая стратегия развития организации будет строиться на сильных сторонах предприятия – персонал, технологии, логистика, связь с госаппаратом. Все это позволит оптимизировать расходы на изучение рынка и сконцентрироваться на значимых для потребителя факторах производства качественной продукции. Таким образом, маркетиговая стратегия развития предприятия нацелена на минимизацию маркетинговых издержек. ГЛХУ «Воложинский лесхоз» будет предоставлять партнерам большее качество по той же рыночной цене. Основные задачи будут заключаться в области обеспечения качества и логистики (своевременности поставок, производства продукции без срывов).
Стратегия поведения организации на рынке определяется конкурентоспособностью предприятия и ее товаров, уровнем научно-тех-нического и ресурсного потенциала. Планиируется, что на начальном этапе ГЛХУ будет реализовывать продукцию по месту своего нахождения, а также в прилегающие районы, а при успешном сбыте продукции рассматривается возможность расширения работы на белорусском рынке сбыта за счет более глубокого проникновения, так и выход на новые рынки посредством расширения географических границ предложения продукции – преимущественно рынок Евросоюза.
В определении стратегии охвата рынка ГЛХУ «Воложинский лесхоз» планирует применять недифференцированный маркетинг, то есть организация не учитывает сегментацию рынка и предполагает предложение пеллет для всех потенциальных потребителей – владельцев частных домов и агроусадеб.
В вопросе формирования стратегии разработки новых товаров ГЛХУ «Воложинский лесхоз» планирует расширение спектра продукции после прохождения проектом границы окупаемости и получения положительных отзывов от потребителей.
Реализация стратегии ценообразования в ГЛХУ «Воложинский лесхоз» соответствует отраслевым рекомендациям по формированию себестоимости и объема прибыли в зависимости от ликвидности продукции.
5 Мероприятия по совершенствованию системы менеджмента
5.1 Маркетинговый план
Для достижения поставленных стратегических целей ГЛХУ «Воложинский лесхоз» планирует использовать следующие направления развития маркетинговой деятельности:
- постоянные маркетинговые исследования, позволяющие спрогнозировать емкость рынка;
- исследования конъюнктуры рынка и изучение спроса на новую и текущую продукцию предприятия путем анкетирования, проведения опросов покупателей в целях совершенствования ассортимента и повышения его конкурентоспособности;
- совершенствование ассортиментной политики предприятия исходя из потребностей рынка;
- реализация системы гибкого ценообразования;
- организация рекламной кампании;
- участие в выставках-ярмарках на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
Рассмотрим детально основные направления маркетинговой стратегии: товарная политика; политика в области качества; ценовая политика; сбытовая политика; политика в области продвижения товара на рынок.
Товарная политика ГЛХУ «Воложинский лесхоз». Одним из направлений товарной политики ГЛХУ «Воложинский лесхоз» может стать увеличения объемов пеллетов и расширение рынков сбыта данной продукции.
В отношении основной продукции ГЛХУ «Воложинский лесхоз» ‒ лесозаготовок и пилопродукции, лесхозу необходимо проводить политику повышения качества товара.
Политика в области качества ГЛХУ «Воложинский лесхоз». Для того, чтобы товар лесхоза имел успех на рынке, необходимо создать марку этого товара и правильно позиционировать его на рынке. Для этого ГЛХУ «Воложинский лесхоз» следует повысить качество своей продукции. Для того, чтобы привлечь внимание потребителей к своему товару, лесхозу необходимо позиционировать свой товар как высококачественный, а следовательно, необходимо соблюдать стандарты и технические условия на производимую продукцию.
Разработка и совершенствование ценовой политики предприятия проводятся на основе:
− сбора и анализа отпускных цен конкурентов;
− сбора и анализа отпускных и розничных цен на продукцию предприятия и конкурентов в разрезе регионов;
− данных о восприятии цен потребителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках курсового проекта были поставлены и решены в полном объеме следующие задачи:
1. Дана общая экономическая характеристика ГЛХУ «Воложинский лесхоз» и проведена оценка его финансового состояния в 2014 – 2016 гг.
2. Проведен анализ технического уровня и организации производства и труда в организации и дана оценка ее соответствия современным условиям хозяйствования.
3. Изучены ключевые стратегические цели деятельности ГЛХУ «Воложинский лесхоз» и разработана стратегия инновационного организационно-технического развития предприятия и возможности реализации инвестиционного проекта производства древесных пеллет и топливных гранул.
4. Проведен комплекс аналитические работ и разработан общий план маркетинга для оценки реализуемости инвестиционного проекта с позиции конкурентной напряженности на рынке альтернативных источников энергии.
5. Разработан подробный план реализации инвестиционного проекта на период 2018 – 2024 гг.
6. Проведено детальное планирование ресурсного обеспечения предприятия в части материально-технического обеспечения основных производственных процессов для бесперебойности производства продукции.
7. Осуществлено подробное планирование издержек инвестиционного проекта в разрезе основных групп затрат на производство товарного дорожного бетона: материальное обеспечение, обеспечение ТЭР, обеспечение трудовыми ресурсами; обеспечение техническими средствами.
8. Проведен экспертный SWOT-анализ рисков инвестиционного проекта с позиций чувствительности к измененениям цен на сырье, объемов реализации и отпускных цен.
9. Разработан полный финансовый план реализации инвестиционного проекта с расчетом конечного финансового результата, оценкой налоговой нагрузки и GAP-анализом кассовых потоков.
10. Рассчитаны основные технико-экономические показатели бизнес-плана.
По результатам проведенных расчетов было установлено, что инвестиционный проект является экономически целесообразным, что подтверждают следующие расчеты:
− чистый дисконтированный доход по инвестиционному проекту на последнюю дату горизонта планирования составляет 39194,6 тыс р. (ЧДД > 0, следовательно, инвестирование целесообразно);
− внутренняя норма доходности составляет 23,0% (ВНД > средневзвешенной ставки инвестированного капитала), и это значит, у инициатора проекта есть запас финансовой прочности по изменению ставки по банковскому кредиту в размере 8,5% (23,0% – 14,5%);
− простой срок окупаемости проекта составляет 3,96 лет;
− динамический срок окупаемости составляет 4,17 лет;
− индекс рентабельности, начиная с 2022 г. приобретает значение выше 1,3, что свидетельствует о достаточности экономической отдачи проекта на вложенный капитал;
− коэффициент покрытия задолженности, начиная с 2019 г. приобретает значение больше 1, что обеспечивает достаточность средств для возврата основного долга и процентов по долгосрочному кредиту.
Таким, образом, реализация инновационной стратегии развития организации, и осуществление в ее рамках инвестиционного проекта по производству топливных пеллет в течение 2018 – 2024 гг. года позволит создать ГЛХУ «Воложинский лесхоз» 10 новых рабочих мест, что улучшит занятость основного персонала предприятия, позволит повысить их уровень доходов и увеличить налоговые и неналоговые отчисления в бюджет и внебюджетные фонды Республики Беларусь.
1. Анализ сильных и слабых сторон компании. Определение стратегических возможностей. – М.: Вильямс, 2003. – 368 с.
2. Боумэн, К. Стратегия на практике / К. Боумэн. – СПб.: Питер, 2003. – 256с.
3. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. Пер. с нем. / А. Вайсман – М.: "Интерэксперт", 1995. – 344 с.
4. Виханский, О. С. Стратегическое управление. Учеб. для вузов по напр. и спец. "Менеджмент". 2-е изд., перераб. и доп. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарика, 1998. – 292с.
5. Гарретт, Б. Стратегические альянсы. / Б. Гарретт, П. Дюссож. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 352 с.
6. Глушаков, В. Е. Общий менеджмент: пособие для преподавателей и специалистов системы образования / В. Е. Глушаков. – Минск: РИВШ, 2007. – 108 с.
7. Демидовец, В. П. Предпринимательский менеджмент: методические указания по курсовому проектированию для студентов спец. Менеджмент / В. П. Демидовец. – Минск: БГТУ, 2005. – 56 с.
8. Демидовец, В. П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В. П. Демидовец. – Минск: БГТУ, 2006. – 220 с.
9. Ильин, А. И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2ч. Ч.1. Стратегическое планирование / А. И. Ильин. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 312 с.
10. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд. / М. Б. Шифрин. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
11. Кэмпбелл, Э. Стратегический синергизм / Э. Кэмпбелл, Л. Саммерс. – СПб.: Питер, 2003. – 416с.
12. Неверов, А. В. Менеджмент: учеб. пособие / А. В. Неверов, Е. Е. Вершигора. – Минск: Амалфея, 2008. – 495 с.
13. Портер, М. Курс МВА по стратегическому менеджменту / М. Портер, Дж. Самплер, С. Прахалад. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 608 с.
14. Уваров, В. В. Стратегический менеджмент и глобализация мировой экономики. Учебное пособие по специальности «Менеджмент» / В. В. Уваров, И. Н. Пятибратов. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001 – 283 с.
15. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Дело, 2002. – 448 с.