Введение
1 Сущность, значение и принципы оплаты и материального стимулирования труда работников в рыночной экономике
1.1 Концепция оплаты труда работников Республики Беларусь, основные положения по оплате труда работников торговли (промышленности, строительства)
1.2 Объекты, цель, задачи и принципы бухгалтерского учета оплаты труда, анализа показателей по труду и расходов на оплату труда работников бюджетных организаций
1.3 Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2 Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетных организациях
2.1 Учет численности, рабочего времени и выработки работников. Документальное оформление и методика расчета заработной платы работникам бюджетных организаций по видам выплат
2.2 Виды удержаний из заработной платы, порядок и методики их исчисления
2.3 Методика бухгалтерского учета и организация аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда. Сводный учет оплаты труда и отчислений от начисленной заработной платы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Государственная политика в области оплаты труда основывается на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. В бюджетном секторе оплата труда регулируется государством.
Трудовые отношения работников и нанимателей регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь.
В Трудовом кодексе заработная плата определена как вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
Основой эффективной деятельности любого субъекта хозяйствования, независимо от формы собственности, выступает четко налаженная система учета и контроля, поскольку анализ данных, полученных в результате всестороннего учета деятельности организации, позволяет изыскивать резервы дальнейшего роста и стабильного функционирования в современных условиях.
Изменения, происходящие в экономике Республики Беларусь, охватывают как сферу материального производства, так и области непроизводственной сферы. Области бюджетной сферы – образование, культура, медицина – требуют особого внимания.
В современных условиях хозяйствования каждый субъект хозяйствования сталкивается с проблемой организации оплаты труда, которая предполагает определение форм и систем оплаты труда работников, разработку системы должностных окладов служащих и специалистов; выработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов организации; обоснование показателей и системы премирования сотрудников. Данная проблема затрагивает и организации бюджетной сферы.
Источником выплаты заработной платы в бюджетных организациях республики являются средства государственного бюджета и внебюджетные средства.
1 Сущность, значение и принципы оплаты и материального стимулирования труда работников в рыночной экономике
1.1 Концепция оплаты труда работников Республики Беларусь, основные положения по оплате труда работников торговли (промышленности, строительства)
С экономической точки зрения, выраженная в денежной форме доля труда работников организации в бухгалтерском учете представляет собой заработную плату. Она поступает в личное потребление работников, поэтому является важнейшим средством повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, увеличении объемов производства продукции и повышения ее качества [8, с.15].
С социальной точки зрения заработная плата – это вознаграждение, расчитанное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу [5, с. 40].
Под «оплатой труда» понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами [6, с.24].
В свою очередь «заработная плата» - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера [7, с.36].
Таким образом, понятие «оплата труда» значительно шире чем «заработная плата», и отличается от последнего тем, что предусматривает не только систему расчета (определения) заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы и т.п.
Термины «оплата труда» и «заработная плата» достаточно четко определены в действующем трудовом законодательстве.
2 Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетных организациях
2.1 Учет численности, рабочего времени и выработки работников. Документальное оформление и методика расчета заработной платы работникам бюджетных организаций по видам выплат
Для управления организацией и составления отчетности по труду необходим надлежаще организованный учет количественного и качественного состава работающих – численности по профессиям, специальностям, разрядам, полу, возрасту и другим показателям, а также использования рабочего времени каждым работником.
Бухгалтерский учет в Гомельской таможне осуществляется централизованной бухгалтерией. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением.
В своей работе отдел бухгалтерского учета и контроля Гомельской таможни (далее‒ ОБУиК) руководствуется Конституцией Республики Беларусь, регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством о таможенном регулировании, иными актами законодательства, Положением об Отделе от 15.08.2019г. №343-ОД (приложение В).
ОБУиК осуществляет свою деятельность на основе соблюдения принципов законности, гласности, уважения прав и свобод личности, охраны интересов государства.
Штатная численность ОБУиК определяется штатным расписанием таможни, утвержденным в установленном порядке. В состав ОБУиК входят должностные лица и работники, осуществляющие обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственного органа (далее - работники). ОБУиК является самостоятельным структурным подразделением таможни и подчиняется начальнику таможни.
Непосредственное руководство ОБУиК осуществляет начальник ОБУиК, который является главным бухгалтером таможни, а в его отсутствие - заместитель начальника ОБУиК. При одновременном отсутствии начальника отдела и его заместителя исполнение обязанностей начальника ОБУиК возлагается на иное должностное лицо на основании приказа начальника таможни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под «оплатой труда» понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами
Выполнение заработной платы своих функций реализуется через организацию заработной платы.
Формы и системы заработной платы - это способ установления зависимости между количеством и качеством труда, то есть между мерой труда и его оплатой. Для этого используются различные показатели, отражающие результаты труда и фактически отработанное время.
Важнейшими элементами республиканской тарифной системы являются республиканские тарифы оплаты труда, тарифно–квалификационные справочники работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей служащих, тарифная ставка первого разряда
Бюджетные организации – это организации, созданные государственными органами, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера.
Деятельность бюджетной организации финансируется из государственного бюджета. Средства из государственного бюджета (в том числе и на выплату заработной платы) выделяются на основании утвержденных смет расходов и используются строго по целевому назначению, что предполагает собой наличие законодательных и других ограничений и снижает возможности для проявления инициативы в вопросах оплаты труда работников.
В данных организациях имеются характерные для них объекты бухгалтерского учета, в частности: кассовые и фактические расходы, производимые за счет бюджетного финансирования, особенности в организации и методике бухгалтерского учета отдельных видов имущества, а также в организации и оплате труда работников различных отраслей бюджетной сферы.
Необходимым условием правильного определения размера заработной платы является хорошо организованный бухгалтерский учет начисления и расчетов с рабочими и служащими по оплате труда.
1 Акулич, В. В. Оценка эффективности использования средств на оплату труда / В. В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2020. – № 5. –С. 87-94.
2 Алексеенко, Л. Ф. Формирование и распределение фонда заработной платы / Л.Ф. Алексеенко // Труд и заработная плата. – 2020. – № 2 – С. 5-9.
3 Белов, А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы / А.Н. Белов. – М.: АЛТ, 1998. –386 с.
4 Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
5 Генкин, Б. М. Экономика и социология труда : учебник. / Б.М. Генкин. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – 448 с.
6 Долинина, Т.Н. Политика оплаты труда внутри предприятия / Т.Н. Долинина // Экономика. Финансы. Управление. – 2020. – № 2 – С. 24-31.
7 Капелюшников, Р. И. Производительность и оплата труда : немного простой арифметики / Р. И. Капелюшников // Вопросы экономики. – 2020. – № 3. – С. 36-61.
8 Кибанов, А. Я. Экономика и социология труда : учебник / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 584 с.
9 Лебедева, С. Н. Регулирование оплаты труда: методологические основы и направления совершенствования / С.Н. Лебедева // Белорусский экономический журнал. – 2020. – № 3 – С. 11-16.
10 Маслова, Т.С. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета бюджетных учреждений / Т.С. Маслова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2020. – №6. – С.13-25.
11 Михайлова, В.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / В.А. Михайлова, Е.А. Головкова, А.А. Чернюк. – Минск: БГЭУ, 2000. – 156 с.
12 Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть): Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
13 О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
14 О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины : Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
15 Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, за стаж работы по специальности (в отрасли) : постановление Министерства труда №4 от 12 января 2000 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
16 О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями : постановление Минтруда Республики Беларусь от 21.01.2000 г. № 6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
17 Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563–XII: в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334–З// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1995. – № 2/474.
18 Об установлении размера доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 583// Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2015.
19 Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 1230 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
20 Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей служащих : постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 №32: «// Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
21 Об утверждении Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством: постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47: в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 июня 2014 г. № 31// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 8/3382.
22 Об утверждении Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2015.
23 Об утверждении Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах": постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115: в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2014 г. № 718 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 5/134.
24 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-З (в ред. Закон Республики Беларусь от 01.07.2014 г.№ 171-З) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
25 Шкель, А. Н. Государственные гарантии в области оплаты труда / А. Н. Шкель // Экономика. Финансы. Управление. –2020. – № 2. – С. 33-37.
26 Шлендер, П. Э. Экономика трудовых ресурсов : учеб. пособие для вузов / П.Э. Шлендер. – М.: Вузовский учеб., 2011. – 302 с.