Введение
1. Фонд оплаты труда как объект контроля
1.1. Состав фонда оплаты труда
1.2. Характеристика обязательных отчислений от фонда оплаты труда
1.3. Нормативно – правовое регулирование порядка формирования фонда оплаты труда и расчетов с персоналом по оплате труда
1.4. Состояние, проблемы и перспективные направления контроля фонда оплаты труда и обязательных отчислений от него
2. Аудит (ревизия) фонда оплаты труда
2.1. Организация контроля фонда оплаты труда
2.2. Система внутрихозяйственного контроля начисленной заработной платы и фонда оплаты труда
2.3. Проверка учета начисленной заработной платы
2.3.1. Проверка правильности и достоверности документального оформления затрат труда и начисления заработка
2.3.2. Проверка правильности отражения в учете и отчетности фонда оплаты труда и обязательных отчислений от него
3. Основные направления совершенствования учёта и контроля фонда оплаты труда и обязательных отчислений от него
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Организация расчетов с персоналом по оплате труда является очень важным моментом в деятельности любой организации, потому что это прямо влияет на работоспособность и эффективность деятельности работников организации. Решение проблемы повышения производительности труда во многом зависит от материальной заинтересованности работников организации, которая сводится к увеличению их доходов. Особая, центральная роль в структуре доходов работника принадлежит заработной плате. Она является основным источником доходов для большинства работников, а значит, заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результатов труда и производства в целом.
Одной из наиболее ёмких затратообразующих статей себестоимости продукции является заработная плата – удельный вес в затратах организаций порядка 40%, потому экономическое положение организаций в значительной степени зависит от величины затрат на заработную плату. В организациях разработка систем заработной платы, учитывает интересы работников и работодателей. При этом обязательным условием является соответствие механизма заработной платы критериям справедливости, выдвигаемым работниками по отношению к условиям труда, дифференциации размеров заработной платы труда по квалификационным характеристикам, а также ставке заработной платы. Повышение эффективности управления фондом заработной платы возможно только при условии комплексного решения задач по совершенствованию элементов и механизма заработной платы в организации.
Учёт фонда оплаты труда с персоналом является чрезвычайно важным аспектом ведения бухгалтерии. Он обеспечивает накопление и систематизацию информации о затратах труда на производство продукции, оплату труда каждому работнику, а также расчёт суммы налогов, отпускных, декретных, больничных и прочих выплат. В сложившихся условиях неплатежеспособности предприятий необходимо совершенствование бухгалтерского учета, в особенности учета труда и его оплаты. Он должен быть организован таким образом, чтобы способствовать повышению производительности труда, улучшению организации нормирования труда, полному использованию рабочего времени, укреплению дисциплины труда, повышению качества продукции, работ, услуг.
Контроль за выплатой заработной платы имеет важное значение при ревизиях (проверках) организаций. Предприятие должно осуществлять строгий контроль за использованием трудовых ресурсов, соответствием заработка работника результатам его труда, соблюдением трудового законодательства. Контроль за рациональным и эффективным использованием трудовых
1. Фонд оплаты труда как объект контроля
1.1. Состав фонда оплаты труда
Заработная плата играет огромную роль в развитии экономики государства, подъема благосостояния народа. Заработная плата распределяется не только по количеству и качеству труда, но ее размеры зависят и от фактического трудового вклада работника, от конечных результатов хозяйственной деятельности организации.
Рассматриваемую категорию «заработная плата» можно определить следующим образом.
Заработная плата – часть стоимости созданного трудом продукта, дохода от его продажи, выдаваемого работнику организацией, в которой он работает. Величина заработной платы устанавливается либо в виде должностного оклада, или по тарифной сетке (ставке), либо в соответствии с контрактом, но не может быть ниже уровня установленной законодательством минимальной заработной платы. Верхний предел заработной платы в условиях рыночной экономики обычно не ограничивается. Заработная плата регулируется тарифной системой, нормированием труда, применением форм и систем оплаты труда, которые должны стимулировать повышение его производительности и способствовать улучшению качества обслуживания населения [1, с. 434].
Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, которая должна соответствовать стоимости предметов потребления и услуг для обеспечения ее воспроизводства и позволять удовлетворять материальные и духовные потребности работника и членов его семьи [3, c. 36].
Статья 57 Трудового Кодекса Республики Беларусь определяет, что заработная плата это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Многие авторы, например, Левкович О. А, в своих учебных пособиях ссылаются на определение заработной платы этой статьей Трудового Кодекса [11 с. 132].
Стражева рассматривает заработную плату как «совокупность вознаграждений в денежной, натуральной форме, получаемых работником за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время». Также характеризует заработную плату в своем учебном пособии Ладутько.
Таким образом, в условиях рыночных отношений оплата труда призвана выполнять следующие функции:
- распределения;
- социальную;
2. Аудит (ревизия) фонда оплаты труда
2.1 Организация контроля фонда оплаты труда
Целью проверки фонда оплаты труда является установление соблюдения требований трудового законодательства, а также эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций и их отражение на счетах бухгалтерского учета [9, с. 156].
Задачами проверки являются:
- обоснованность и правильность формирования штатного расписания и установление должностных окладов;
- соблюдение трудового законодательства при приеме, увольнении и перемещении внутри организации работников;
- своевременность и обоснованность предоставления и оплаты трудовых и социальных отпусков;
- учет рабочего времени и контроль личного состава организации;
- правильность и полнота расчетов по оплате труда и их отражение на счетах бухгалтерского учета;
- контроль соблюдения верхних и нижних пределов при расчетах с работниками и отражении их на счетах бухгалтерского учета;
- проверка своевременности полноты выплат работникам сумм по заработной плате;
- соблюдение организацией нормативных правовых актов, регулирующих начисление сумм стимулирующего характера, удержаний из заработной платы, и правильность ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности и др.
Объектом проверки является фонд оплаты труда и его составляющие.
Контроль за заработной платой имеет важное значение при реализации финансово-хозяйственной деятельности организации.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, проверяющий в первую очередь должен выяснить:
- какие формы и системы оплаты труда применяются в организации
- имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор;
- списочный и среднесписочный состав работников;
- как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризован ли данный участок работы и т. д.) [20, с. 258].
При проведении контроля требуется выяснить состояние нормативной базы и учета по соответствующим вопросам, ознакомиться со штатным расписанием, приказами о зачислении сотрудников на должность с назначенным окладом, заключенными контрактами, положением об оплате
3. Основные направления совершенствования учёта и контроля фонда оплаты труда и обязательных отчислений от него
В качестве совершенствования контроля правильности и современности расчетов с работниками по оплате труда, а также в целях проведения оперативной проверки и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятий, для установления законности, целесообразности и достоверности хозяйственных результатов оценки состояния бухгалтерского учета, может использоваться метод контроля «Экспресс-аудит» путем тестирования. С помощью такого тестирования проверяющий сразу может оценит проблемные места, скорректировать риск, и тем самым позволить минимизировать затраты на проведение проверки для самого предприятия.
Сущность данного метода контроля («Экспресс-аудит» путем устного тестирования) заключается в том, что до начала проведения документальной проверки проверяющий задается вопросы работникам бухгалтерии, руководителю, специалистам организации, записывая одновременно полученные ответы в специально разработанной форме. Данный метод позволяет оценить и выявить сильные и слабые места в системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда.
Кроме того, одним из направлений совершенствования контроля современности расчетов с работниками по оплате труда на предприятии может выступать ориентация на международные стандарты аудита. Внедрение международных стандартов учета и аудита позволит повысить качество учета и контроля за ним. В то же время предприятие получит более гибкую и обоснованную систему контроля с возможностью учета особенностей его деятельности.
Все вышеперечисленные функции и возможности в совокупности позволяют: упростить выполнение организационных процедур контрольно-ревизионной деятельности, повысить качество и производительность выполнения контрольных мероприятий, сделать более удобным механизм документирования проведения контроля, что позволит снизить трудоемкость и сроки его проведения.
Основным общим недостатком системы учета оплаты труда на ОАО «Лидахлебпродукт» является недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со стороны руководства предприятия. При такой системе руководитель не является потребителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует им быть. Практически достаточных усилий по контролю над основными средствами руководитель предприятия не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с высокой точностью. Практика бухгалтерского учета оплаты труда на предприятии сталкивается с недостатками, связанными
Заключение
В Республике Беларусь организациям предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников: как с применением единой тарифной системы, так и без её применения. Основные формы заработной платы: повременная и сдельная. Основные системы заработной платы: повременная, повременно-премиальной; прямая сдельная, косвенная сдельная, сдельно-прогрессивная, аккордная сдельная, сдельно-премиальная.
В целях установления правильности начисления и правильности выплаты заработной платы следует проверить:
1) ведомости на выплату заработной платы путем сличения их со штатным расписанием и списками окладов, правильность подсчетов итогов платежных ведомостей;
2) записи в табелях выхода сотрудников на работу;
3) не производилась ли выплата заработной платы за время болезни работника одновременно с выплатой пособия по временной нетрудоспособности, правильно ли производилась оплата за временное замещение работника во время болезни, отпуска, правильность взимания налогов и других удержаний из заработной платы;
4) не допускалась ли выплата заработной платы одному и тому же лицу по двум или более ведомостям за одно и то же рабочее время, а также подставным и вымышленным лицам и т.д.
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Бухгалтерский учет начисления заработной платы, удержаний и вычетов из заработной платы в ОАО «Лидахлебпродукт» соответствует требованиям бухгалтерского учета и действующему законодательству Республики Беларусь.
Главными задачами ревизии расчетов с персоналом по оплате труда являются контроль соблюдения действующего законодательства, правильность начисления заработной платы и правильность произведенных удержаний.
Проведенная проверка расчетов с персоналом по оплате труда в ОАО «Лидахлебпродукт» свидетельствует о правильности начисления основной и дополнительной заработной платы, удержаний из заработной платы и своевременности расчётов с юридическими и физическими лицами, имеющаяся ошибка незначительна.
По результатам анализа можно сделать вывод, что внутренний контроль расчетов с персоналом по оплате труда в организации находится на достаточно высоком уровне, а система бухгалтерского учета отвечает требованиям
1 Батаева, И. А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике / И. А. Батаева. – М.: ГАУ, 2011. – 286 с.
2 Федоров, Ю. В. Фонд не снижать: изменения в оплате труда работников / Ю. В. Федоров // Налоги Беларуси. – 2016. – № 6. – С. 57-58.
3 Витун, С. Е. Понятие категории «заработная плата» и реализация ее функций в современных условиях в Республике Беларусь / С. Е. Витун, А. Л. Воронович // Экономика и управление. – 2017. – № 1. – С. 27-33.
4 Тарасова, Е. Разнообразие систем оплаты труда. Зарубежная практика / Е. Тарасова // Главный экономист. – 2016. – № 7. – С. 7-18.
5 Баранашник, А. В. Правовые аспекты начисления заработной платы / А.Баранашник // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. – № 2. – С. 37-47.
6 Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2014 г. № 744 «Об оплате труда работников» / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь // Главный экономист. – 2014. – № 8. – С. 10.
7 О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда: Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
8 Об утверждении рекомендаций по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций: постановление Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 мая 2012 г. № 56 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
9 Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 21 окт. 2011 № 104 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
10 Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 6-т «Отчет о составе фонда заработной платы и прочих выплат: постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.07.2014 №120 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
11 Левкович, О. А. Бухгалтерский учет / О. А. Левкович. – М.: Амалфея, 2013. – 800 с.
12 Каморджанова, Н. А. Бухгалтерский учет / Н. А. Каморджанова, И. В. Карташова. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.
13 Барышников, Н. П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение: учебник / Н. П. Большаков. – М.: Фиминь, 2011. – 240 с.
14 Козлова, Е. П. Бухгалтерский учет в организации / Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко. – М.: «Финансы и статистика», 2012. – 480 с.
15 Левданская Н.Е. Ревизия и аудит: учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения / Наталья Левданская. Минский институт управления. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 198 с.
16 Лемеш, В. Н. Ревизия и аудит. Практикум : учеб. пособие для вузов / В.Н. Лемеш. – Минск : Изд-во Гревцова, 2010. – 424 с.
17 Дулебо, Е. Ю. Ревизия (аудит) финансово-хозяйственной деятельности организации : конспект лекций / Е. Ю. Дулебо. – Витебск : УО «ВГТУ», 2014. – 102 с.
18 Пупко, Г.М. Ревизия и аудит: Учебное пособие/ Г. М. Пупко. - Минск: БГЭУ, 2009. - 303 с.
19 Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: учеб. пособие / В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь. – Минск: БГЭУ, 2011. - 473 с.
20 Сокольчик Т.П. Бухгалтерский учет и аудит: пособие/ Т.П.Сокольчик, Н.В.Градусова, Е.Г.Кобзик; под общ. ред. Т.П.Сокольчик. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 268 с.
21 Бугаев, А.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/А.В.Бугаев. - Минск: Регистр, 2015. - 511с.
22 Бухгалтерский учет: учебник/ П.Г. Пономаренко [и др.]; под общей редакцией П.Г. Пономаренко. – Минск: Выш. шк., 2013. – 543 с.
23 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
24 Закон Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» от 17 июля 2002 г. № 124-3 определяет условия определения минимальной заработной платы, применения, установления и повышения минимальной заработной платы, а также источники средств выплаты минимальной заработной платы // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
25 Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999г. №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой дисциплины и исполнительской дисциплины» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
26 Постановлением Совета Министров от 12 декабря 2001 года №1794 «О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики» пунктом 3 предусматривается, что организации всех форм собственности, кроме организаций, финансируемых из бюджета, при наличии задолженности по платежам в бюджет не могут повышать тарифную ставку 1 разряда // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
27 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 «Об утверждении рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
28 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 162 «Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
29 Постановление Совета Министров Республики Беларуси «Об установлении размера минимальной заработной платы» от 20 декабря 2010 г. № 1844 устанавливает сумму минимальной месячной и часовой заработной платы // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
30 Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12 июля 2013 г. № 57-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
31 Особенная часть Налогового Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
32 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
Инструкция о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9 июля 2002 г. № 52/97// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
33 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей». От 26 апреля 2010 г. № 60 приведена Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей устанавливает механизм их дифференциации и регулирования на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
34 Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 марта 2011 г. № 107 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
35 Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2001 г. № 47 «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового и социального отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством. А также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
36 Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
37 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Рекомендации по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций» от 02.05.2012 № 56 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
38 Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 года №56-З «Об аудиторской деятельности» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
39 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении» от 31.12.2009 №161 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Рекомендации по построению систем оплаты труда и грейдирования» от 25.02.2013 № 20 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
40 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 №123 «Об утверждении инструкции о порядке применения единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ОАО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.