ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.2 ФОРМЫ И ВИДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И КРУПНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.2 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями между крупным и мелким бизнесом, которые можно охарактеризовать как сотрудничество в конкурентной среде. Роль малого бизнеса в системе этих отношений начала возрастать, начиная с 1970-х годов в ходе массового технического перевооружения производства и услуг (компьютерная революция).
Для экономики в целом активность малых предприятий является важным фактором повышения гибкости. Для Республики Беларусь, которая находится на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого бизнеса должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства к рыночной экономике.
Актуальность данной темы очевидна, т.к. на сегодняшний момент 70,1% ВВП Республики Беларусь формируют малые и крупные предприятия, обеспечивая также занятость 16209,9 тыс. человек.
Цель курсовой работы заключаются в исследовании и анализе малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются: рассмотрение теоретических аспектов развития малого и крупного предпринимательства, анализ развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, анализ мер по совершенствованию малого и крупного предпринимательства в Республике Беларусь.
Объект исследования - экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования - малое и среднее предпринимательство и его развитие Республике Беларусь.
Тема достаточно широко проработана в отечественной экономической литературе. в частности, можно привести фамилии следующих авторов: В. Гриб, Э.И. Лобкович, Л.А. Лобан и др.
В работе использованы как общие методы научного исследования, в том числе системный и диалектический методы познания, так и частно-научные приемы (формально-логический, аналитический, статистический).
При написании курсовой работы использовались данные из трудов отечественных и зарубежных ученых, законы Республики Беларусь, Постановления правительства и нормативные документы, справочная литература и информация из сети Интернет.
ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и субъекты малого бизнеса
Малый бизнес представляет собой небольшое предприятие любой формы собственности, характеризующееся прежде всего ограниченным числом сотрудников и занимающее очень небольшую долю в общей сумме в стране, регион в сфере деятельности, который является профилем для предприятия, эта доля оценивается ценой выпускаемой и продаваемой продукции. Малые предприятия также включают в себя, помимо производства, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие розничные торговцы, услуги [6, c. 23].
Показателями, определяющими малый бизнес, являются в основном количество сотрудников, а также доход (выручка), размер уставного капитала, активы.
Под предпринимательством понимается как деятельность граждан, осуществляемая самостоятельно по собственной инициативе на свой страх и риск и под их имущественной ответственностью, направленная на систематическое получение прибыли при удовлетворении общественных потребностей [3, с. 94].
В соответствии с Законом № 148 от 01 июля 2010 года № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» субъектами малого предпринимательства являются: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации в Республике Беларусь (коммерческие организации со средним числом сотрудников на календарный год до 15 человек); малые организации, зарегистрированные в Республике Беларусь (коммерческие организации со средним числом сотрудников за календарный год от 16 до 100 включительно) [25].
Малый бизнес существенно влияет на темпы экономического роста, количественные и качественные показатели валового внутреннего продукта. Малый бизнес является основой для формирования среднего класса как основы системы общества, позволяющего своевременно и эффективно решать многие социальные проблемы, адаптироваться к нынешней экономической ситуации и в значительной степени определять здоровую рыночную конкурентную среду [23, c. 41].
Поскольку малый бизнес состоит из самой разветвленной сети малых предприятий и собственников, ввиду его большого количества этот сектор в
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И КРУПНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть разной в зависимости от социальных условий, ситуации, которая развивается в сфере деловой активности, и целей, которые ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации, состояние может быть:
- тормоз развития предпринимательства (создает крайне неблагоприятные условия для развития предпринимательства или даже запрещает его);
- сторонним наблюдателем (прямо не выступает против развития предпринимательства, но в то же время не способствует этому развитию);
- ускоритель предпринимательского процесса (он ведет постоянный и активный поиск мер по привлечению новых экономических агентов в предпринимательский процесс), часто такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской деятельности и ведет к «буму» предпринимательства) [20, c. 16].
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушают общество и природу. Поэтому рыночная экономика больше, чем любая другая, нуждается в регулировании.
Государственное регулирование экономики (GRE) в рыночной экономике представляет собой систему стандартных законодательных, исполнительных и надзорных мер, проводимых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям.
По ряду причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики развился в Западной Европе (Франция, Германия, Нидерланды, Скандинавия, Австрия, Испания), Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки [10, c. 55].
Объектами ГРЭ являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, проблемы, которые не решены автоматически или
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства
В Европе малые предприятия составляют основу социального и экономического развития ЕС. В Европейском Союзе насчитывается более 20 миллионов малых и средних предприятий, которые обеспечивают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятых в малом бизнесе Европы составляет около 70%. Наибольшее количество малых предприятий было создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «заставляет» крупные компании внедрять новые технологии и повышать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной работы малого и среднего бизнеса. Поэтому в рамках Европейского Союза реализуется политика поддержки малого бизнеса, главная цель которой - сбалансировать интересы государства и бизнеса, обеспечить оптимальные условия для предпринимательства и повысить конкурентоспособность малого бизнеса ,
Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала формироваться в 70-х годах прошлого века. Чтобы максимально стимулировать малый и средний бизнес, в Европе были предприняты меры по устранению административных препятствий для малого бизнеса. Прежде всего, были внесены изменения в отношении налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения социальной политики государств [27].
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется за счет законодательства, разработки и реализации целевых программ финансовой, технологической, информационной и кадровой помощи для развития малого и среднего бизнеса. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (европейское акционерное общество, европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступать в деловые
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес - это малый бизнес всех типов собственности, характеризующийся ограниченным числом сотрудников и крайне малой частью общего объема страны и региона в деятельности, которая характеризует компанию.
Различают следующие организационно-правовые формы предпринимательства: бизнес одного человека, партнерство, бизнес.
Цель государственных программ поддержки бизнеса - создать благоприятные условия для развития предпринимательства, основанные на повышении качества и эффективности мер государственной поддержки на государственном уровне. В то же время необходимо определить приоритетные действия для достижения этих целей:
– прозрачность в государственной политике. Поддержка предпринимательства и его внедрение: наличие полной и прозрачной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, создании процедур распределения государственных средств, публичной отчетности об использовании средств, выделенных для бизнеса и поддерживать деятельность компетентных государственных учреждений;
– рассмотрение национальных, региональных и исторических характеристик; Продвижение ремесел, ремесел, артелей и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самостоятельной занятости;
– постепенный переход от государственного регулирования определенных аспектов бизнес-самоконтроля со стороны профсоюзов и ассоциаций и т. д.
Между развитием крупных и малых предприятий существует более жесткая связь, чем обычно предполагается. Поскольку крупномасштабное производство только начинает возрождаться после долгого экономического кризиса в Республике Беларусь, спрос на малый бизнес из крупного бизнеса не может быть значительным. Поэтому явная стагнация в динамике роста числа малых предприятий, начавшаяся в 1998 году и продолжающаяся и по сей день, не случайна. Фактически, это свидетельствует о «псевдонасыщенности» экономики малым бизнесом, обусловленной недостаточно благоприятным экономическим климатом вокруг него, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.
В Европе малый бизнес составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и
1. Борисов, Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. – М.: Высшая школа, 2016. 370 с.
2. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015. – 719 с.
3. Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С.Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2015. – Ч. 1. – 447 с.
4. Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 2020 годы Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001340_53062_Programma.pdf/. Дата доступа: 27.01.2018.
5. Гриб, В. История развития предпринимательства / В.Гриб. // Предпринимательство в Беларуси. – 2015. – №9. – С. 48-51.
6. Дадалко, С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки. Минск: Армита, 2008. – 116 с.
7. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я.Иохин. – М.: ДеКа, 2015.320 с.
8. Куликов, Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Л.М.Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2013. 272 с.
9. Лобан, Л.А. Экономика предприятия: учеб. комплекс / Л.А.Лобан, В.Т.Пыко. – Минск: Современная школа, 2012. – 432 с.
10. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2012. – 70 с.
11. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2013. – 240 с.
12. Медведев, А.П. Малый бизнес / Артем Медведев. – СПб.: Питер, Лидер, 2014. – 222 с.
13. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г.Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 573 с.
14. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Республике Беларусь. Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/. Дата доступа: 27.01.2018.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/. Дата доступа: 27.01.2018.
16. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В.Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 719 с.
17. О деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] /Министерство экономики РБ. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/support-of-small-enterprise/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses/. Дата доступа: 27.01.2018.
18. Рейтинг крупнейших публичных компаний мира — «Forbes Global 2000» за 2016 год [Электронный ресурс]. — Журнал Forbes. Режим доступа: http://forbes.net.ua/business/1416864-forbes-global-2000-krupnejshie-kompanii-mira Дата доступа: 02.03.2018.
19. Сажина, М.А. Основы экономической теории / М.А.Сажина. – М.: 2015. 672 с.
20. Скриба, А. Белорусский малый и средний бизнес в 2016 г. /А.Скриба. Минск: Исследовательский центр ИПМ, 2017. 16 с.
21. Статистический ежегодник «Республика Беларусь-2015» / сост. В.И.Зиновский. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. 534 с.
22. Статистический ежегодник «Республика Беларусь-2016» / сост. И.В.Медведева. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. 524 с.
23. Филимонова, Н.М. Экономика и организация малого и среднего бизнеса : учеб. пособие для вузов / Н.М. Филимонова, Н.В. Моргунова, Е.С. Ловкова. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
24. Экономика. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси [Электронный ресурс] / Google Data. Режим доступа: http://sites.google.com/site/ekonomikarb/33-problemy-razvitia-predprinimatelstva-v-belarusi/. Дата доступа: 27.01.2018.
25. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 670 с.
26. Электронный портал pravo.by. Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] / Национальный правовой портал. Режим доступа: http:// www.pravo.by / webnpa/text.asp?RN=H11000148. Дата доступа: 27.01.2018.
27. Электронный портал Национального институт статистики и экономических исследований Франции [Электронный ресурс] / Insee. Режим доступа: http://www.insee.fr/fr/. Дата доступа: 02.03.2018.