Введение
1 Методические аспекты анализа объемов производства и реализации продукции, работ, услуг
1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и реализации продукции, работ, услуг
1.2 Сравнительная характеристика методик анализа объемов производства и реализации продукции, работ, услуг
2 Анализ объемов производства и реализации продукции, работ, услуг исследуемой организации
2.1 Краткая характеристика организации аналитической работы объекта исследования
2.2 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции, работ, услуг
2.3 Анализ факторов изменения объемов производства и реализации продукции, работ, услуг
2.4 Анализ ассортимента и структуры продукции, работ, услуг
2.5 Анализ качества продукции, работ, услуг
2.6 Анализ ритмичности производства продукции, работ, услуг
3 Основные направления совершенствования анализа объемов производства и реализации продукции, работ, услуг в исследуемой организации
3.1 Оценка информационного обеспечения анализа объемов производства и реализации продукции, работ, услуг в исследуемой организации
3.2 Рекомендации по совершенствованию аналитической работы в исследуемой организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике требует от организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации, ее подразделений и работников [1, с. 47].
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность организаций в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Результаты производственной, коммерческой, финансовой и других видов хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени взаимосвязи между собой и итоговыми показателями.
Причины или условия, порождающие эти факторы, также различны. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность управления. Качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям рыночной экономики [2, с. 39].
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей, из-за нехватки ресурсов, и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить только те товары и в таком объеме, которые она может реально реализовать.
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и реализации продукции, работ, услуг
В условиях сформировавшегося рынка возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятия должны производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения [4, с. 58].
Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, улучшении ее качества, изыскании внутренних резервов роста объема выпуска и как результат увеличение прибыли предприятия [5, с. 94].
2 АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Краткая характеристика организации аналитической работы объекта исследования
ОАО «Знамя индустриализации» образовано 13.07.1994 года согласно приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации РБ №220 от 30.06.1994 года путем преобразования государственного предприятия Витебской швейной фабрики «Знамя индустриализации» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности РБ.
ОАО «Знамя индустриализации» является крупным производителем мужской и женской верхней одежды в Республике Беларусь, имеющим многолетнюю историю. Продукция, производимая Акционерным обществом, пользуется спросом как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.
На сегодняшний день продукция, производимая Акционерным обществом, представлена следующими торговыми марками:
1) DOMINION (классическая мужская одежда);
2) VIVA LADY (женская классическая одежда).
Основными характеристиками готовой продукции являются: высокое качество, широкий модельный ряд, комфорт и стиль.
Продукция предприятия сертифицирована товарными знаками качества Республики Беларусь и Российской Федерации, соответствует требованиям системы менеджмента качества ИСО 9001, санитарно-эпидемиологическим требованиям, а так же техническому регламенту Таможенного союза.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНАЛИЗА ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ В ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Оценка информационного обеспечения анализа объемов производства и реализации продукции, работ, услуг в исследуемой организации
В ходе выполнения анализа объемов производства и реализации в ОАО «Знамя индустриализации» было определено следующее:
Объем производства продукции в отчетном году составил 7672 тыс. руб., в 2016 г. данный показатель составлял 7081 тыс. руб., что на 591 тыс. руб. меньше. Однако, как можно отметить, достичь планового значения в 2017 г. предприятию не удалось, отклонение от плана составило 636 тыс. руб.
Большинство показателей не соответствует ожиданиям, то есть планируемым результатам. Так ближе всего оказался показатель производительности труда, который составил в 2017 г. 12,2 тыс. руб./ чел. при планируемом 12,1 тыс. руб./ чел.
Так же не мене важным является соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства, в 2017 г. оно составило 129,4 % против 159, 8 % в 2016 г. Так же можно отметить не соответствие показателя планируемому значению – 165 %. Снижение показателя является следствием снижения запасов готовой продукции предприятия.
Еще одним из важнейших показателей деятельности ОАО «Знамя индустриализации» является удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности, который резко увеличился в 2017 г. до уровня 33,9 %, хотя ожидаемые результаты составляли 15,6 %, меньше чем в 2016 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производство и реализация продукции являются важнейшими функциями предприятия. Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину расходов, прибыль и рентабельность организации.
Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов. Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
ОАО «Знамя индустриализации» является крупным производителем мужской и женской верхней одежды в Республике Беларусь, имеющим многолетнюю историю. Продукция, производимая Акционерным обществом, пользуется спросом как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.
На сегодняшний день продукция, производимая Акционерным обществом, представлена следующими торговыми марками:
1) DOMINION (классическая мужская одежда);
2) VIVA LADY (женская классическая одежда).
1. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учеб.-метод. Комплекс для студентов спец.1-25 01 07 "Экономика и управление на предприятии" / С.Г. Вегера, Л.В. Масько. - Новополоцк: ПГУ, 2017. - 408 с.
2. Бухгалтерский учет: учебно-методическое пособие / Стражева Н.С. [и др.] - 10-е издание, перераб. и доп. - Минск: Книжный дом, 2016. – 174 с.
3. Бухгалтерский учет: практическое пособие / Н.А. Ладутько [и др.]; под общей редакцией Н.И. Ладутько. - 6-е изд., перераб. и доп. - Минск: ФУАинформ, 2017. – 571 с.
4. Бадяй, А. С. Развитие классификации основных средств / А. С. Бадяй // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2017. – № 3. – С. 58–63.
5. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2018. - 215 с.
6. Горфинкель В. Я. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 125 с.
7. Дробышевский Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб.-практическое пособие / Н.П. Дробышевский. – Мн., ООО «ФУА- информ».-2016 г. – 217 с.
8. Лемеш В. Н. Основные средства: учет, оценка, отчетность /
В. Н. Лемеш. – Минск : Регистр, 2017. – 188 с.
9. Экономика предприятий. Практикум : учеб. пособие / А.А. Зеленовский, А.В. Королев, В.М. Синельников. – Минск: Изд-во Гревцова, 2018. – 320 с.
10. Чуев, И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Н. Чечевицына. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» 2016. 368 с.
11. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – Москва: ЮНИТИ, 2017. – 346 с.
12. Анализ хозяйственной деятельности: курс лекций / Е. Г. Кобзик. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2018. – 119 с.
13. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – Москва: Дашков и К, 2015. – 372 с.
14. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник / Н.Л. Зайцев. – Москва: ИНФРА-М, 2017. – 336 с.
15. Иванов, И.Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И.Н. Иванов. – М.: Инфра–М, 2018. – 393 с.
16. Ильин, А. И. Планирование в организации: учебник / А.И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2017. – 635 с.
17. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. – Москва: Юрайт, 2018. – 347 с.
18. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2018. – 608 с.
19. Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. Н.А. Сафронова. – Москва: Экономистъ, 2018. – 618 с.
20. Экономика предприятия (фирмы): учебник / А.С. Пелих [и др.]. – Москва: Финансы и статистика, 2016. – 425 с.