Введение
1 Теоретические основы анализа производства и реализации промышленной продукции
1.1 Экономическая сущность и значение показателей, характеризующих производство и реализацию промышленной продукции
1.2 Источники информационного обеспечения и методика анализа производства и реализации промышленной продукции
2 Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
2.2 Анализ производства продукции в организации
2.3 Анализ реализации продукции в организации
3 Направление совершенствования анализа выпуска и реализации готовой продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления его деятельностью, что во многом зависит от способности проводить анализ предприятия.
С помощью анализа изучаются тенденции развития, тщательно систематически исследуются факторы изменения производительности, обосновываются плановые и управленческие решения, контролируются их реализация, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются показатели деятельности организации.
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченной производственной мощности и неограниченного спроса объем производства занимает первое место. Однако, поскольку рынок становится более насыщенным и конкуренция растет не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только такие товары и в таких количествах, которые оно может фактически продать.
Анализ выпуска и реализации продукции является одной из наиболее актуальных тем в современных условиях, поскольку темпы роста производства и реализации, повышение их качества напрямую влияют на объем затрат, прибыль и рентабельность предприятия [1, с. 117].
Объектом исследования в курсовой работе является ОАО «Птицефабрика «Рассвет».
Предметом исследования является выпуск и реализация промышленной продукции ОАО «Птицефабрика «Рассвет».
Целью написания курсовой работы является изучение выпуска и реализации промышленной продукции, а так же выявление перспектив их роста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и значение показателей, характеризующих выпуск и реализацию продукции на предприятии;
- изложить источники информационного обеспечения, задачи и методику анализа показателей, характеризующих выпуск и реализацию продукции;
- дать краткую экономическую характеристику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
- провести анализ выпуска и реализации продукции;
- выявить перспективы роста выпуска и реализации продукции.
1 Теоретические основы анализа производства и реализации промышленной продукции
1.1 Экономическая сущность и значение показателей, характеризующих производство и реализацию промышленной продукции
Основной целью организации в большинстве случаев является получение максимально возможной прибыли от реализации продукции. В условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках сегодня на первом месте стоит проблема продаж, а производственные задачи находятся в подчиненном положении. Как отметил известный американский экономист П. Друкер, «результатом бизнеса должен быть довольный клиент, внутри предприятия существуют лишь затраты» [2, с. 69].
Чтобы удовлетворить самые разнообразные потребности потребителей, крупные и средние предприятия организуют собственные фирменные сети или заключают контракты с оптовыми покупателями, которые в свою очередь стараются обеспечить их долгосрочную и объемную доставку.
Руководители малых предприятий считают это значительным достижением, заключая долгосрочные контракты с крупными предприятиями или имея определенное количество постоянных клиентов. Эти оба критерия требуют строгих условий для поддержания своего положения: поставки в установленные договором сроки и поддержания необходимого уровня качества продукции (работ, услуг). При этом организация всегда должна быть готова изменить ассортимент продукции, расширить номенклатуру предлагаемой продукции и даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это востребовано рынком.
Поэтому не случайно в системе экономического анализа особое внимание уделяется анализу показателей производства и продаж. Для характеристики объемов производства и реализации продукции по стоимости используются показатели валовой продукции и реализованной продукции.
Валовая продукция - это стоимость всей продукции, произведенной и выполненной работы, включая незавершенные работы. Это обычно выражается в сопоставимых ценах [3, с. 91].
Объем реализации продукции зависит от отгрузки продукции заказчику или оплаты (дохода). Объем реализации зависит от отпускной цены, включая НДС. Он может быть представлен сопоставимыми, запланированными и текущими ценами. В рыночной экономике этот показатель имеет решающее значение. Продажа продукции является связующим звеном между производством и потребителем. Объем производства зависит от способа реализации продукции и спроса на нее со стороны рынка.
Для оценки объемов производства на промышленных предприятиях используются показатели реализации производства. На основе данных об объёме реализованной продукции строится ряд показателей динамики производства и реализации продукции в долгосрочной перспективе, как по общему объему, так и по видам продукции.
2 Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» было создано 31 декабря 1974 года в соответствии с постановлением Совета Министров БССР № 366 от 31 декабря 1974 года.
В начале своей деятельности птицефабрика специализировалась на производстве мяса уток. С 1979 года начался постепенный переход на выращивание бройлеров.
В 2000 году к ОАО «Птицефабрика «Рассвет» был присоединен совхоз «Заря» Гомельского района. Реорганизация совхоза «Заря» была вызвана низкой эффективностью его хозяйствования, нерациональным использованием трудовых ресурсов, основных и оборотных средств.
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» создано на основании приказа Министерства экономики Республики Беларусь от 31 декабря 2003 года № 167 путем преобразования Республиканского сельскохозяйственного производственного унитарного предприятия «Птицефабрика «Рассвет» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах. ОАО «Птицефабрика «Рассвет» зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета № 93 от 16 февраля 2004 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400047993 и перерегистрировано в связи с присоединением к нему Республиканского сельскохозяйственного производственного унитарного предприятия «Птицефабрика Рогачевская».
Имущество предприятия принадлежит на праве собственности Республике Беларусь, а полномочия собственника осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» является крупным предприятием по производству птицеводческой продукции с основным направлением – производством мяса цыплят-бройлеров свежего охлажденного, замороженного в тушках или разделанного. Предприятие постоянно расширяет вид и номенклатуру производимой продукции путем углубленной переработки мяса цыплят-бройлеров, производства зерна, молока и другой сельскохозяйственной продукции.
Основной задачей деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» является не только хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли, необходимой для удовлетворения социальных и экономических интересов работников и интересов государства, но и обеспечение торговых предприятий городов и районов Республики Беларусь выпускающимися продуктами достаточного ассортимента и гарантированного качества.
3 Направление совершенствования анализа выпуска и реализации готовой продукции
Теоретические разработки, а также практический анализ показали, что большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают себестоимость, затраты, ассортимент и структура производства и реализации продукции.
Основными источниками снижения издержек производства и реализации продукции являются:
- снижение расходов сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции;
- уменьшение размера амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции;
- снижение расхода заработной платы на единицу продукции;
- сокращение административно-управленческих расходов;
- ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Уменьшение затрат сырья и материалов достигается за счет снижения норм их расходов, сокращение отходов и потерь в процессе производства и хранения, использования вторичных материалов, внедрения безотходных технологий. На величину издержек существенное влияние оказывает изменение цен на сырье и материалы. При их увеличении издержки возрастают, а при снижении - уменьшаются.
Снижение издержек предприятия обеспечивается за счет уменьшения затрат живого труда на единицу продукции и опережающих темпов роста его производительности по отношению к темпам роста средней заработной платы
Резервы снижения себестоимости продукции – это внутрипроизводственные возможности уменьшения себестоимости продукции за счет роста эффективности использования ресурсов предприятия, поддающиеся количественному измерению.
У ОАО «Птицефабрика «Рассвет» есть такие резервы для оптимизации и снижения затрат на производство продукции, которые позволят улучшить качественные показатели хозяйственной деятельности предприятия (повысить конкурентоспособность производимой продукции, увеличить объем ее производства и реализации, ускорить оборачиваемость оборотных средств).
Резервом снижения себестоимости производства продукции является рост ее производства, тогда экономия произойдет за счет снижения суммы постоянных затрат на 1руб. производимой продукции.
Далее рассчитаем данный резерв. Среднегодовой темп роста произведенной продукции за 2018 - 2019 гг. составил 129,2 %
Тогда планируемый объем производства составит:
49060 × 1,292 = 63385 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг за счет внедрения научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством.
Важная роль в реализации данной задачи отводится экономическому анализу деятельности хозяйствующих субъектов. Он используется для разработки стратегии и тактики развития предприятия, реализации планов и управленческих решений, мониторинга их реализации, определения резервов повышения эффективности производства, оценки результатов деятельности предприятия.
Предприятие, производя и реализуя готовую продукцию, получает средства на возмещение израсходованных материальных ресурсов, оплату труда, дальнейшее развитие производства. Неорганизованность, срывы лишают предприятие финансовых ресурсов, приводят к затовариванию, накоплению ненужных запасов [14, с. 113].
Объектом исследования в курсовой работе явилась ОАО «Птицефабрика «Рассвет». ОАО «Птицефабрика «Рассвет» было создано 31 декабря 1974 года в соответствии с постановлением Совета Министров БССР № 366 от 31 декабря 1974 года.
Стратегической целью ОАО «Птицефабрика «Рассвет» является перспективное развитие предприятия, заключающееся в создании условий, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, снижение себестоимости и обеспечение прибыли.
В ходе анализа, было определено, что за период 2018-2019 гг. в площадь сельскохозяйственных угодий хозяйства практически не изменилась и в 2019 году составила 5695 га , что на 3 га больше предыдущего года. Площадь пашни осталась неизменной и составила 4097 га как в 2018 г., так и в 2019 г.
Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве ОАО «Птицефабрика «Рассвет» в 2019 году по сравнению с 2018 годом выросла на 25 чел. и составила 615 чел.
Производительность их труда выросла с 44,9 тыс. руб. в 2018 году до 49,2 тыс. руб. в 2019 году или на 9,6 %. Фондообеспеченность земельных угодий выросла с 605,2 тыс. руб./ 100 га в 2018 году до 670,6 тыс. руб./100га в 2019 году или на 10,8 %, что оценивается положительно. Фондовооруженность также выросла на 6,4 % или 3,72 тыс. руб./чел.
Рентабельность растениеводства в хозяйстве традиционно выше рентабельности животноводства, но она снижалась на протяжении всего анализируемого периода и в 2019 году составила 2,4 %, что на 5,4 % меньше, чем в 2018 г. Рентабельность животноводства увеличилась с 0,2 % в 2018 г. до 0,7 % в 2019 г.
1. Белолипецкий, В.Г. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / В. Г. Белолипцкий. – М.: Кнорус, 2018. – 1580 с.
2. Герасимова, В.И. Анализ хозяйственной деятельности : пособие / В.И. Герасимова, Г.Л. Харевич. – Мн. : Акад.упр. при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 222 с.
3. Герасимова, В.И. Экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / В.И. Герасимова, Г.А. Харевич. – Мн.: Право и экономика, 2017. – 514 с.
4. Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Т.П. Елисеева. – Мн.: Соврем. школа, 2017. – 944 с.
5. Илышева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие для вузов / Н.Н. Илышева. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 431 с.
6. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Н.П. Любушин. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 448 с.
7. Просветов, Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: задачи и решения : учеб.-методич. пособие для вузов / Г.И. Просветов. – М.: РДЛ, 2017. – 192 с.
8. Прыкин, Б.В. Экономический анализ предприятия : учеб. пособие / Б.В. Прыкин. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2015. – 368 с.
9. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА – М., 2018. – 512 с.
10. Селезнева, Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации : учеб. пособие для вузов / Н.Н. Селезнева. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 583 с.
11. Титов, В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. / В.И. Титов – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 352с.
12. Чуев, И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 352 с.
13. Черногорский, С.А. Анализ бухгалтерской отчетности и принятие управленческих решений : учеб. пособие для вузов / С.А. Черногорский. – СПб: Герда, 2017. – 256 с.
14. Экономика предприятия: учебно-методический комплекс. / А.С. Головачев и другие. Под ред. В.И. Кудашёва. – Мн.: Издательство МИУ, 2016. – 340с.