Современный этап конструктивных экономических реформ будет сопровождаться кардинальными переустройствами социальной структуры белорусского общества. Социальная политика – главнейшая область деятельности государства на нынешнем этапе. От решения социальных проблем зависит устойчивость общества, а это представляется необходимой базой для эффективного экономического развития. Продуктивность социальной политики характеризуется прежде всего уровнем и качеством жизни как всего населения, так и всевозможных социальных групп.
При этом уровень жизни формируется как показатель, который характеризуется количеством и качеством товаров и услуг, употребляемых в стране. Качество жизни рассматривается как система показателей, описывающих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их потребностей в жизни. Программные совершенствования качества жизни рассматривается как социальный проект, который направлен на одушевление возможностей людей решать свои проблемы, достигать личного успеха и личного счастья.
Качество жизни – это комплекс показателей общего благосостояния людей, которые характеризуют уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление напрямую не оплачиваемых благ. Качество жизни представляет: чистую окружающую среду, национальную и личную безопасность, экономические и политические свободы и иные условия человеческого благополучия. Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель становления общества, главнейшее направление проводимой государством политики заработной платы и доходов. Инструментом достижения этой цели выступают рост ВВП и усовершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Как экономика проявляет воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера оказывает влияние на экономику. Свое воздействие на экономическую сферу она проявляет путем подъема культурного и образовательного уровня человека, понижением заболеваемости, формированием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это значительно влияет на производительность труда работников, разумное использование и потребление свободного времени рабочих. Актуальность данной темы состоит в том, что рост уровня жизни – это не только итог экономического роста, но и его условие. Современному производству необходимы как принципиально новые технологии и техника, так и высококвалифицированные рабочие, владельцы своего интеллектуального
Под уровнем жизни понимают достаток населения в необходимых материальных благах и услугах, достижение доступного уровня их потребления и степень удовлетворения целесообразных (рациональных) потребностей [4, c. 211].
Уровень жизни считается одной из самых важных социальных категорий, которая охарактеризовывает структуру человеческих потребностей и возможности их удовлетворения. Потребности людей разнообразны. Наряду с материальными имеются (и не менее важные) потребности социальные и духовные.
Уровень жизни – это социальный стандарт и экономическая категория, которые характеризуют степень удовлетворения социальных и физических потребностей людей. Ведущими составляющими стандарта уровня жизни представляется: здоровье, доходы и питание населения, домашнее имущество, жилищные условия, платные услуги, условия труда и отдыха, культурный уровень населения, а так же социальная защита и социальные гарантии наиболее уязвимых граждан [8, c. 87].
Уровень жизни населения считается достаточно сложной экономической категорией. Под уровнем жизни понимают «уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей» [2, с. 248].
Понятие включает в себя различные аспекты общественной жизни, такие как уровень развития здравоохранения, культуры, образования, условия труда и жилищного быта, уровень доходов и расходов населения, способы проведения свободного времени и многое другое. Для его оценки необходимо учесть множество факторов, характеризующих обеспеченность населения материальными и духовными благами, необходимыми для нормального воспроизводства. К таким факторам, по мнению ученых, относятся факторы политические, экономические, социальные, научно-технического прогресса и окружающей среды. Сложившееся представление сути «уровень жизни» делать акцент на то, что уровень жизни значим не сам по себе, а в балансе с потребностями общества.
В республике идет поиск наиболее эффективных организационно- управленческих построений системы социальной политики, совершенствуется деятельность ее основных направлений, осуществляется подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Об успешности социальной политики в стране можно судить по обобщающим показателям благосостояния граждан – уровню и качеству жизни.
Анализируя динамику уровня жизни населения Республики Беларусь будем использовать только самые важные показатели, такие как: занятость, бюджет прожиточного минимума и потребительская корзина, демографический показатель, ВВП на душу населения.
Важную роль для оценки уровня жизни населения играют, прежде всего, потребительские бюджеты. В качестве главных системообразующих базовых потребительских бюджетов в Беларуси разрабатываются и используются: минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Среднедушевой МПБ в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц в 2010 г. составлял 446,2 тыс. руб., в 2015 г. – 2311,1 тыс. руб. (таблица 2.1).
В Республике Беларусь сложилась собственная модель социально- экономического развития, в центре которой – человек с его потребностями и интересами. В ее основе лежит активная социальная политика государства, направленная на создание условий для наиболее полной реализации личности человека, его гармоничного физического и духовно-нравственного развития и много в этом направлении делается. Однако есть еще проблемы в социальной политике государства:
1) В государстве не в полной мере отработана система выявления и учета групп, нуждающиеся в социальной помощи;
2) Не в полном объеме сформулирован перечень категорий населения, нуждающихся в адресной помощи, а иногда этот перечень остается неизменным с советских времен. Внимание уделяется «льготникам» по идеологическим направлениям (ветераны труда и различных войн, работники внутренних органов и т.д.);
3) Остаются незамеченными такие категории нуждающихся лиц как цыгане, лица без определенного места жительства, и поскольку еще с советских времен для них нет четко сформулированной статистической категории. Такие группы практически не подлежат учеты;
4) Отсутствует межведомственная согласованность. В итоге существуют препятствия по взаимному обмену информации, не говоря уже о согласованности действий и мероприятий;
5) Квалификация статистических работников зачастую не удовлетворяет требованиям. Они обладают элементарными навыками контроля и перевода одних статистических таблиц в другие.
6) Наблюдается постоянный дефицит персонала в социальной службе. Напряженный труд, низкая заработная плата вынуждает уходить квалифицированный персонал из государственных служб, остаются люди с низкой квалификацией, которые рассматривают это место как временное. В результате состав персонала социальных служб не удовлетворяет запросы населения, как со стороны численности, так и со стороны квалификации. Совокупность данных условий создают проблему доступности социальной
Под уровнем жизни осознают обеспеченность населения нужными материальными услугами и благами, достижение допустимого уровня их пользования и степень удовлетворения рациональных потребностей. Уровень жизни считается одной из главных социальных категорий, которая определяет структуру потребностей человека и потенциала их удовлетворения.
Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, который характеризует уровень удовлетворения социальных и физических потребностей человека. Основными составляющими стандарта уровня жизни считается: здоровье, жилищные условия, домашнее имущество, питание и доходы населения, платные услуги, условия труда и отдыха, культурный уровень населения и др.Социально-экономические реформы в Республике Беларусь привели к значительным переменам во всех сферах жизнедеятельности общества. Перед обществом и государством встала вселенская задача построения современного демократического общества, в котором для человека большое значение имеют не только конкретный уровень потребления материальных благ, но и доступность образования, сохранение своего здоровья, удовлетворенность работой, состояние окружающей среды, уровень безопасности и много других факторов.
Согласно Докладу ПРООН о человеческом развитии Республика Беларусь по индексу человеческого развития среди 188 стран мира сдвинулась с 68-го места в 2000 г. на 50-е место в 2015 г.
Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности вырос с 15,4 тыс. долл США в 2010 году до 17,7 тыс. долларов США в 2015 г.увеличились объемы социальных гарантий и доходов населения, что позволило понизить долю малообеспеченного населения с 7,3% в 2011 г. до 5,1% в 2015 году. Значительно улучшилась демография. С 2014 г. впервые за двадцать лет численность жителей в Беларуси принялась расти, сдавлены демографические ножницы. В 2015 г. родилось 119 тыс. детей, что на 494 ребенка больше, чем в 2014 году. Большая часть рожденных детей (57,2%) – это вторые, третьи и следующие дети в семьях.
На мировой уровень вышла белорусская медицина по всем направленностям: кардиология, онкология, травматология, акушерство и гинекология, нейрохирургия, педиатрия и трансплантология.
Белорусских врачей ценят по всему миру. Экспорт услуг в области здравоохранения сейчас производиться в 124 страны мира.
Продлилось глобальное строительство недорогого жилья. Обеспеченность населения жильем возросла с 24,6 кв. метра в 2010 г. до 26,5
1 Economy and finance [Electronic resource] / Statistics Lithuania. – 2013. – Mode of access: http://osp.stat.gov.lt/en/statistiniu-rodikliu-analize?id=8443- &status=A. – Date of access: 11.11.2016.
2 Галаева, Е.В. Макроэкономика: учеб. пособ. / Е.В. Галаева [и др.] – Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, – М., 2003. – 267 с.
3 Гальперин, В.М. Макроэкономика: учеб. / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.
4 Головачев, А.С. Экономика организации: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 1. – 447 с.
5 Гришина И.В., Полынев А.О., Тимонин С.А. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки // Современные производительные силы. – 2012. –№ 1. – C. 70-83.
6 Елисеева, И.И. Социальная статистика: учебник / И.И. Елисеева. – 3- е изд. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.
7 Коэффициент Джини // [Электронный ресурс]. – 2008-2015. – Режим доступа: http://knoema.ru/atlas/. – Дата доступа: 04.11.2016.
8 Лобан, Л.А. Экономика организации: учеб. комплекс / Л.А.Лобан, В.Т.Пыко. – Минск: Современная школа, 2011. – 432 с.
9 Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 70 с.
10 Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
11 Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика : учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю ; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 970 с.
12 Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с.
13 Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
14 Макроэкономика: учеб. пособие для студентов-заочников высших учебных заведений / Т.С. Алексеенко [и др.] ; под ред. Л. П. Зеньковой. – 3-е изд., стереотипное. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2013. – 220 с.
15 Мосякина, Е. А. Методический подход к оценке качества жизни населения / Е. А. Мосякина // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 4. – С. 221-225
16 Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
17 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Беларуси. - Режим доступа: http://un.by/ru/publications/ thema/ sustainabledevelopment/. - Дата доступа: 29.10.2016.
18 Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/. - Дата доступа: 3.11.2016.
19 Нехорошева, Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В.Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
20 Официальная статистика [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – 1999-2015. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya- statistika/otrasli-statistiki/. – Дата доступа: 02.11.2016.
21 Полякова А.Г. Оценка качества социально-экономического пространства региона // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2014. – №6. – С. 59-65.
22 Рейтинг уровня жизни населения стран мира // [Электронный ресурс]. – 1995-2015. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/2016-report. – Дата доступа: 04.11.2016.
23 Статистический ежегодник «Республика Беларусь-2015» / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. - 524 с.
24 Уровень жизни [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 1999-2015. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ wpswcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/. – Дата доступа: 11.11.2016.