ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы логистики
1.1 Основные понятия логистики
1.2 Сущность таможенной переработки грузов
2 Анализ логистических процессов в ООО «ЭнтерпрайсТрансАвто»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Таможенная переработка грузов в организации
3 Направления совершенствования таможенной переработки грузов с применением логистических подходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В период глобализации мировой экономики и интенсивной интеграции национальных экономических систем возникает проблема оптимизации и увеличения эффективности внешнеторговой деятельности, в том числе в области логистики. Одним из важнейших направлений модернизации национальной экономики является создание современных логистических структур. Логистика – это особый вид деятельности, который включает как сферу материального производства, так и различного вида услуги. Именно с помощью логистики возможно значительное уменьшение затрат на производство и реализацию товара, что имеет важное значение в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.
Усиление конкуренции на мировом рынке заставляет развивающиеся страны предпринимать меры по минимизации издержек, обусловленных выполнением операций по транспортировке, складированию и таможенному оформлению товаров. Как показывает практический опыт и отдельные теоретические исследования, уменьшение затрат в сфере внешней торговли и повышение эффективности экспортно–импортных операций возможно на основе логистического подхода, реализуемого путем формирования глобальных цепей поставок и широкого применения инструментария логистики во внешнеторговой сфере.
При этом необходимо учитывать сложность логистической деятельности на международном уровне. Участие во внешнеторговых операциях усиливает неопределенность и ограничивает возможности контроля. Неопределенность растет из–за большей дальности и продолжительности грузоперевозок, а также из–за отсутствия необходимых знаний о состоянии и специфике развития различных сегментов мирового рынка. Осложнение контроля происходит в результате привлечения большего числа посредников и вмешательства государств при установлении таможенных процедур и внешнеторговых барьеров. Таможенные органы могут выступать дополнительным ограничением, так называемым «узким местом», в цепях поставок в сфере внешней торговли.
1 Теоретические основы логистики
1.1 Основные понятия логистики
Современное промышленное производство является наиболее сложным механизмом, который включает как производственные, так и собственно технологические подразделения, которые производят полуфабрикаты, детали, узлы, сборочные единицы из сырья и материалов, а затем собирают готовые изделия из этих элементов, а также большое количество вспомогательных агрегатов, которые часто объединяются одним названием «инфраструктура» производства.
Производственная логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, хранением и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до про производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, и материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [14, с. 78].
Поток материала на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит через несколько производственных единиц. Управление материальными потоками на данном этапе имеет свою специфику и называется производственной логистикой. Объектом изучения производственной логистики являются собственные логистические системы: промышленные предприятия; оптовые компании, имеющие складские помещения; грузовые станции и др. [13, с. 19]
Внутренние логистические системы можно рассматривать на макро и микро уровнях. На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы действуют как элементы макрологистических систем. Они задают ритм этих систем, являются источником материальных потоков. На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой комплекс взаимосвязанных подсистем, которые образуют определенную целостность и единство. Это подсистемы: организация закупок, работа складов, транспорт - склад, контроль движения материалов на производстве, организация сбыта продукции и т. д. Они обеспечивают вход материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из нее. система. В связи с этим промышленную логистику можно определить как науку (теорию, методологию) о системной рационализации процессов управления развитием производственных систем (например, рабочего места, площадки, цеха, производства как совокупности цехов по производству продукции). конкретные продукты или предоставление конкретных услуг, организаций) с целью повышения их организации (эффективности) путем синхронизации, оптимизации и интеграции потоков в производственных системах. Это наука о рационализации процессов управления организацией через проявление и устранение внутрисистемных и межсистемных конфликтов, трансформированных во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества, используемых для повышения конкурентоспособности организации [10, с. 36].
2 Анализ логистических процессов в ООО «ЭнтерпрайсТрансАвто»
2.1 Краткая характеристика организации
ООО «ЭнтерпрайсТрансАвто» – международный перевозчик.
ООО «ЭнтерпрайсТрансАвто» специализируется на перевозке сборных грузов из стран Евросоюза (Германия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Польша, Австрия, Чехия, Франция, Словакия, Прибалтика и др.) в страны СНГ (Беларусь, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Киргизия), Азии (Туркменистан, Монголия). В компании отработаны перевозки по 22 линиям для сборных грузов и более 30 для комплектных поставок.
Также оказываемые услуги:
− Перевозка комплектных и негабаритных грузов;
− Перевозка нестандартных, дорогостоящих, опасных грузов;
− Транспортно-экспедиционное обслуживание;
− Предварительное таможенное оформление;
− Таможенная очистка грузов на территории Беларуси;
− Оформление вывозных документов ЕС (ЕХ, Т1);
− Дополнительное страхование груза.
Все машины не старше 5 лет, соответствующие экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6, снабженные ADR-комплектами, приспособлениями для крепления грузов (сепарационные доски, уголки, цепи, сетки, ремни, коврики). Объем бака до 1460 л, а именно 5 тягачей на 360 л, 2 на 750л, 10 на 960л, 4 на 1160л, 73 на 1200л, 8 на 1300 л, 3 на 1310л, 16 на 1340л, 2 на 1360л, 94 на 1370л, 38 на 1400 л, 28 на 1440л, 2 на 1460л.
Все машины обладают большой грузоподъемностью. Из них 8 машин до 7 тонн, 277 до 24 тонн. Грузоподъемность всего транспорта приблизительно составляет 4275 т. Расход топлива на 100 км не груженных Volvo FH 4X2 составляет 22,8 л, Scania R420, R440 – 26 л, MAN TGX 18.440 и 18.500 – 20 л.
Также в распоряжении компании есть малотоннажные автомобили MAN TGL 12.180, Mercedes Benz 316, 513 и Volkswagen Caddy используемые для довоза сборных грузов внутри Беларуси и пассажирский микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter для перевозки сотрудников предприятия.
В автопарке компании находятся прицепы Koegel SN24, Koegel S24, Krone SDP 27, Schmitz Cargobull SCS 24L-13.62 Mega, Schmitz Cargobull SPR 24L.
3 Направления совершенствования таможенной переработки грузов с применением логистических подходов
Для сокращения времени прохождения товаров таможни можно предложить к внедрению в ООО «ЭнтерпрайсТрансАвто» национальную автоматизированную информационную систему электронного декларирования.
Национальная автоматизированная информационная система электронного декларирования (НАСЭД) – система, осуществляющая информационную поддержку и автоматизацию таможенных операций, совершаемых должностными лицами таможенных органов и заинтересованными лицами (декларантами), с использованием письменных и электронных документов, а также обеспечивающая информационное взаимодействие таможенных органов Республики Беларусь с заинтересованными лицами и таможенными службами иных государств. НАСЭД является самостоятельной системой, входящей в состав единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Республики Беларусь.
Целями и задачами организации таможенного оформления с использованием электронных таможенных документов являются:
- сокращение времени таможенных операций на выпуск товаров за счет электронного обмена информацией между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами Республики Беларусь;
- внедрение на практике заявительного принципа, заключающегося в выпуске товаров на основании сведений, содержащихся в электронной таможенной декларации и электронном документе таможенного транзита;
- прозрачность процесса совершения таможенных операций в отношении товаров;
- сокращение временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности, связанных с таможенными операциями;
- предотвращение коррупции (исключение личного контакта должностного лица таможенного органа и участников внешнеэкономической деятельности);
- минимизация влияния субъективного фактора, ошибок или злоупотреблений при проведении таможенных операций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «ЭнтерпрайсТрансАвто» – международный перевозчик.
ООО «ЭнтерпрайсТрансАвто» специализируется на перевозке сборных грузов из стран Евросоюза (Германия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Польша, Австрия, Чехия, Франция, Словакия, Прибалтика и др.) в страны СНГ (Беларусь, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Киргизия), Азии (Туркменистан, Монголия). В компании отработаны перевозки по 22 линиям для сборных грузов и более 30 для комплектных поставок.
Можно отметить рост выручки в анализируемом периоде. В 2018 году прирост составил 61,22%. Себестоимость продукции также увеличилась в 2017-2018 гг. Та же тенденция сложилась и с валовой прибылью. Наибольший прирост имела чистая прибыль – 65,04% в 2018 году. Также отметим увеличение в 2 раза среднегодовой стоимости основных средств в 2018 году.
В анализируемом периоде наблюдалось также увеличение рентабельности продаж, основных средств и активов. Однако следует отметить низкое значение рентабельности продаж, что требует принятия управленческих решений со стороны руководства организации.
Объем выполненных работ увеличился на 15,3 %. Однако наблюдается снижение среднедневного пробега одного автомобиля на 25,2 %.
Грузооборот снизился на 6 %, за счет снижения технической готовности автомобилей в 2019 г.
О снижении эффективности использования автопарка свидетельствуют и полученные значения коэффициентов. Коэффициент технической готовности парка снизился на 3,1 %, однако за счет уменьшения простоев автомобилей в гараже, увеличился коэффициент выпуска автомобилей на 16,5 %. Просматривается тенденция уменьшения недозагруженности транспорта, коэффициент грузоподъемности снизился на 13,4 % (всего 28 % уровня от номинального значения по техническому паспорту). Коэффициент использования пробега очень низкий — 28 %. Использование среднедневного пробега менее 50 % уровня экономически неправомерно, т.к. характеризует движение автомобилей в оба направления без груза, возможно даже их использование в личных интересах водителя. В целом же эффективность использования автотранспорта снизилась, что характеризуется понижением выработки в тоннах и тонно-километрах на 4,9 и 22,5 % соответственно.
1 Аникина Б.А. Логистика: учебник / Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 368 с.
2 Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т.В. Алесинская. – Таганрог: Изд–во ТТИ ЮФУ, 2010. – 116 с.
3 Баркан Д.И. Управление продажами: учебник / Д.И. Баркан. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 908 с.
4 Бороденя В.А. Таможенная логистика / В.А. Бороденя. – Мн.: БГЭУ, 2015. – 262 с.
5 Городко М.В. Товаропроводящая сеть – основа создания логистической системы / М.В. Городко // Проблемы управления. – 2011. – № 4 (41). – С. 108–111.
6 Григорьев, М.Н. Логистика. Базовый курс / М.Н. Григорьев. – М.: Юрайт, 2012. – 782 с.
7 Еремина Е.А. Пути снижения логистических издержек при распределении продукции / Е.А. Еремина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – №9. – С. 32–37.
8 Ильюшина О. Логистические затраты и их отражение в учете / О. Ильюшина // Финансовая газета, – 2011. – №38. – C. 32–36.
11 Мищерский И.А. Анализ общих логистических затрат / И.А. Мищерский // Молодой ученый. — 2011. — №6. — С. 160–163.
12 О некоторых вопросах таможенных органов: Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228: в редакции от 30 сентября 2011 г. № 439// Нац. реестр норм.–прав. актов. – 2008. – № 2/2127.
13 О таможенном регулировании в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129–З: в редакции от 15 июля 2015 г. № 307–З // Нац. реестр норм.–прав. актов. – 2014. – № 1/9651.
14 Охотников И. Системный подход как методологическая основа управления логистическими бизнес–процессами в цепях поставок / И. Охотников // Управление цепями поставок. – 2014. – №1 – С. 25–27.
15 Пелих С.А. Формирование региональных и отраслевых логистических систем / С. А. Пелих – Минск: Право и экономика, 2011. – 323 с.
16 Сковронек Ч. Логистика на предприятии: учебник. / Ч. Сковронек, З. Саруш–Вольский. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с.
17 Уманская М.В. Оптимизация системы сбыта предприятия / М.В. Уманская // Экономика. – 2011. – №4. – С. 12–16.
18 Федорцов Л.С. Общий курс логистики: учеб. пособие / Л.С. Федоров, М.В. Кравченко. – М.: КНОРУС, 2010. – 224с.
19 Якусев Г. Логистическое предприятие: стратегия развития как научно–практическая проблема / Г. Якусев // РИСК. – 2004. – № 3. – С. 18–23.