Введение
1 Понятие основных фондов, их роль в повышении производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия
1.1 Основные фонды – их сущность и структура
1.2 Оценка и переоценка основных фондов – основные показатели и методы
1.3 Современные проблемы обновления основных фондов
2 Анализ уровня обновления основных фондов
2.1 Роль обновления основных фондов в повышении эффективности деятельности автотранспортного предприятия
2.2 Прогрессивные формы обновления основных фондов и источники их финансирования
2.3 Лизинг как средство эффективного обновления основных фондов
3 Пути повышения эффективности использования основных фондов
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности использования основных фондов
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Осуществление производственной деятельности связано с использованием различных средств труда, необходимых для создания переработки, продвижения, хранения продукции и услуг. Они являются важнейшими элементами производительных сил и определяют их развитие. Основные средства оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства, качество работы и результаты всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основные производственные фонды – материально-техническая база общественного производства. От их наличия и уровня зависит производственная мощность предприятия, уровень технической вооруженности труда. Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.
Спектр изучения вопросов повышения эффективности использования основных средств достаточно широк и представляет собой как теоретический, так и практический интерес. Именно в этом заключается цель данной работы, то есть изучение теоретических, методологических основ по организации системы использования основными фондами и практической работы предприятия в данном аспекте. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать сущность основных фондов как экономической категории;
– исследовать формы оценки и переоценки основных фондов;
– изучить проблемы обновления основных фондов в современных условиях;
– познакомиться с характеристикой предприятия ОАО «ГомельАТЭП».
– изучить и проанализировать состав основных фондов и деятельность предприятия.
–внести предложения по улучшению использования основных фондов ОАО «ГомельАТЭП».
Объектом исследования данной курсовой работы является открытое акционерное общество «ГомельАТЭП».
Предметом исследования данной работы являются основные экономико-управленческие отношения по управлению производственными фондами предприятия и поиск путей улучшения их использования.
Исследование выбранной темы – «Проблемы обновления основных фондов и пути улучшения их решения» осуществлялось при помощи следующих методов: системный метод, структурно-функциональный метод, аналитический метод.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении раскрыта актуальность темы
1 Понятие основных фондов, их роль в повышении производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия
1.1 Основные фонды – их сущность и структура
Основным фактором процесса производства материальных благ являются рабочая сила и средства производства. Средства производства подразделяются на средства труда и предметы труда. Такое деление вытекает из материальных условий производства и имеет место при любом общественном строе.
Средства производства – совокупность вещественных элементов производительных сил, используемых в процессе производства национального продукта и являющихся одним из факторов процесса труда. Средства производства выполняют в производственном процессе различную роль.
Рабочая сила неотделима от средств производства, которые участвуют в создании общественного продукта и имеют форму производственных фондов. Производственные фонды являются материальной основой производства.
Производственные фонды нельзя рассматривать в отрыве от действия закона стоимости.
Они обеспечивают удовлетворение материальных благ и потребностей общества, и составляют материальную базу дальнейшего роста общественного богатства и повышения благосостояния страны.
Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Отличие средств труда от предметов труда состоит в том, что средства труда участвуют в создании продукта в течение целого ряда производственных циклов, а предметы труда участвуют только в течение одного цикла. Средства труда в каждом рабочем периоде теряют только часть своей стоимости, сохраняя свою потребительную стоимость, тогда как предметы труда расходуются целиком.
Средства труда, участвующие в процессе производства, вступают в обращение не в своей потребительной форме, а только частично своей стоимостью, т.е. имеют способность отделять стоимость от потребительной стоимости, передавая первую в обращение и оставляя вторую в производстве.
Производственное потребление средств производства вызывает необходимость их возмещения, их простого и расширенного воспроизводства. Производственное потребление средств труда (зданий, машин, оборудования и т.п.) приводит к физическому и моральному их износу. Простое воспроизводство средств труда осуществляется за счет амортизационного фонда, а расширенное – за счет фонда накопления. В отличие от средств труда возмещение предметов труда (сырья, материалов, топлива) осуществляется систематически после каждого производственного цикла из выручки за реализованную продукцию (услуги) при простом воспроизводстве и из фонда накопления – при расширенном.
2 Анализ уровня обновления основных фондов
2.1 Роль обновления основных фондов в повышении эффективности деятельности автотранспортного предприятия
Обновление основных фондов означает процесс замены устаревших средств труда новыми, более совершенными. Различают частичное и полное обновление. При частичном заменяются отдельные узлы и детали орудий труда, восстанавливаются разрушенные конструкции зданий, сооружений и т. д. С организационно-технической стороны частичное обновление выражается в капитальном ремонте и модернизации.
Капитальный ремонт требует, как правило, полной разборки агрегатов, замены или восстановления износившихся деталей и узлов, сборки, регулирования и испытания агрегата. Такой ремонт ведется больше года.
Капитальный ремонт обычно сочетается с модернизацией — внесением в конструкцию изделий изменений, обеспечивающих повышение их технического уровня. Благодаря модернизации полностью или частично устраняется моральный износ второй формы.
Модернизация экономически отличается от капитального ремонта. Последний призван восстанавливать производительность оборудования, базируется на старой технологии и является формой простого воспроизводства основных фондов. Модернизация производится с применением новейших технических достижений, повышает производительность труда и выступает одной из форм расширенного воспроизводства.
Полное обновление основных фондов осуществляется в форме технического перевооружения, реконструкции, расширения, нового строительства. В результате происходит полное обновление отдельных станков, машин и агрегатов путем вывода из производства устаревших основных фондов и замены их новыми орудиями труда.
Экономический эффект обновления основных фондов выражается в росте производительности труда, снижении затрат, повышении культуры производства, улучшении условий труда.
Для характеристики процесса обновления основных фондов используются коэффициенты обновления и выбытия.
Коэффициент обновления рассчитывается как отношение стоимости введенных основных фондов к общей стоимости на конец года.
Коэффициент выбытия определяется как отношение выбывших основных фондов к общей стоимости на начало года.
В целях более объективной оценки процесса обновления при расчете соответствующего коэффициента целесообразно учитывать не все вновь введенные основные фонды, а только прогрессивные. При определении коэффициента
3 Пути повышения эффективности использования основных фондов
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности использования основных фондов
Любое предприятие должно стремиться к повышению эффективности использования своих основных производственных фондов. Это является залогом увеличения выработки продукции, что в конечном итоге ведет к увеличению доходов, а, следовательно, к повышению уровня рентабельности. Поэтому проблема максимальной эффективности основных фондов должна стать одной из ключевых для любого предприятия (организации). Кроме того при эффективном использовании основных фондов снижается потребность в них, что ведет к экономии, то есть минимизации производственных затрат, а это в свою очередь опять-таки влияет на повышение уровня рентабельности [12, с.61].
Следует отметить тот факт, что в последние годы экономическая эффективность использования основных фондов снизилась в целом по стране. Это связано, прежде всего, с сокращением производства валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Основой для выявления направлений поиска резервов повышения эффективности использования основных средств являются конкретные недостатки в области их использования, вскрытие в процессе проведения финансовыми службами предприятий глубокого анализа.
Для повышения эффективности использования основных средств, требуется разработка и реализация целевых программ по интенсификации и развитию производства. Имеющаяся на большинстве производственных предприятий техника, оборудование и другие фонды по всем основным параметрам очень низкого качества и уже давно нуждаются в модернизации.
Важным условием повышения экономической эффективности использования основных средств является совершенствование их структуры. Структура основных средств производственных предприятий определяется экономическими и природными условиями, специализацией, а также общим уровнем развития материально – технической базы. Соблюдение определенных пропорций между элементами основных фондов, обусловленных их ролью в производстве – одно из основных условий эффективного функционирования предприятия.
Для повышения эффективности использования основных фондов и уменьшения степени их износа предприятие может использовать такие пути:
– увеличение сменности работы оборудования;
– увеличение степени использования мощности оборудования;
– сокращение внутрисменных простоев;
– повышение квалификации пользователей;
– повышение уровня организации ухода за фондами;
Заключение
Открытое акционерное общество «ГомельАТЭП» было создано решением Государственного комитета Республики Беларусь по управлению государственным имуществом и приватизации от 30.12.1993 года №106 путем преобразования арендного транспортно-экспедиционного предприятия №3 г. Гомель в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
– автотранспортные перевозки грузов в международном и междугородном сообщении;
– техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
– деятельность в качестве таможенного перевозчика.
По состоянию на 01.01.2016 года на балансе предприятия числятся основные средства восстановительной стоимостью 47575 млрд.руб. Остаточная стоимость составляет 23950 млрд. рублей.
Степень износа основных фондов – 50 %, в том числе:
– здания и сооружения – 66%
– транспортные средства – 45 %
Для осуществления своей деятельности и реализации намеченных целей ОАО «Гомель АТЭП» имеет в г. Гомеле два производственных корпуса с необходимым механизированным оборудованием для ТО и ремонта подвижного состава, автостоянку, 4-х этажный административно-бытовой корпус, а также филиал – грузовая автомобильная станция в г. Светлогорске.
В настоящее время ОАО «Гомель АТЭП» имеет 23 грузовых автомобилей, 65% из них имеют Евро-5. Общая грузоподъемность парка 540 тонн.
По времени нахождения в эксплуатации грузовой парк характеризуется следующими данными:
- до 2-х лет включительно –10
- от 3 до 8 лет – 11
- свыше 8 до 10 лет – 2
50% подвижного состава эксплуатируются свыше 5 лет.
Автомобили марки Маз-Ман, используемый на перевозках грузов в странах СНГ имеют срок эксплуатации более 8 лет, физически устарели и требуют привлечения значительных средств на ремонт и запасные части.
В 2013 году было проведено обновление подвижной состав, приобретены 7 автомобилей Вольво и 7 полуприцепов, инвестиции в основной капитал составили 5460 млн.рублей.
В 2014 году в лизинг были приобретены новые автомобили Вольво в количестве 5 ед. и полуприцепы Кроне в количестве 4 единиц.
Балансовая стоимость этих автомобилей 4421 млн. руб.
1. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. №37/18/6.
2. Инструкция о порядке переоценки основных средств не завершенных строительством объектов, неустановленного оборудования: утв. постановлением М-ва экономики, М-ва финансов, М-ва статистики, М-ва строительства и архитектуры Респ. Беларусь от 20 нояб. 2006 г. №199/139/185/34 // Гл. бухгалтер. – 2006. – №47. – С. 12-29.
3. Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 г., №81/128/65.
4. Постановление Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа от 14 мая 2004 года №81/126/65 «Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – №90. – 8/11057 от 14 июня 2004 г.
5. Указ Президента Республики Беларусь от 30.09.2010 г. №512 «О по-рядке учета основных средств».
6. Баканов М.И. Теория экономического анализа : Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М. : «Финансы и статистика». – 2012. – 128 с.
7. Булатецкий Ю.Е. Хозяйственное (предпринимательское) право: учеб-ник / ред.: Н.А. Машкин. – М. : Норма. – 2014. – 737 с.
8. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник/ Ред. О.В. Девяткин. – 3-е издание перераб. и доп. – М. : ИНФРА – М. – 2013. – 601 с.
9. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова. - 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС. – 2011. – 326 с.
10. Газман В.Д. Аритмия лизингового рынка / В. Д. Газман / Вопросы экономики. – 2010 г. – №3. – с. 97-109.
11. Газман В.Д. Финансовый лизинг: учебное пособие / В.Д. Газман. – 2-е изд. – М. : ГУВШЭ. – 2015. – 391 с.
12. Горемыкин, В.А. Лизинг: учебник / В.А. Горемыкин. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Филинъ: Информоцентр. – 2015. – 943 с.
13. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – Москва : Проспект. – 2014. – 424 с.
14. Крутик А.Б. Основы финансовой деятельности предприятия / А.Б. Крутик, М.М. Хайкин. – СПб. : Бизнес-пресса. – 2013. – 448 с.
15. Никандрова Л.Ю. Лизинг - антикризисный инвестиционный ресурс: теоретико - методологический аспект и концепция формирования в регионе / Л.Ю. Никандрова / Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – №2. – с. 60-68.
16. Роженцова О.В. Лизинг как не способ налоговой оптимизации / О.В. Роженцова / Экономический анализ: теория и практика. – 2011.– №22. – с. 12-25.
17. Русак Н.А. Основы финансового анализа / А.Н. Русак, В.А. Русак. – Мн. : ООО «Меркаванне». – 2015. – 196 с.
18. Сусанян К.Г. Лизинг как инструмент финансирования капитальных вложений в условиях обострения мирового финансового кризиса / К.Г. Сусанян / Российский внешнеэкономический вестник. – 2013. – №4. – с. 3-11.
19. Ткачук М.И. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие / М.И. Ткачук, Е.Ф. Киреева. – 2-е изд., стереотип. – Мн. : Книжный Дом; Эко-перстпектива. – 2015. – 416 с.
20. Хеддервик К. Финансовый и экономический анализ деятельности предприятия / Под ред. Ю.Н. Воропаева. – М. : «Финансы и статистика». – 2015. – 681 с.