Введение
1. Безработица: сущность, виды, причины возникновения
2. Характеристика и особенности официальной и скрытой безработицы в Беларуси
3. Последствия безработицы и пути ее преодоления в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Введение
В период перехода страны к рыночным отношениям и формирования кризисных явлений в экономике не только обострились ранее существующие проблемы занятости населения, но, к сожалению, образовались новые, которые связанны с конфигурацией потребностей компаний в работниках, статусом самого персонала, возникновением реальной и скрытой безработицы, отсутствием соответствующего учета таких явлений. Все эти факторы обременяют исследование трудностей рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, укрепления занятости, обеспечения социальной защиты народа.
Высокий уровень занятости население в стране – это одна из основных целей государственной макроэкономической политики. Финансовая система, которая организовывает дополнительное количество трудовых мест, устанавливает задачу повысить численность общественного продукта и вместе с этим в большей степени удовлетворить материальные потребности народа. При недостаточно полном употреблении существующих ресурсов рабочей силы система функционирует, не достигая максимальной величины собственных производственных возможностей. Большой ущерб безработица причиняет и злободневным интересам народа, не позволяя им приложить свое знание в том виде работы, в котором индивид имеет возможность наибольшим образом выразить себя, или же лишая их таковой вероятности, из-за чего людям наносится тяжкий психологический стресс. Из всего вышесказанного можно подвести итог, что характеристики занятости народонаселения и безработицы считаются одними из основных показателей макроэкономики, которые предназначаются для оценки эффективности и раскрытия основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики государства.
1. Безработица: сущность, виды, причины возникновения
Безработица – это общественно-экономический феномен, где часть рабочей силы (экономически активных жителей) не занята в изготовлении продуктов и услуг. Нетрудоустроенные наравне с занятыми создают рабочую силу государства. В настоящей экономической жизни незанятость является превышением предложения рабочей силы над спросом на нее [4, с. 40-47].
Термин безработица в определенном имеет несколько смыслов, так как теоретически любой хочет трудиться за приемлемую оплату. Экономисты пытаются разрешить данную проблему, характеризуя безработицу с точки зрения стремления персоны получить работу за какую-то доминирующую на рынке труда заработную плату. Официальная статистика базируется на наиболее прагматичном подходе, характеризующем безработных как людей, которые находятся временно без работы и ждущих быть нужными своими прошлыми нанимателями, или как людей в отсутствии работы, которые активно искали ее в течение конкретного времени [3, с. 114-119].
Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Таким образом, человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий. Искать работу - значит, предпринимать действия в этом направлении. Такие действия включают регистрацию на бирже труда; обращение к работодателям; постоянные появления в местах, где можно получить работу (фермы, заводы, рынки труда); помещение объявлений в газетах или отклики на соответствующие объявления в прессе; обращение за помощью к друзьям или родственникам; попытки приобрести или взять в аренду землю, здание, машины или оборудование, финансовые ресурсы, чтобы открыть свое дело и т. п.[4, с. 40-47].
2. Характеристика и особенности официальной и скрытой безработицы в Беларуси
Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его под регулирования. Субъектом таких действий становится государство. Для этого оно проводит специальную политику занятости, означающую систему принципов и мер, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения и предотвращение безработицы.
На основе Закона о занятости населения принципами государственной политики в области занятости в Республике Беларусь признаны:
- обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
- принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
- участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости.
На протяжении нескольких десятилетий в Беларуси наблюдается уменьшение численности трудовых ресурсов в сельской местности, так с 2000 г. численность населения занятого в сельском хозяйстве снизилось с 674,0 тыс. человек до 434 тыс. человек, также в 2010 г. соотношение численности городского населения к сельскому было 74,5% к 25,5% к 2017 г. стало 77,9% к 22,1%. Во всех внутриреспубликанских потоках сохраняется положительное сальдо миграции для городского населения, для сельского – отрицательное. Причиной этого являются существенные различия в уровне и качестве жизни городского и сельского населения. В результате преобладающая часть трудовых ресурсов проживает в городских поселениях – около 80% общей численности трудовых ресурсов страны [20, c.16-23].
3. Последствия безработицы и пути ее преодоления в Беларуси
Проблемы состояния рынка труда и занятости населения исключительно важны для нынешней экономики. Без этого невозможно последующее развитие экономики государства по пути ее полной интеграции в систему интернациональных экономических взаимоотношений, где главной предпосылкой конкурентоспособности государства представляется высококвалифицированная, мобильная рабочая сила, заинтересованная в результатах изготовления и обеспеченная стабильной занятостью.
Рынок труда и занятость населения занимают особенное положение в концепции рыночных отношений. Большая часть финансовых, общественных, демографических явлений, проходящих в рыночной экономике, непосредственно или непрямо, полностью или частично отображают движения, совершающиеся в рынке работы. Являясь обязательной частью нынешней экономики, рынок труда представляет немаловажную значимость в концепции воспроизводства. Как раз в рынке труда совершается покупка-продажа рабочей силы, анализ ее важности и полезности для общества [1, с.91-99].
Среди важнейших проблем развития рынка труда в Республике Беларусь следует назвать:
- Определение масштаба массовых увольнений и разработку политики, призванной снизить их негативное воздействие
- Перемещение работников из государственного сектора в частный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах.
- Несмотря на быстрый рост, частному сектору до сих пор принадлежала относительно незаметная роль в поглощении безработицы.
- Низкая степень информированности безработных о вакансиях в частном секторе и препятствия для территориальной и профессиональной мобильности труда.
- Практически во всех отраслях экономики преобладающим является государственный сектор, доля которого в структуре спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест и вакансий.
- Характерной особенностью безработицы в странах с переходной экономикой является ее застойный характер, т.е. достаточно низкие показатели поступления и выбытия из состава безработных.
Заключение
Проблема роста безработицы обостряется сегодня в большинстве стран мира.
Необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной.
Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.
1 Батуренко, С. А. Безработные в современном обществе: современное состояние и некоторые проблемы исследования / / С. А. Батуренко // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 2010. – № 2. – С. 91-99.
2 Боровик, Л. С. Система материальной поддержки безработных в Беларуси: анализ и пути совершенствования / Боровик Л. С. ;Куропатенкова, И. Н. // Экономический бюллетень. – 2009. – № 9. – С. 13–25.
3 Глухова, И. В. Занятость и безработица в Республике Беларусь: аналитический обзор / И. В. Глухова // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Сер. Социально-экономические и общественные науки. - 2017. — № 5. — C. 114—119.
4 Дроздов, А. Лик безработицы / Анатолий Дроздов // Беларуская думка. – 2016. – № 1. – С. 40 – 47.
5 Ермак, Д. Работы стало меньше, безработных – больше / Дмитрий Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 5. – С. 10 – 14.
6 Иванова, М. А. Повышение пенсионного возраста и рынок труда / М. Иванова, А. Балаев, Е. Гурвич // Вопросы экономики. - 2017. — № 3. — С. 22—39.
7 Ивашковский, С. Н. Экономика: микро– и макроанализ/ С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, – 2009 , с. 72–76, с. 251–290
8 Капелюшников, Р. И. Технологический прогресс — пожиратель рабочих мест? / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. - 2017. — № 11. — С. 111—140.
9 Кохонов, Н. Д. Содействие занятости населения в 2015 году: проблемы и решения / Н. Д. Кохонов // Бюллетень Министерства труда и социальной защиты. – 2015. – № 4. – С. 2 – 5.
10 Лайкам, К. Структурный анализ занятости и безработицы : рынок труда / В. Роик // Человек и труд. – 2010. – № 7. – С. 21–24.
11 Манцурова, Н. В. Совершенствование организации социальной защиты от безработицы в Республике Беларусь / Манцурова Н. В. // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2014. – № 10. – С. 66 – 75.
12 Маслова, И. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости / И. Маслова // Человек и труд. – 2010. – № 6. – С. 29–33.
13 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/.
14 Пилуй, М. П. Рынок труда Беларуси в рамках Союзного государства / Пилуй М. П. // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2014. – № 10. – С. 59 – 65.
15 Программа социально–экономического развития РБ на 2016–2020 // Сайт Совета Министров РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf
16 Прус, Е. В. Без паники / Елена Прус // Экономика Беларуси. – 2015. – № 1. – С. 111–118.
17 Прус, Е. Рынок труда: от тактики к стратегии : государственная политика содействия занятости должна учитывать демографические и миграционные тенденции / Елена Прус // Экономика Беларуси. – 2013. – № 4. – С. 30–35.
18 Сиверцова, А. Е. Текущие вызовы на рынке труда Беларуси / А. Е. Сиверцова // Беларусь в современном мире : материалы VIII Международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, г. Гомель, 5 мая 2015 г. – Гомель, 2015. – С. 173–175.
19 Соколова, Г.Н. Белорусский рынок труда: тенденции развития и механизмы регулирования // Социология – 2015. – №3. –С. 6–17.
20 Щеткина, М. А. Гибкие механизмы содействия занятости и социальной защиты на рынке труда / М. А. Щеткина // Проблемы управления. – 2015. – № 3. – С. 16–23.
21 Электронный портал Министерства статистики Республики Беларусь // Статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://belstat.gov.by/homep/–