Введение
Глава 1 Теория справедливости, сущность, понятие и связь с системой мотивации
1.1 Сущность теории справедливости и ее роль
1.2 Теория справедливости как инструмент системы мотивации
Глава 2 Система мотивации в ГКО Средняя школа №3 г. Крупки
2.1 Организационно-экономическая характеристика ГКО Средняя школа №3 г. Крупки
2.2 Анализ системы мотивации в ГКО Средняя школа №3 г. Крупки
Глава 3 Совершенствование системы мотивации в организации с применением методов теории справедливости
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы мотивации ГКО Средняя школа №3 г. Крупки
3.2 Эффективность предложенных мероприятий
Заключение
Список используемых источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Основным источником трудовой мотивации является беспристрастность или справедливость, которую работник ожидает встретить в трудовом коллективе. Если отношение «отдача — выход», которое получает работник (вознаграждение), к «вкладу — входу» в выполнение работы оказывается не равным с его точки зрения аналогичным соотношениями других работников, то это признак несправедливости и соответственно предпосылка возникновения психологического напряжения. В соответствии с данной теорией адекватность вознаграждения оценивается по соотношению «входа» и «выхода». Все это и описывает теорию справедливости Джона Адамса [1, с. 45].
Эффективное управление каждым работником организации зависит от возможности руководства осмыслить мотивы, которые движут работником, побуждают его к работе. Только создавая в организации такие условия, при которых работники будут воспринимать свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и карьерного роста, возможно, обеспечить рост эффективности развития организации.
Особенно актуальной такая задача является для таких организаций, где основу производимого продукта (работы, услуги) составляют знания, опыт и компетенции работников, умственный труд и полная профессиональная отдача которых напрямую определяют результаты хозяйственной деятельности компании [2, с. 12].
Именно для организаций такого типа, где автоматизировать, стандартизировать и заменить труд человека современными средствами и оборудованием в определенной степени не видится возможным, вопрос организации эффективного управления персоналом и создания в организации действенной системы мотивации персонала никогда не перестанет быть актуальным.
Объектом исследования в данной работе выступает в ГКО Средняя школа №3 г. Крупки.
Предмет исследования – система мотивации персонала в ГКО Средняя школа №3 г. Крупки.
Целью исследования является применение теории справедливости при построении системы мотивации в организации.
- достижения поставленной цели исследования в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть сущность теории справедливости и ее роль;
- определить теорию справедливости как инструмент системы мотивации;
- дать организационно-экономическую характеристику ГКО Средняя школа №3 г. Крупки;
- проанализировать систему мотивации в ГКО Средняя школа №3 г. Крупки;
- выявить мероприятия направленные на совершенствование системы мотивации в организации с применением методов теории справедливости.
При написании работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: анализа, синтеза, сравнения, графические методы.
Информационной базой исследования выступили данные бухгалтерской отчетности и аналитического учета ГКО Средняя школа №3 г. Крупки за 2017-2019 гг.
Работа состоит из введения, заключения, списка использованных источников и литературы и трех основных глав.
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ, СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И СВЯЗЬ С СИСТЕМОЙ МОТИВАЦИИ
1.1 Сущность теории справедливости и ее роль
Основателем теории справедливости является социальный психолог Дж. Стейси Адамс, который сформулировал положения данной теории на основании исследований, проведенных им в компании «Дженерал Электрик».
В теории справедливости Дж. Адамса рассматривается взаимосвязь результата и вознаграждения. Результат и вознаграждение одного работника рассматриваются в связи с вознаграждением, полученным другими работниками. Если человек считает свою оценку равной оценке других людей, то полагает, что с ним обращаются справедливо [3, с. 57].
Если вознаграждение воспринимается как справедливое, производственное поведение повторяется. Если в ходе сравнения выясняется, что оценки его и других людей расходятся, то у человека возникает психологическое напряжение: он считает, что его «недооценили» либо «переоценили». В этом случае люди, как правило, стремятся что-нибудь предпринять, чтобы исправить это положение. В результате возможны следующие реакции человека:
- сокращение затрат собственных сил, снижение интенсивности и качества труда;
- попытка увеличить вознаграждение за свой труд: требование повышения оплаты, продвижения по службе, улучшения условий труда;
- переоценка своих возможностей, снижение уверенности в себе, убеждение себя в том, что получаемое вознаграждение отражает возможности человека;
- попытка повлиять на организацию или на руководителя с целью изменить оплату или нагрузку других сотрудников;
- выбор другого более подходящего объекта для сравнения, так как лицо или группа лиц, с которыми человек себя сравнивает, находятся в особых условиях;
- попытка перейти в другое подразделение или другую организацию [4, с. 12].
Существует мнение, что в зависимости от субъективной оценки людьми того, насколько справедливо оценен их вклад, они работают менее интенсивно в случае, если им не доплачивают, и не меняют свое поведение, если им переплачивают.
ГЛАВА 2 СИСТЕМА МОТИВАЦИИ В ГКО СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 Г. КРУПКИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ГКО Средняя школа №3 г. Крупки
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Крупки» (далее – Средняя школа) зарегистрировано Крупским районным исполнительным комитетом 15 августа 2011 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 690342044.
Учредителем и собственником имущества Средней школы является Крупский районный исполнительный комитет. Компетенция Учредителя определяется действующим законодательством Республики Беларусь.
Средняя школа является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств районного бюджета, средств Учредителя, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
Место нахождения: 222001, Минская область, г. Крупки, ул. Черняховского, д. 6.
Средняя школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, настоящим Уставом, а также иным действующим законодательством.
Предметом деятельности Средней школы является образовательный процесс, включающий обучение и воспитание в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование системы мотивации ГКО Средняя школа №3 г. Крупки
Как показал проведенный анализ мотивации персонала в ГКО Средняя школа №3 г. Крупки, ключевыми проблемами для организации в части реализации механизма мотивации персонала на предприятии являются:
- низкая степень использования стимулирующих выплат в структуре фонда заработной платы работников организации;
- отсутствие инструментов социальной (и моральной) мотивации при формальном по шаблону использовании материальной и административной мотивации.
В таких условиях для ГКО Средняя школа №3 г. Крупки крайне необходимым является поиск резервов и направления повышения эффективности управления как в целом персоналом, так и, в частности, стимулированием и мотивацией труда работников.
В современных экономических условиях рост производительности труда возможен за счет узконаправленного стимулирования труда – для каждого отдела и группы специалистов необходимо разрабатывать уникальные и учитывающие специфику работы отдела (подразделения) стимулирующие меры и инструменты.
Поэтому для ГКО Средняя школа №3 г. Крупки предлагается пересмотреть существующую систему оплаты труда специалистов с учетом следующих изменений:
- во-первых, система основного должностного оклада должна быть пересмотрена таким образом, чтобы содержать в себе элемент стимулирования работников к постоянному саморазвитию;
- во-вторых, система премирования должна быть четко определена и конкретизирована, а ее применение должно осуществляться с использованием регламентированного и прозрачного механизма, работа которого легко контролировалась бы как директором и главным бухгалтером, так и самими работниками.
Использование такого подхода позволит, с одной стороны, повысить степень прозрачности формирования заработной платы и ее мотивирующую составляющую, а разработка эффективного механизма премирования позволит создать резерв для роста заработной платы выше стандартного предела в 30 % от должностного оклада и при этом обеспечить рост производительности труда на экономически обоснованном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основателем теории справедливости является социальный психолог Дж. Стейси Адамс, который сформулировал положения данной теории на основании исследований, проведенных им в компании «Дженерал Электрик».
В теории справедливости Дж. Адамса рассматривается взаимосвязь результата и вознаграждения. Результат и вознаграждение одного работника рассматриваются в связи с вознаграждением, полученным другими работниками. Если человек считает свою оценку равной оценке других людей, то полагает, что с ним обращаются справедливо.
Нормальные трудовые отношения работника и работодателя устанавливаются лишь при условии наличия распределительной справедливости, то есть ситуация при которой вознаграждение честно распределяется между сотрудниками.
Чувство несправедливости может привести сотрудника к психологическому напряжению. Для восстановления баланса, то есть нарушенной справедливости.
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Крупки» (далее – Средняя школа) зарегистрировано Крупским районным исполнительным комитетом 15 августа 2011 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 690342044.
Основными задачами Средней школы являются:
- обеспечение качества образования;
- развитие информационного пространства для обучающихся, педагогов, социума;
- создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам современного содержания образования;
- создание условий для формирования гражданско-патриотического, идеологического сознания учащихся, для всесторонней и разноплановой внеклассной и досуговой деятельности;
- совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Согласно анализу эффективности деятельности было отмечено, что в 2017 г. прибыль составила 59 тыс. руб., а начиная с 2018 г. прибыли не стало вовсе.
1. Агафонова, М. С. Исследование зарубежного опыта мотивации и оплаты труда / М. С. Агафонова, А. Н. Быканова, Г. Ю. Виненко // Современные научные исследования в сфере экономики: Сборник результатов научных исследований. – 2018. – С. 45-49.
2. Алифанова, Д. Р. Зарубежный опыт мотивации персонала / Д. Р. Алифанова // Актуальные проблемы менеджмента и маркетинга в сфере внешнеэкономической деятельности: Материалы межвузовской НК. – 2017. – С. 12-15.
3. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2016. – 224 c.
4. Бабынина, Л. С. Развитие систем вознаграждения персонала / Л. С. Бабынина // Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление. – 2016. – С. 12-15.
5. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 372 с.
6. Большакова, Е. М. Современные модели и методы мотивации, применимые в процессе управления персоналом / Е. М. Большакова // Бенефициар. – 2018. – № 19. – С. 31-33.
7. Брюханова, О. А. Особенности мотивации труда персонала предприятия / О. А. Брюханова // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: Сб. статей Международной НПК. – 2018. – С. 29-31.
8. Бугаков, В.М. Управление персоналом: учеб. пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 237 c.
9. Великанов, В.С. Управление трудовыми ресурсами / В. С. Великанов // Вопросы экономики. – 2017. – № 9. – С. 47-53.
10. Гаудж, П. Исследование мотивации персонала / П. Гаудж. – М., 2015. – 272 c.
11. Глазов, М. М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: учебник / М. М. Глазов. – СПб.: Андреев. изд. дом, 2016. – 251 с.
12. Голенко, А. А. Система нематериального стимулирования и мотивации персонала: основные элементы / А. А. Голенко // Механизмы управления экономическими системами: методы, модели, технологии: Сб. статей Международной НПК. – 2017. – С. 142-144.
13. Голикова, А. В. Разработка элементов системы мотивации и стимулирования персонала / А. В. Голикова // Развитие науки и техники: Механизм выбора и реализации приоритетов: Сб. статей Международной НПК. – 2017. – С. 187-191.
14. Голуб, О. С. Эффективные методы мотивации персонала / О. С. Голуб // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: Сб. статей Международной НПК. – 2018. – С. 37-39.
15. Горелов, Н.А. Экономика трудовых ресурсов: учеб. пособие / Н. А. Горелов. – М.: Высшая школа, 2016. – 412 с.
16. Горленко, О. А. Управление персоналом: учебник для академического бакалавриата / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 249 с.
17. Дубинин, И. С. Вознаграждение персонала как элемент системы управления персоналом / И. С. Дубинин // Научный альманах. – 2016. – № 11. – С. 112-115.
18. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А. П. егоршин. – М.: Инфра-М. – 2016. – 464 c.
19. Жиделева, В.В. Экономика предприятия / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. – М.: Огни, 2017. – 401 c.
20. Зябирова, Л. М. Инструменты управления затратами на персонал на предприятии / Л. М. Зябирова // Экономический форум «Экономика в меняющемся мире». – 2017. – С. 165-167.
21. Ивановская, Л.В. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 695 c.
22. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М.: Юрайт, 2016. – 448 с.