ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты организации управления распределением в логистической системе предприятия
1.1 Сущность, роль и место распределительной логистики в логистической системе предприятия
1.2 Методические подходы к организации и управлению распределением в логистической системе предприятия
ГЛАВА 2 Анализ распределения продукции СП «Ксант» ООО
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации управления распределением на предприятии
2.3 Оценка эффективности управления распределением продукции и работы с внешними рынками предприятия
ГЛАВА 3 Пути повышения эффективности управления и проектирования каналов распределения продукции СП «Ксант» ООО за рубежом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики любая организация особое внимание уделяет проблеме оптимизации процесса движения товара к потребителю. В конечном счете, от результатов реализации продукта зависит успех всей ее производственной деятельности и завоевание своего сектора на рынке. Иногда при почти одинаковых характеристиках продукта предприятие может обойти конкурентов именно на этом этапе, сумев лучшим образом реализовать свой продукт. Данный вид деятельности называется распределением продукции.
Роль, выполняемая сбытом в рыночной экономике, кардинально отличается от прежней «спокойной», но неэффективной роли системы распределения продукции в командно-административной экономике. Белорусские организации являются наиболее уязвимыми в вопросах распределения продукции, так как применявшаяся долгое время система госзаказов является неэффективной на современном этапе в Республике Беларусь, особенно сказывается отсутствие опыта работы на международном рынке. Актуальность решения данных проблем обусловила выбор темы курсовой работы.
Распределение включает сферу решений и действий по предоставлению услуг потребителю в коммерческом, физическом и административном смысле. Коммерческая сфера распределения называется еще формированием канала распределения, физическое распределение продукта вместе с управленческим выполнением заказа – логистикой распределения.
Решения по распределению – это постоянные установки на длительную перспективу, отсюда их неизбежный стратегический характер. Они в особенной мере взаимосвязаны друг с другом и с решениями по сбыту и оказывают сильное влияние на потребителей. Формирование распределения существенно определяет также возникновение, и регулирование конфликтов органов сбыта, работающих в одном канале распределения (например, производитель, агент, продавец).
Организации в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от правильности выбора каналов распределения товаров, формы и методов их сбыта, широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции
Объект исследования – СП «Ксант» ООО.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, роль и место распределительной логистики в логистической системе предприятия
Распределительная логистика – это управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, которые осуществляются в процессе доведения готовой продукции до потребителя согласно интересам и требованиям последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Ее также называют маркетинговой или сбытовой логистикой. Целесообразно все же использовать термин «распределительная логистика», так как он наиболее точно отражает наличие в логистической системе руководящих влияний при доведении готовой продукции до конечного потребителя.
Термин «распределение», использованный в названии данной функциональной области логистики, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако, не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники – вот основные задачи, решаемые распределительной логистикой [4, c. 247].
Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционного понимания сбыта заключается, прежде всего, в системной взаимосвязи процесса распределения с процессами производства и снабжения при управлении материальными потоками, а также системной взаимосвязи всех функций внутри самого распределения.
Материальный поток в сфере распределения имеет форму готовой продукции. В зависимости от субъекта экономических отношений, который берет участие в доведении ресурсов до потребителя, поток готовой продукции можно представить, как товарный поток или как грузовой поток (на транспорте).
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ СП «КСАНТ» ООО
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Белорусско-российско-литовское совместное предприятие «КСАНТ» общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано Министерством иностранных дел Республики Беларусь в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 29.06.2001 г. за № 400258949.
Юридический адрес: 246026, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Химзаводская, 5, ком. 5.
Устав организации зарегистрирован Решением Гомельского областного исполнительного комитета № 344 от 25.04.2007 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Учредители организации на 31.12.2013г.:
- ООО «Техноинвест», Российская Федерация, г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 111, корпус 1 – 76% уставного фонда.
- ЗАО «UAB Ekochema» Литовская Республика, г. Каунас, пр. Европас 124 – 24% уставного фонда.
Уставный фонд на конец 2016 года составляет 85679 долларов США, в соответствии с долями:
- ЗАО «UAB Ekochema» - 20563 доллара США, состоящие из денежного вклада на сумму 8213 долларов США и не денежного вклада в виде доли в чистых активах на сумму 12350 долларов США;
- ООО «Техноинвест»- денежный вклад 20563 доллара США, не денежный вклад на сумму 44553 доллара США, состоящий из оборудования на сумму 17064 доллара США во владение, пользование и распоряжение и доли в чистых активах на сумму 27489 долларов США.
Основой вид деятельности СП «КСАНТ» ООО – производство сульфата алюминия и сопутствующей продукции, применяемых в широком спектре отраслей народного хозяйства.
Основной продукцией СП «КСАНТ» ООО является сульфат алюминия. На сегодняшний день налажено производство и реализация следующих номенклатурных видов продукции: водный раствор, жидкий сульфат алюминия; сульфат алюминия 1-го сорта; сульфат алюминия 2-го сорта; электролит для кислотных аккумуляторов.
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ СП «КСАНТ» ООО ЗА РУБЕЖОМ
Как показал проведенный анализ, организацией распределительной логистики на СП «Ксант» ООО занимается отдел продаж. При этом проведенный анализ продаж и распределения продукции показал, что для предприятия наметилась тенденция активного освоения внешнего рынка, что повлекло рост расходов на сбыт и распределение. В целях совершенствования имеющегося канала распределения продукции СП «Ксант» ООО за рубежом сложившаяся ситуация требует в первую очередь оптимизации логистических издержек в данном канале.
Целевой статьей логистических издержек в процессе сбыта и распределения СП «Ксант» ООО при работе с внешним рынком, которые предприятию необходимо снижать в первую очередь, являются транспортные расходы. Их рост в 2016 году был обусловлен, с одной стороны, расширением географии продаж и необходимостью доставки готовой продукции не только на внутренний рынок и рынок России, но и страны Балтии (преимущественно Латвия и Эстония), с другой – изменениями в осуществлении транспортных расходов.
В частности, до середины 2016 года СП «Ксант» ООО использовал арендованный у концерна «Метахим» тягач с цистерной для перевозки производимой продукции. Однако, с середины 2016 года из-за роста объемов выпуска в головной организации концерн «Метахим» не продлил выгодный для СП «Ксант» договор (заключенный на условиях с более низкой ставкой аренды в сравнении со средней по рынку), что потребовало смены схемы доставки – в 2016 году половина продукции доставлялась за счет оказания транспортных услуг третьими лицами, то есть путем заказа транспортировки у сторонних транспортных компаний. Такой подход к транспортировке продукции вместе с ростом числа доставок и дальности доставки и обусловил по большей части существенный рост транспортных расходов.
В целях снижения таких расходов для СП «Ксант» ООО предлагается приобрести в собственность грузовой тягач с цистерной, что позволит снизить транспортные расходы предприятия.
В таблице 3.1 представлена информация о расходах на приобретение тягача седельного Mercedes Actros 1844 (2010 г.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В логистической системе распределительная логистика является по сути завершающим этапом логистического цикла, обеспечивающим доведение материального потока (готовой продукции) до конечного потребителя, что предполагает активное использование различных способов, форм и каналов товародвижения, начиная с момента формирования готовой продукции (работ, услуг) до момента ее попадания покупателю.
Распределительная логистика является той частью логистики, которая интегрирована в сферу распределения, то есть осуществляется в сфере обращения. Распределительная логистика – это управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Распределение продукции является одним из важнейших этапов в логистической цепи поставок на предприятии.
Для эффективного распределения продукции каждое предприятие, в зависимости от специфики самой продукции и работы, выбирает определенную совокупность из существующих форм и видов каналов распределения. Выработанная со временем оптимальная структура и состав каналов распределения продукции способные обеспечить существенный прирост продаж для предприятия.
Основой вид деятельности СП «КСАНТ» ООО – производство сульфата алюминия и сопутствующей продукции, применяемых в широком спектре отраслей народного хозяйства.
Основной продукцией СП «КСАНТ» ООО является сульфат алюминия. На сегодняшний день налажено производство и реализация следующих номенклатурных видов продукции: водный раствор, жидкий сульфат алюминия; сульфат алюминия 1-го сорта; сульфат алюминия 2-го сорта; электролит для кислотных аккумуляторов.
На сегодняшний день СП «КСАНТ» ООО является единственным в Республике Беларусь производителем сульфата алюминия и занимает всю рыночную нишу отечественного рынка.
СП «КСАНТ» ООО имеет на производимую продукцию: сертификат соответствия; удостоверение гигиенической регистрации.
Анализ работы СП «Ксант» ООО за 2014-2016 гг. показал, что организация заметно увеличила в 2016 году объемы производства и реализации продукции.
1. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т. В. Алесинская. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 116 с.
2. Баско, И.М. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско [и др.]. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2007. – 431 с.
3. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – М.: Дашков и Кº, 2010. – 484 с.
4. Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
5. Гончар, Л. А. Логистический поток как объект управления / Л. А. Гончар // Днепропетровский университет экономики и права [Электронный ресурс]. – Днепропетровск, 2016. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/ 23_SND_2008/Economics/26388.doc.htm. – Дата доступа: 09.10.2017.
6. Горяев, Н.К. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
7. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – М.: Юрайт, 2011. – 734 с.
8. Дроздов, П.А. Основы логистики: учебное пособие / П.А. Дроздов. – Минск, 2008. – 211 с.
9. Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие. – Минск: ИБМТ БГУ, 2014. – 103 с.
10. Дыбская, В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: [учебник] / В. В. Дыбская [и др.]. – М.: Эксмо, 2008. – 939 c.
11. Еловой, И.А. Логистика: учеб.-методич. пособие / И.А. Еловой. – Гомель: БелГУТ, 2011. – 165 с.
12. Ельдештейн, Ю. М. Логистика: учеб.-метод. комплекс / Ю. М. Ельдештейн. – Красноярск, 2006. – 387 с.
13. Касымхан С. Н. Зарубежный опыт управления запасами предприятия / С. Н. Касымхан // Наука и образование. – 2014. – № 9. – С. 24-30.
14. Кизим, А. А. Логистика и ее принципы в сфере малого бизнеса / А. А. Кизим // Наука и образование. – 2013. – № 12. – С. 27-31.
15. Ковалев, Г.А. К вопросу развития методологических основ логистики / Г. А. Ковалев // SCIENCETIME. – 2014. – № 6. – С. 19-26.
16. Ковалев, М. Н. Управление межцеховыми поставками в логистической системе предприятия / М. Н. Ковалев // Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого. – 2013. – № 2. – С. 92-100.
17. Кузнецова, Т.В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т.В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014. – № 1. – С. 32-34.
18. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
19. Левкин, Г.Г. Логистика как предмет внутрифирменного консалтинга при совершенствовании логистической системы / Г. Г. Левкин // Вестник Омского университета. – 2010. – № 3. – С. 19-25.
20. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско [и др.]; под ред. И. И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2007. – 431 с.
21. Логистика: учеб.-методич. пособие / И. А. Еловой. – Гомель: БелГУТ, 2011. – 165 с.
22. Логистика: учебник для ВУЗов / Л. Б. Миротин. – М.: Дашков и К, 2010. – 482 с.
23. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
24. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2003. – 176 с.
25. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
26. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учеб. пособие для ВУЗов / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2012. – 640 с.
27. Семененко, А. И. Логистика. Основы теории: учеб. для вузов / А. И. Семененко, В. И. Сергеев. – СПб.: Союз, 2001. – 544 с.
28. Сток, Дж. Р. Стратегическое управление логистикой / Дж. Р. Сток, Д. М. Ламберт. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 831 с.
29. Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
30. Экономика предприятия: учебник для экономических вузов / Под ред. А. И. Руденко. – 2-е изд., пераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2010. – 475 с.
31. Эффективность логистического управления: учебник для вузов / Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 384 с.