ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы эффективности логистических систем на экспортоориентированных промышленных предприятиях
1.1 Понятие логистической системы
1.2 Основные понятия экспортных операций
1.3 Организация экспортных операций
1.4 Формы осуществления экспортных операций
1.5 Эффективность экспортных операций
ГЛАВА 2 Анализ и оценка эффективности экспортных операций ОАО «МОГИЛЕВЛИФТМАШ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Цели и задачи деятельности предприятия на рынке
2.3 Оценка динамики изменения основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия
2.4 Анализ экспортных операций предприятия
2.6 Оценка работы транспорта при экспортных операциях на предприятии
ГЛАВА 3 Разработка мероприятий по совершенствованию эффективности логистических систем на ОАО «Могилевлифтмаш»
3.1 Мероприятия и направления развития предприятия
3.2 Рекомендации и предложения по совершенствованию эффективности экспортных операций в логистических системах
3.3 Обоснование необходимости и возможности логистических операций
3.4 Снижение себестоимости перевозок за счет снижения расхода топлива
3.5 Экономическая эффективность от снижения себестоимости перевозок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Экспорт – это операции коммерческого характера, которые предусматривают регистрацию межгосударственных сделок по торговле и последующее их выполнение. Особенностью экспортных операций является то, что товар, в отношении которого осуществляется процедура купли-продажи, пересекает государственную границу. Как следует из названия, эти операции подразделяются на два вида: экспортные и импортные.
В курсовом проекте рассматриваются сущность, структура
экспортных операций.
При подготовке курсового проекта учтены действующие акты законодательства, инструктивные и методические положения предприятия
ОАО «Могилевлифтмаш».
Экспортные операции предполагают проведения компаниями сделок по купле- продаже товаров (выраженных в материальной форме) с вывозом/ввозом через границу. В свою очередь такие операции делятся на экспортные (коммерческая деятельность по продаже и перемещению за границу товара с целью его передачи в собственность собственнику с иностранной регистрацией) и импортные (приобретение и ввоз в страну товаров иностранного происхождения для их использования или продажи на внутреннем рынке).
Экспортные операции, как правило, связаны с использованием определённых стандартных документов и форм, в частности, счёта-проформы, заказа на поставку, коммерческого счёта (инвойса), документарного аккредитива, коносамента, сертификата происхождения товара, акта (свидетельства) об осмотре товара, консульского счёта, упаковочного листа и страхового свидетельства. Коммерсанты, занимающиеся международной торговлей, должны иметь представление о правильном использовании данных документов, а также о потенциальных подвохах, которые таит в себе каждый из указанных документов.
Цель курсового проекта – изучить теоретические и практические аспекты экспортных операций на предприятии и выявить перспективы развития на будущее.
Для достижения поставленной цели в проекте необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия и организацию экспортных операций;
- произвести оценку динамики изменения основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия;
- выделить направления и трудности развития предприятия как субъекта
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Понятие логистической системы
На современном этапе развития рыночных отношений особое внимание необходимо уделять использованию информационных систем управления предприятием на основе логистических принципов, так как они повышают уровень его конкурентоспособности и улучшают финансово-экономические показатели.
Общепринятое определение логистической системы гласит: логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, которая выполняет те или иные логистические функции. Логистическая система включает несколько подсистем и имеет тесные связи с внешней средой.
Логистическую систему можно представить и как промышленное предприятие, и как территориально-производственный комплекс в целом. Логистическая система используется для выработки стратегического планирования предприятия, взаимодействует с такими функциональными областями, как производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование.
Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система – это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.
Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями – [1, с. 105].
Под логистической системой понимают сложный, организационно-завершенный экономический механизм, который состоит из взаимосвязанных в едином процессе управления материальных и сопутствующих потоков элементов – звеньев, совокупность границы и задачи функционирования которых объединены внутренними и внешними целями предприятия.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОАО «МОГИЛЕВЛИФТМАШ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
История предприятия началась в 1966 году, когда в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 835 от 20 октября этого года принято решение о строительстве Могилевского лифтостроительного завода.
Строительство завода было начато в 1967 году, а свою производственную деятельность предприятие начало в 1968 году. В 1970 году была изготовлена первая промышленная партия пассажирских лифтов. С1970 года на заводе налажен серийный выпуск усовершенствованных пассажирских лифтов массового применения.
К этому времени завод был укомплектован квалифицированными кадрами, имелось необходимое оборудование, технологическая оснастка, испытательные стенды, приспособления и пр. Завод становился на ноги уверенно, быстрыми темпами. Первые 500 лифтов были выпущены к началу 1971 года.
В 1972 году завод отправил первые лифты на экспорт – в Венгрию, а затем в Польшу. За счет широких технологических возможностей непосредственно на заводе изготавливаются все основные узлы лифта. Простота и современность конструкции основных компонентов гарантирует исключительные показатели безопасности, надежности, производительности лифтов. По просьбе заказчика завод может поставить отдельно по узлам: направляющие, кабины, двери шахты, лебедки, ограничители скорости, детали электропроводки, станции управления, а также изготавливает лифты для замены изношенных и морально устаревших.
По индивидуальным заказам завод изготавливает лифты повышенной комфортности, с различным дизайном кабин. На предприятии имеется испытательный центр, где проводятся все виды испытания лифтов.
Апрель 1970 – изготовлены первые три лифта, которые были установлены в Доме Советов г. Могилева.
1990 год – в течение года завод изготовил 14042 лифта двух базовых моделей.
1992 год – начало перехода от крупносерийного производства к производству мелких серий и индивидуальному изготовлению лифтов.
2004 год – в январе выпущен двухсоттысячный белорусский лифт.
2008 год – выпущен 225 000–й белорусский лифт, а за год изготовлено
8 824 лифта.
На 1 января 2016 – изготовлено 297 576 лифтов.
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОАО «МОГИЛЕВЛИФТМАШ»
3.1 Мероприятия и направления развития предприятия
Для нахождения путей решения и предложений по совершенствованию экспортно-импортных операций на предприятии необходимо проанализировать проблемы и трудности, с которыми сталкивается объект исследования на каждом этапе производства и транспортировки продукции.
Рынок диктует свои требования, и для успешной работы предприятия, необходимо им соответствовать.
Конкуренция. В 2011 году на рынке были зарегистрированы 137 производителей лифтов, а в 2014−м – уже 161. Конкуренция постоянно ужесточается. Чтобы победить в конкурентной борьбе, многие компании идут на беспрецедентные меры, такие как предоставление оборудования по демпинговым ценам, отсрочка платежа на год. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, необходимо оптимально удовлетворить пожелания заказчика.
Широкая номенклатура ассортимента. Архитектурных проектов, в соответствии с которыми сегодня возводятся объекты, становится все больше. Расширяется номенклатура, увеличивается количество типоразмеров лифтовых шахт.
Естественно, что в данных условиях ОАО «Могилевлифтмаш» постоянно работает над расширением линейки продукции. Возможности завода как производителя и поставщика лифтового оборудования основаны на накопленном в течение многих лет опыте в области разработки, изготовления и совершенствования конструкции выпускаемых изделий.
По индивидуальным заказам завод изготавливает лифты повышенной комфортности, с различным дизайном кабин. За счет широких технологических возможностей непосредственно на заводе изготавливаются все основные узлы лифта с высокими показателями по надежности и безопасности. На предприятии имеется аккредитованный испытательный центр, где проводятся все виды испытания лифтов.
Новой инновационной продукцией, повышающей конкурентоспособность на внешних рынках, является разработанная и освоенная в производстве линейка лифтов без машинного помещения с безредукторной лебедкой осевого и радиального исполнения (их применение в жилых и административных зданиях обусловлено целым рядом экономических и технических преимуществ). Также «Могилевлифтмаш» разработал платформу подъемную с вертикальным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данного курсового проекта были сделаны следующие выводы и заключения.
Первая глава носит общетеоретический и методический характер. В первом разделе были решены следующие задачи как: дано понятие логистической системы, описаны основные понятия экспортных операций, представлен процесс организации экспортных операций и продемонстрирован алгоритм расчета для экономической эффективности экспортных операций.
Исходя из результатов деятельности предприятия, представленных во второй главе, можно выделить положительные стороны деятельности предприятия:
− постоянное повышение результативности системы менеджмента качества,
− повышение удовлетворенности потребителей,
− гарантийное сервисное обслуживание выпускаемой продукции для обеспечения потребителям дополнительной ценности,
− создание оптимальной производственной среды для повышения технического, организационного уровня производства и снижения влияния субъективных факторов на качество продукции,
− готовность к всестороннему взаимодействию с поставщиками комплектующих изделий и материалов.
Анализ состояния и технико-экономических показателей показал, что: в 2016 году выручка от реализации увеличилась на 280 060 тыс.р. или на 43,59 % по сравнению с 2015 годом. Также произошел рост себестоимости реализации товаров на 34,09 % или на 57 078 тыс. р, прибыль от реализации и чистая прибыль увеличились на 25 506 и 18 001 тыс.р. соответственно. Расходы на реализацию и по текущей деятельности в 2016 году увеличились на 27,67 % и на 62 625 тыс. р соответственно. Рентабельность затрат увеличилась на 18,46 % по сравнению с 2015 году, а рентабельность продаж увеличилась на 16,52 %. Прочие доходы по текущей деятельности увеличились на 60 962 тыс.р., или на 58,05 %.
Объем производства промышленной продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах за вычетом налогов и сборов, исчисляемых из выручки в 2016 году, увеличился на 12 999 тыс. р.
В 2015 году предприятие ОАО «Могилевлифтмаш» отгрузило 11 009 штук. В общем объеме за 2016 год ОАО «Могилевлифтмаш» отгрузило 10 137 лифтов и платформ. В 2016 году на экспорт было отгружено 8 593 единицы, что на 719 лифтов меньше, чем в 2015 году; в Республику Беларусь – было отгружено в 2016 году 1 531 единицы.
1 Винников, В. В. Логистика на транспорте: учеб. пособие для студентов и курсантов высших учебных заведений водного транспорта / Е. Д. Быкова, В. В. Винников. - Одесса: Фешкс, 2004. - 222 с.
2 Жуковская, Л.Э. Эффективность логистических систем: подходы к ее оценке материалов. / Л.Э. Жуковская, Н.К. Заборская. – Одесса: ОНАЗ имени О.С. Попова, 2011. – 81 с.
3 Заборская, Н.К. Логистика: учебное пособие / Н.К. Заборская, Л.Э. Жуковская. - Одесса, 2012. – 300 с.
4 Миклашевская, Н.А. Международная экономика: учебник. / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов А.В. - М.: Дело и сервис, 2008. - 272 с.
5 Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. пособие. / Е.Ф. Авдокушин - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2006. - 196 с.
6 Зубова, Н.И. Внешнеторговый справочник / Н.И. Зубова: -М.: Дело и сервис, 1998. - 512 с.
7 Аванесов, Ю.А. Основа коммерции на рынке товаров и услуг: учебник для вузов. / Ю.А. Аванесов, А.Н. Клочко, Е.В. Васькин - М.: ТОО "Люкс-арт", 1995. - 176с.
8 Семенов, К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций/ К.А. Семенов. -М.: Гардарика, 2006. - 336 с.
9 Прокушев, Е.Ф. Лицензирование экспорта и импорта товаров: учеб. практ. пособие. / Е.Ф. Прокушев, О.П. Матвеева – М.: Маркетинг, 2000. – 136 с.
10 Рыбалкина, В.Е. Международные экономические отношения: учебник / В.Е. Рыбалкина. - М.: Внешнеэкономический бюллетень,2007. - 384 с.
11 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Г.К. Серегина -М.: ИВЦ "Маркетинг", 2008. -328 с.
12 Ревинский, И.А. Международная экономика и мировые рынки: учебник. пособие. / И.А. Ревинский - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - 350 с.
13 Моисеева, Н.К. Международный маркетинг: учеб. пособие. / Н.К. Моисеева - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. - 320 с.
14 Фомичев, В.И. Международная торговля: учебник / В.И. Фомичев - М.: Инфра-М, 2008. - 496 с.
15 Ленчевский, И.Ю. Организация и регулирование международных коммерческих операций: учеб. пособие. / И.Ю. Ленчевский, Н.И. Зубова - М.: Колос, 2008. - 240 с.
16 Буглай, В.Б. Международные экономические отношения: учеб. пособие. / В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцева. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 160 с.
17 Лопухов, А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 119.
18 Выдержка из газеты «Советская Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sb.by. – Дата доступа: 06.02.2017.
19 Каталог ОАО «Могилевлифтмаш» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.liftmach.by. – Дата доступа: 08.02.2017.
20 Самуэльсон, П. Экономика. / П. Самуэльсон, Нордхаус У. — М.: Вильямс, 2014. – 1360 с.