ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.1 Сущность и значение производственной программы
1.2 Обоснование производственной программы производственными мощностями
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА «РАССВЕТ»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
2.2 Анализ номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции организацией
2.3 Порядок разработки производственной программы в организации
3. РЕЗЕРВЫ РОСТА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.
Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:
- получение максимальной прибыли;
- учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;
- полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;
- максимальное снижение производственных затрат, оптимальное использование производственной мощности организации.
Темпы роста объема производства товаров, повышение их качества непосредственно влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность. Анализ выпуска товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и продаж, определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, так как это гарантирует сбыт продукции и своевременную оплату.
Повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Внутрипроизводственные резервы следует подразделять на организационно-технические, связанные с проведением организационно-технических мероприятий, и экономические – это изменение структуры продукции, цен, тарифов, изменение условий планирования, учета и т.д.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.1 Сущность и значение производственной программы
Производственная программа предприятия — это объем производства и реализации продукции, как правило, в годовом исчислении по соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству. В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы.
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте [1].
Производственная программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Она включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.
Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) характеризует соотношение удельных весов отдельных видов изделий (работ) в производственной программе.
Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Государственный заказ доводится предприятиям, выпускающим продукцию, которая имеет важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой и не противоречит ее принципам. Более того, получение госзаказа считается престижным для предприятия. Госзаказ размещается, как правило, на конкурсной основе. Он предоставляется тем предприятиям, которые обеспечивают более эффективное его выполнение. В отношении предприятий, необоснованно уклоняющихся от выполнения госзаказа, органами государственного управления могут быть применены штрафные санкции [2].
При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА «РАССВЕТ»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» было создано 31 декабря 1974 года в соответствии с постановлением Совета Министров БССР № 366 от 31 декабря 1974 года.
В начале своей деятельности птицефабрика специализировалась на производстве мяса уток. С 1979 года начался постепенный переход на выращивание бройлеров.
В 2000 году к ОАО «Птицефабрика «Рассвет» был присоединен совхоз «Заря» Гомельского района. Реорганизация совхоза «Заря» была вызвана низкой эффективностью его хозяйствования, нерациональным использованием трудовых ресурсов, основных и оборотных средств.
Предприятие прошло регистрацию изменений и дополнений Республиканского сельскохозяйственного производственного унитарного предприятия «Птицефабрика Рассвет» в едином Государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400047993 и внесено в реестр имущества, находящегося в республиканской собственности № 244000642 от 19 декабря 2000 года.
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» создано на основании приказа Министерства экономики Республики Беларусь от 31 декабря 2003 года № 167 путем преобразования Республиканского сельскохозяйственного производственного унитарного предприятия «Птицефабрика «Рассвет» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах. ОАО «Птицефабрика «Рассвет» зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета № 93 от 16 февраля 2004 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400047993 и перерегистрировано в связи с присоединением к нему Республиканского сельскохозяйственного производственного унитарного предприятия «Птицефабрика Рогачевская».
Имущество предприятия принадлежит на праве собственности Республике Беларусь, а полномочия собственника осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» является крупным предприятием по производству птицеводческой продукции с основным направлением – производством мяса цыплят-бройлеров свежего охлажденного, замороженного в тушках или разделанного. Предприятие постоянно расширяет вид и номенклатуру производимой продукции путем углубленной переработки мяса цыплят-бройлеров, производства зерна, молока и другой сельскохозяйственной продукции.
3. РЕЗЕРВЫ РОСТА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Теоретические разработки, а также практический анализ показали, что большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают себестоимость, затраты, ассортимент и структура производства и реализации продукции.
Источники — это затраты, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. Факторы — это технико-экономические условия, под влиянием которых изменяются издержки.
Основными источниками снижения издержек производства и реализации продукции являются:
- снижение расходов сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции;
- уменьшение размера амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции;
- снижение расхода заработной платы на единицу продукции;
- сокращение административно-управленческих расходов;
- ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
На экономию ресурсов оказывает большое влияние число технико-экономических факторов. Наибольшее влияние имеют следующие группы внутрипроизводственных факторов:
- повышение технического уровня производства;
- совершенствование организации производства и труда;
- изменение объема производства.
Повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства и труда приводит к снижению затрат сырья, материалов и заработной платы [10].
Уменьшение затрат сырья и материалов достигается за счет снижения норм их расходов, сокращение отходов и потерь в процессе производства и хранения, использования вторичных материалов, внедрения безотходных технологий. На величину издержек существенное влияние оказывает изменение цен на сырье и материалы. При их увеличении издержки возрастают, а при снижении - уменьшаются.
Снижение издержек предприятия обеспечивается за счет уменьшения затрат живого труда на единицу продукции и опережающих темпов роста его производительности по отношению к темпам роста средней заработной платы
При росте объема производства постоянные затраты предприятия не изменяются или изменяются незначительно.
Рассмотренные методы оценки влияния технико-экономических факторов на снижение издержек предприятия могут использоваться как при анализе, так и при планировании себестоимости продукции на предстоящий период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством.
Важную роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.
Производя и реализуя готовую продукцию, предприятия получают денежные средства для возмещения израсходованных материальных ресурсов, оплаты труда, дальнейшего развития производства. Неорганизованность, срывы лишают предприятие финансовых ресурсов, приводят к затовариванию, накоплению ненужных запасов.
Объектом исследования в курсовой работе явилась ОАО «Птицефабрика «Рассвет». За период с 2018 по 2019 годы предприятие не увеличило объемы производства. Темп роста производства товарной продукции в сопоставимых ценах в 2018 году по сравнению с 2019 годом составил 106,5%.
Основным условием своевременного выпуска и реализации продукции является ритмичная работа предприятия. Коэффициент ритмичности по ОАО «Птицефабрика «Рассвет» в 2014 году составил 99,1%. Коэффициент вариации равен 0,02. Это значит, что выпуск продукции по кварталам отклоняется от графика в среднем на 2%.
В результате анализа финансового состояния предприятия было выявлено уменьшение валовой прибыли предприятия за счет увеличения себестоимости продукции. Также в результате увеличение текущих, инвестиционных и других расходов чистая прибыль предприятия уменьшилась на 91,6%.
На предприятии производят различного рода продукцию: как мясные и колбасные изделия, так и корма. Наибольшую долю производства на предприятии занимают корма готовые для домашней птицы, объем производства которых увеличился в 2019 году на 4514 тонн.
Оценив сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, можно выделить основные пути ее совершенствования, которые помогут повысить эффективность деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» в целом.
1. Маркетинговые исследования: курсовой проект/ В.Ю. Васькович.-Могилёв: МГУП, 2016. – 35 с.
2. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / В.А. Горемыкин. – М.: Юрайт, 2012. – 704 с.
3. Одинцова Л.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Л.А. Одинцова. – М.: Академия, 2012. – 272 с.
4. Савкина Р.В. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Р.В. Савкина; под ред. Р.В. Савкина. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 324 с.
5. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие / Г.И. Шепеленко; под ред. Г.И. Шепеленко. – М.: Феникс, 2010. – 608 с.
6. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н.Нехорошева [и др.]; под ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
7. Карпов, В.А., Захарич, Д.В. M 54. Планирование на предприятии: конспект лекций для студентов экономических. специальностей высших учебных заведений / В.А. Карпов, Д.В. Захарич. – Гродно: ГрГУ, 2013. – 157 с
8. Менеджмент организации. Учебные и производственные практики; ИНФРА-М - Москва, 2015. - 176 c.
9. Колесников С. Н. Планирование деятельности производственного предприятия. От промфинтехпланирования к МRP II и дальше; 1С-Паблишинг - Москва, 2012. - 384 c.
10. Сатановский, Р.Л. Методы снижения производственных потерь; - Л., 2015. - 302 c.
11. Акимова Е.В., Планирование производства - путь к успешному бизнесу // «Планово-экономический отдел». –2016. - № 5.-С. 18–32.
12. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / Под ред. д.э.н. профессора А.П. Гарнова. – М.: ИНФРА – М, 2016. 366 с
13. Богатырева О.Н., Овчаренко В.П., Шмулевич Т.В. Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. -метод. пособие - СПб.: ВШТЭ СПбГУПТД, 2016 – 34 с.
14. Годовой отчет эмитента ценных бумаг Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Рассвет» [Электронный ресурс]/ Официальный сайт ОАО «Птицефабрика «Рассвет» – Гомель, 2019. – Режим доступа: http://www.rassvet.by/ru/novosti/565-godovoj-otchet-za-2018.
15. Норин И. А. Организация агропромышленного производства в рыночных условиях хозяйствования. Екатеринбург: УрГСХА, 2009. 209 с.
16. ОАО «Птицефабрика «Рассвет» [Электронный ресурс]/ Официальный сайт ОАО «Птицефабрика «Рассвет» - Гомель, 2019. – Режим доступа: http://www.rassvet.by/.