ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИКАХ
1.1 Развитие международного туризма как специфической формы международной торговли услугами
1.2 Факторы и принципы формирования управления международным туризмом
1.3 Структура управления международного туризма: мировой и национальный опыт развития
2 АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ международного туризма: состояние, проблемы и противоречия, перспективы развития
2.2 Анализ международного туризма в Республике Беларусь: состояние, проблемы и противоречия, перспективы развития
2.3 Организационно-экономическое обеспечение международного туризма в Республике Беларусь
3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ВНУТРИФИРМЕННОМ УРОВНЯХ
3.1 Проблемы и перспективы развития организационно-экономических процессов в международной туристской деятельности
3.2 Предложения по совершенствованию организационно-экономического обеспечения международной туристской деятельности на региональном уровне
3.3 Совершенствование организационно-экономических процессов на внутрифирменном уровне: развитие бизнес-планирования и операционного проектирования ВЭД туристского предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Международный туризм стал частью международного обмена услугами. С развитием межгосударственных контактов сфера услуг вышла за рамки отдельных стран и превратилась в одну из важнейших сторон внешнеэкономических связей, финансовые результаты которой оказывают все большее влияние на итоги платежных балансов отдельных стран. Около 0,5 млрд. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Вопросами международного туризма занимаются в той или иной мере около 70 международных организаций, в том числе Всемирная туристическая организация (ВТО) - специализированный орган ООН.
Стабильный рост международного туризма в послевоенные годы является, прежде всего, следствием общего повышения уровня жизни (особенно в развитых странах), совершенствования инфраструктуры (в первую очередь транспорта и гостиничного хозяйства), усиления тенденции к экономическому и культурному сближению стран и народов. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с усилением его влияния на экономику многих стран.
Актуальность темы исследования. Становление в Республике Беларусь развитых рыночных отношений предполагает формирование рынка международных туристских услуг. Являясь одним из источников повышения конкурентоспособности страны, а также точкой роста национальной экономики, рынок международных туристских услуг способен интенсифицировать все процессы социально-экономического развития, повысить уровень жизни населения и способствовать экономической модернизации. Однако, современное состояние рынка международных туристских услуг в Республике Беларусь свидетельствует о том, что он еще не занимает такого положения в экономике, как в развитых странах. В связи с этим, актуальным представляется поиск перспектив и направлений совершенствования рынка международных туристских услуг в Республике Беларусь.
Объект исследования – рынок международных туристских услуг. Предмет исследования – выявить способы совершенствования организационно-экономического обеспечения международного туризма в Республике Беларусь на основе международного опыта.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИКАХ
1.1 Развитие международного туризма как специфической формы международной торговли услугами
Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Как одна из форм международных экономических отношений он приобрел огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Неоспоримо, что международный туризм — один из влиятельнейших (если не самый влиятельный) феноменов экономического и социального развития современного общества [25, с. 46-52].
Обмен услугами международного туризма между странами является частью международной торговли. При этом туристские услуги в международном товарообороте выступают как невидимый товар. Характерной особенностью и существенным достоинством туристских услуг как товара является то, что для их производства не требуется больших затрат, если применять для этого существующую в стране материально-техническую базу. Иностранные туристы пользуются услугами предприятий туристской индустрии страны пребывания. Кроме того, они потребляют и (или) покупают и вывозят в качестве сувениров и подарков определенное количество товаров, что также обеспечивает стране пребывания значительные валютные поступления [9, с. 7].
Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли. В экономике отельной страны он выполняет ряд важных функций:
- является источником валютных поступлений и средством для обеспечения занятости населения;
- расширяет вклад в платежный баланс;
- способствует диверсификации экономики, оказывая стимулирующее воздействие на отрасли, обслуживающие сферу туризма;
- повышает привлекательность страны как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества...
2 АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ международного туризма: состояние, проблемы и противоречия, перспективы развития
Степень развития международного туризма зависит от воздействия многочисленных экономических и социальных факторов, а именно роста доходов населения, совершенствования туристских формальностей (сложность оформления заграничных паспортов, виз, таможенные правила, валютный контроль, обмен валюты, санитарные правила, вопросы въезда-выезда, пребывания и передвижения), повышения уровня транспортного обслуживания, увеличения продолжительности отпусков, развития межгосударственного взаимодействия и прочего [4, с. 8].
В условиях международной практики процесс регулирования рынка туристических услуг осуществляется большим количеством организаций, занимающихся содействием развитию мирового туризма с учетом 20 государственных интересов различных стран на основе создания системы международного правового регулирования, изучения проблем туризма, разработкой направлений, обеспечивающих устойчивое развитие туризма. К числу наиболее значимых, можно отнести Всемирную туристскую организацию (UNWTO) обеспечивающую поощрение ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), регулирующую перемещение пассажиров, почты и грузов, установление системы тарификации и т.п. [28, с. 324].
По данным Всемирной туристской организации, в 2019 году в мире зарегистрировано 1,5 миллиарда международных туристических поездок.
Четырехпроцентный рост по сравнению с предыдущим годом, также прогнозируемый на 2020 год, подтверждает, что туризм является ведущим и устойчивым сектором экономики, особенно на фоне текущей глобальной неопределенности. Одновременно это требует ответственного управления текущим ростом с целью наилучшим образом использовать возможности, которые туризм может создать для людей во всем мире.
3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ВНУТРИФИРМЕННОМ УРОВНЯХ
3.1 Проблемы и перспективы развития организационно-экономических процессов в международной туристской деятельности
Организационно-экономическое развитие туризма характеризуется впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет.
Удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг уже в 2019 году составлял в Испании 45%, Австрии - 35%.
За туризмом, как основой туристической индустрии и туристического бизнеса, будущее. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов составили в мире 5,1%, увеличения валютных поступлений - 14%.
По мнению многих ученых-аналитиков в основе развития международного туризма лежат следующие перспективы:
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых поездок, но и поездок с познавательными целями.
2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения.
3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и повышение их материального и культурного уровня повысили их стремление к духовным и познавательным ценностям.
4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков предполагают необходимость более содержательного отдыха.
5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей как между, так и внутри регионов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация туризма в экономически значимых масштабах возможна только при условии функционирования сложной системы – рынка туристских услуг. Рынок туристских услуг – совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма. То есть, рынок туристских услуг – это система производственных, транспортных, торговых, сервисных предприятий и средств размещения, предназначенная для удовлетворения спроса на туристские товары и услуги.
На основе проведенной оценки состояния и перспектив развития можно выделить тенденции, которые характерны для рынка международных туристических услуг: возможность диверсификации туристского продукта, регионализм, характеризующий производство туристских услуг с наименьшими затратами в месте их потребления, развитие внутреннего туризма, увеличение числа туристов «третьего» возраста (60 лет и старше) и потребляемых ими услуг, развитие новых туристских направлений, поляризация туристских предпочтений – развитие массового и индивидуального видов туризма, осуществление рекламы туристских возможностей для увеличения внутренних и въездных потоков и роста поступлений в экономику страны, внедрение инновационных технологий в туристскую индустрию.
В Беларуси туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристические ресурсы используются не полностью, однако динамика туристского рынка Беларуси свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов.
Проведенная оценка рынка международных туристических услуг Республики Беларусь в контексте мировых тенденций показала следующее: Республика Беларусь имеет достаточный туристско-рекреационный потенциал для эффективного развития санаторно-курортного хозяйства, но за время своего существования отрасль так и не смогла достичь высокого уровня развития. Состояние материально-технической базы санаторно-курортных учреждений характеризуется как неудовлетворительное и требует модернизации. Нерациональной является структура стоимости путевки, где ведущее место принадлежит питанию и проживанию.
1. Адамян, А.А. Современная институциональная структура индустрии отдыха и развлечений / А.А. Адамян // Транспортное дело России. – 2016. - № 3. – С. 110-114.
2. Безуглова, К.Д. Инновации и пути развития международного туризма / К.Д. Безуглова // KANT. – 2014. - № 2. – С. 84-86.
3. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – М.: Герда, 2014. – 443 с.
4. Богомазова, И.В., Яковенко, О.В. Рынок международного туризма: состояние и тенденции развития / И.В. Богомазова, О.В. Яковенко // Научный результат. – 2016. - № 2. – С. 7-14.
5. Быстров, С.А. Туризм: макроэкономика и микроэкономика: учеб. пособие / С.А. Быстров. – М.: Герда, 2012. – 464 с.
6. Гурьева, М.В. Мировой рынок туристских услуг: тенденции и перспективы / М.В. Гурьева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. - № 1. – С. 18-24.
7. Гусев, Н.И. Специфика управления туристской индустрией / Н.И. Гусев // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. - № 56. – С. 94-98.
8. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 199 с.
9. Ильина, Е.Н. Деятельность туристских агентств: туристский рынок и предпринимательство: учеб. пособие / Е.Н. Ильина. – М.: Сов.спорт, 2004. – 63 с.
10. Илясова, Ю.В. Тенденции развития международного рынка туристических услуг / Ю.В. Илясова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 3. – С. 79-83.
11. Исмаилова, А.З. Анализ динамики международного туризма в условиях глобализации / А.З. Исмаилова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. - № 11. – С. 46-48.
12. Каурова, А.Д. Организация сферы туризма: учеб.пособие / А.Д. Каурова. – СПб.: Герда, 2012. – 320 с. 13. Квартальнов, В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 315 с.
13. Киселева, И.А. Анализ тенденций развития туризма / И.А. Киселева // Проблемы современной науки и образования. – 2018. - № 1. – С. 59-61.
14. Лаврова, Т.А. Туристская индустрия и ее значение в отраслевой структуре экономики России / Т.А. Лаврова // Вестник Национальной академии 79 туризма. – 2017. - № 4. – С. 8-11.
15. Матвеева, О.П., Иваницкая, Т.Ю. Сущность и содержание туристских услуг / О.П. Матвеева, Т.Ю. Иваницкая // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2014. - № 1. – С. 130-139.
16. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Статистика. Культура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/solialnayasfera/kult/godovyedannye_15/.
17. Погорелов, А.М. Влияние информационных технологий на развитие международного туризма / А.М. Погорелов // Известия ТГУ. Экономические и юридические науки. – 2016. - № 1. – С. 122-127.
18. Похомчикова, Е.О. К вопросу о специфике индустрии гостеприимства / Е.О. Похомчикова // BaikalResearchJournal. – 2015. - № 1. – С. 17-19.
19. Похомчикова, Е.О. Понятие и структура индустрии гостеприимства / Е.О. Похомчикова // Экономика: теория и практика. – 2015. - № 3. – С. 266-274.
20. Санникова, И.Н. Современное состояние международного туризма в мировой экономике / И.Н. Санникова // Вестник магистратуры. – 2016. - № 4. – С. 64-65.
21. Севрюков, И.Ю. Рынок туристских услуг: современное состояние и тенденции развития / И.Ю. Севрюков // Экономика: теория и практика. – 2017. - № 4. – С. 43-48.
22. Сенин, В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 398 с.
23. Скворцова, П.А., Ревина, Е.В. Международный туризм как составляющая мировой торговли / П.А. Скворцова, Е.В. Ревина // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2017. - № 2. – С. 216-217.
24. Уокер, Дж. Введение в гостеприимство / Дж. Уокер. – М.: Юнити, 2010. – 376 с.
25. Юдашкина, З.В. Анализ терминологии туризма / З.В. Юдашкина // Научный вестник МГИИТ. – 2014. - № 6. – С. 46-52.
26. Яковенко, А.Е., Лепешев, Д.И. Анализ эффективности международного туристического бизнеса / А.Е. Яковенко, Д.И. Лепешев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 1. – С. 324-329.
27. BELARUS.TRAVEL [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belarustourism.by/.
28. UNWTOWorldTourismBarometerMay 2019, [Электронный ресурс] // WorldTourismOrganizationUNWTO [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/unwto_barom17_03_may_ excerpt_.pdf.