Введение
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики нужно решить, с помощью какой именно социальной политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства. Главным образом, именно эти вопросы и проблемы обусловливают актуальность выбора этой темы для курсовой работы.Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции Республики Беларусь наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Актуальность исследования вопросов организации социальной защиты населения обусловлена целым рядом факторов. В период трансформации белорусского общества, его перехода к рынку, вопросы обеспечения социальной защищенности населения страны приобрели особую остроту в связи с высоким уровнем бедности белорусов. Последствия мирового финансового кризиса, уже проявившиеся и ожидаемые, в еще большей степени актуализируют задачу повышения эффективности социальной защиты населения.
Объект исследования – экономика и социальная сфера государства.
Предмет – проблемы социальной защиты и их особенности в переходной экономике.
Цель курсовой работы – провести анализ системы социальной защиты населения в Республике Беларусь, а также механизмы ее совершенствования в рыночных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
− отразить суть социальной защиты населения;
− рассмотреть основные принципы, формы, методы реализации социальной
1 Сущность и содержание системы социальной защиты
Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению. Социальная защита населения-это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Социальная защита может быть определена, как система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека[2, c.109].
Социальная защита- политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [2, c.110].
Социальная защита населения может рассматриваться как:
-средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;
-государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер.
В мире сложились две основные модели социальной защиты:
-социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
-неолиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы [7, c.109].
В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
-государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и
2 Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь
Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских государствах.
Выступая важнейшим амортизатором накопившихся социальных проблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в экономике.
Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг [21].
Социальная политика Республики Беларусь находит отражение в соответствующих программных и прогнозных документах.
Направления развития социальной политики на долгосрочную перспективу отражены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (на 15 лет), Основных направлениях социально-экономического развитияРеспублики Беларусь (на 10 лет), на среднесрочную перспективу – в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; на краткосрочную перспективу – в годовом прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь.
Государственная политика в социальной сфере основывается на сохранении наиболее ценного, использовании в новых условиях принципа социальной справедливости, который выражается в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.
Важнейшими путями реализации задач социальной политики в Республике Беларусь являются:
− повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;
− постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;
− укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;
− повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;
3 Тенденции и направления совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь
Целью социальной защиты в Республике Беларусь в среднесрочной перспективе является недопущение снижения жизненного уровня населения, особенно наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей), чей совокупный доход ниже установленного бюджета прожиточного минимума [11].
Основные направления и задачи социальной защиты предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту.
В этих целях предполагается:
- обеспечение финансирования социальных программ за счет республиканского и местных бюджетов, а также негосударственных финансовых институтов;
- совершенствование пенсионного обеспечения;
- более широкое использование социального страхования и страховых выплат в сфере социальной защиты населения;
- проведение политики, ориентированной на повышение реальных денежных доходов населения;
- социальное страхование на случай потери работы, временной или постоянной нетрудоспособности [3].
Для нетрудоспособной части населения будут предусмотрены гарантии материального обеспечения и социального обслуживания за счет социального страхования и бюджетных средств.
В основу реформирования системы социальной поддержки граждан будет положен принцип адресного предоставления социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума. В настоящее время уже проводится работа по созданию системы адресной социальной помощи населению. В целях выработки единого механизма с 1 июля 2007 г. осуществляются «пилотные» программы по оказанию адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, которые в прогнозируемом периоде будут распространяться на всю страну [3].
Расширится ресурсное обеспечение программ адресной помощи за счет поэтапного сокращения перекрестного субсидирования и бюджетных дотаций производителям товаров и услуг, а также отмены социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан. В связи с этим предполагается:
- упорядочить систему пособий, выплат и льгот;
Заключение
Социальная защита может быть определена, как система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Центральный субъект социальной защиты- государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Формы социальной защиты подразделяются на государственные и негосударственные.
В качестве стран с переходной экономикой были рассмотрены Казахстан и Украина. Действующая система социальной защиты Республики Казахстан характеризуетсяпреобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнемгосударственного участия и низкими стимулами.В республике отсутствует система, основанная на принципеограниченной солидарности, то есть не существует системы дополнительнойзащиты работающих граждан при наступлении социальных рисков сзависимостью выплат от размеров отчислений.
Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вкладгражданина. Накопительная пенсионная система единственный видобеспечения при наступлении старости, основанный на принципахсбережения без солидарности между участниками, имеющий действенныестимулы для участия в системе.
Основные направления развития системы социальной защитыбазируются на анализе международного опыта и современного состояния.
Предлагается построение такой системы, которая соответствует рыночнымусловиям и способствует формированию стимулов к стабильнойоплачиваемой трудовой деятельности с более высоким уровнем охватанаселения при минимальных затратах на администрирование.
Новая система будет смешанной и включит в себя элементы каксолидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так идобровольного страхования и предназначена для обеспечения социальнойзащиты населения от основных рисков, с которыми может столкнутьсячеловек в течение своей жизни.
Нельзя сказать, что разработанная концепция на данный момент себя себя полностью оправдывает (есть проблемы и в пенсинной сфере, и в социальной защите уязвимых слоев населения), однако результаты оценки эффективности деятельности министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан за 2011-2013 гг. показали, что министерство работает достаточно эффективно.
Современная социальная стратегия Украины включает борьбу с бедностью, чрезмерной дифференциацией, демографическим и иными системными кризисами.
1. Беларусь. Факты / С.П.Самуэль;под общ.ред. С.П. Самуэля. – Мн.: Высшая школа, 2011. – 288 с.
2. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б.Антонова; под общ.ред.Н.Б.Антоновой. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008 г.-775 с.
3. Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 – 2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 года №1126// Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/.- Дата доступа: 15.01.2015.
4. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск: Минстат Республики Беларусь, 2012. – 347 с.
5. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск: Минстат Республики Беларусь, 2013. – 347 с.
6. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». -Минск: Минстат Республики Беларусь, 2014. – 347 с.
7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с
8. Лутохина, Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: Учебное пособие / Э.А.Лутохина. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 204 с.
9. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В.Бондарь; под общ.ред. А.В. Бондарь. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
10. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" / П.Г.Никитенко; под общ.ред. П.Г.Никитенко. - Мн.: Равноденствие, 2008. - 295 с.
11. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/. – Дата доступа: 23.04.2016.
12. Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.enbek.gov.kz/ – Дата доступа: 23.04.2016.
13. Министерство социальной политики Украины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mlsp.gov.ua/labour/control/uk/index – Дата доступа: 23.04.2016.
14. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков/ М.И.Ноздрин-Плотницкий. - Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2009. – №2. – с. 5 – 10.
15. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ А.Б.Чищевин; под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2010. – 220 с.
16. Сверж, А.И. Главная цель государства — забота о человеке / А.И.Сверж // Финансы, учет, аудит. - 2009. — №9. — С.2-3.
17. Сухорукова, Т. Социальныерычаги экономического роста// Т.Сухорукова. -Экономист. – 2011. - №7. – С. 56.
18. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский; под общ.ред. Л.С.Тарасевич. - М.: Юрайт-издат, 2009. - 652 с.
19. Тур, А.Н. Курс экономической теории / А.Н.Тур. – Мн.: «Мисанта», 2007г.- 432 с.
20. Экономическая теория: учебник / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; под общ.ред. Н.И.Базылева. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 752 с.
21. Электронный портал Министерства статистики Республики Беларусь // Статистика[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://belstat.gov.by/homep/– Дата доступа: 23.04.2016.
22. Электронный портал Министерства образования Республики Беларусь // Основные показатели [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://edu.gov.by/main.aspx?guid=2271/– Дата доступа: 23.04.2016.
23. Электронный портал администрации Советского района г.Гомеля // Основные показатели [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://cenadm.gov.by/ru/soc/soczaschita/centr– Дата доступа: 23.04.2016.
24. Электронный национальный правовой портал // Нормативно-правовые акты в социально-экономической сфере [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C20601475&p2={NRPA}– Дата доступа: 23.04.2016.
25. Электронный портал Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь // Основные показатели [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.mas.by/ru/koncec_zhilischn_politiki/– Дата доступа: 23.04.2016.
26. Электронный портал пресс-центра Правительства и Народного Совета ДНР // Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dnr.today/news/sozdan-respublikanskij-centr-zanyatosti/– Дата доступа: 23.04.2016.