Введение
1 Налоги, сборы и другие обязательные платежи как объекты анализа хозяйственной деятельности
1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и пути совершенствования системы налогообложения розничных торговых организаций
1.2 Обзор экономической литературы и основные проблемы по теме исследования
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности розничной торговой организации
2 Анализ расчетов по налогам, сборам и другим обязательным платежам розничной торговой организации
2.1 Анализ состава, структуры и динамики налогов, сборов и других обязательных платежей организации
2.2 Анализ налогов, сборов и других обязательных платежей по источникам их начисления
2.3 Факторный анализ налогов, сборов и других обязательных платежей организации
2.4. Оценка налоговой нагрузки организации и факторов, влияющих на ее величину
2.4 Выявление и изучение резервов оптимизации налогообложения и возможностей снижения налогового бремени
2.5 Разработка рекомендаций по использованию в анализе налогов, сборов и других обязательных платежей современных информационных технологий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Налогообложение является необходимым звеном в социальных и экономических отношениях, основным источником национального налогообложения и эффективным инструментом государственного регулирования социальных и экономических отношений. С законодательной точки зрения налогообложение Республики Беларусь вытекает из положений Конституции, согласно Конституции каждый должен участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, уплаты таможенных пошлин и других государственных платежей. Как и вся налоговая система, налогообложение также является инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Рыночная трансформация Республики Беларусь активизировала усилия по совершенствованию налоговой системы и национального налогового администрирования и создала благоприятные условия для собственных налоговых параметров налогоплательщиков. Необходимо развивать налоговое администрирование и, следовательно, анализировать налоговые расчеты организации.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время налоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики. Без формирования подходящей модели налоговой системы, правильного выбора инструментов налогового регулирования невозможна реализация эффективной налоговой системы, а следовательно, и преобразования экономики.
Целью курсовой работы является проведение экономического анализа расчётов по налогам, сборам и другим обязательным платежам в Дрогичинском райпо с применением современных методик экономического анализа для выявления неиспользованных возможностей и обоснования прогнозных резервов оптимизации значений исследуемых показателей.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
− изучить сущность, функции, виды налогов и их классификацию;
− рассмотреть роль и основные проблемы анализа в формировании налоговой политики организации;
− изучить организационно-экономические особенности деятельности розничной торговой организации Дрогичинского райпо;
− провести анализ состава, структуры и динамики налогов, сборов и других обязательных платежей организации;
− провести анализ налогов, сборов и других обязательных платежей по источникам их начисления;
− изучить факторный анализ налогов, сборов и других обязательных платежей организации
− дать оценку налоговой нагрузки организации и факторов, влияющих на ее величину;
− выявить и изучить резервы оптимизации налогообложения и возможности снижения налогового бремени;
− разработать рекомендации по использованию в анализе налогов, сборов и других обязательных платежей современных информационных технологий.
1 НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Экономическая сущность, закономерности развития и пути совершенствования системы налогообложения розничных торговых организаций
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.
Налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с возникновением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование с момента распада родоплеменного строя. Основная задача налогообложения — это обеспечить финансовые потребности государства. Однако этим роль налогов отнюдь не исчерпывается. Помимо выполнения чисто фискальной функции налоговый механизм используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, отраслевую и территориальную производственную структуру, состояние научно-технического прогресса и т.д. То есть налоги выполняют важнейшую функцию регулирования народного хозяйства страны. При выполнении общегосударственных функций важно не отнять у хозяйствующих субъектов стимула к продолжению и развитию их предпринимательской или иной профессиональной деятельности. Итак, налоги являются объективной необходимостью, поскольку обусловлены неотложными потребностями поступательного развития общества.
2 АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ, СБОРАМ И ДРУГИМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Анализ состава, структуры и динамики налогов, сборов и других обязательных платежей организации
Актуальность анализа расчетов Дрогичинского райпо по налогам и сборам обусловлена тем, что его результаты являются информационно-аналитическим обеспечением для принятия обоснованных управленческих решений при разработке налоговой политики организации. В условиях рыночных отношений анализ налоговых платежей позволяет выявить направления снижения налоговой нагрузки во взаимосвязи с экономической средой деятельности организации.
Целью анализа налогов и сборов является выявление направлений оптимизации налогов и сборов, оценка налоговой нагрузки и эффективности налоговой политики, контроль за полнотой расчетов организации с бюджетом и минимизация налоговых рисков.
Задачи анализа налогов и сборов:
1. Изучить состав, структуру и динамику налогов и сборов организации.;
2. Проанализировать налоги и сборы по группам в зависимости от источника их уплаты (отнесения): выручка, себестоимость, прибыль;
3. Изучить долю налогов в выручке, себестоимости, прибыли; сопоставить темпы изменения групп налогов с темпами изменения источников их уплаты (отнесения);
4. Проанализировать полноту расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам;
5. Изучить влияние факторов на изменение сумм основных налогов, как, в общем, так и в зависимости от источника их уплаты (отнесения);
6. Выявить резервы оптимизации налогообложения организации и оценить эффективность налоговой политики организации.
Основными источники информации анализа налогов и сборов Дрогичинского райпо являются: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, расшифровка расчетов по налогах и сборах, декларации (расчеты) по налогам и сборам.
Таким образом, при помощи анализа можно выявить наиболее эффективный метод налогообложения, при котором прибыль от деятельности будет наибольшей. Анализ налогов помогает сформировать полную и достоверную информацию о фактическом состоянии и движении капитала предприятия, его финансовом состоянии и производственном потенциале.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов бюджета, необходимых государству для выполнения соответствующих функций, а именно: социальной, оборонной, правоохранительной, дипломатической, управленческой, по развитию фундаментальной науки и других. Как составная часть экономических отношений налоги через финансовые отношения относятся к экономическому базису
В экономическом анализе наиболее часто в литературе выделяется несколько признаков классификации налогов и сборов, предназначенных для оценки налогов и сборов как доходов бюджета на макроуровне. На уровне организации налоги и сборы в основном анализируются по источникам уплаты (отнесения), в частности, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) включаемые в цену продукции (товаров, работ, услуг) (косвенные налоги); относимые на себестоимость продукции, управленческие расходы; уплачиваемые из прибыли.
Основными элементами налоговой системы (инструментами налогового регулирования) выступают:
– плательщики налогов (субъекты налогообложения);
– объекты налогообложения;
– налоговая база (база налогообложения);
– налоговый период;
– налоговая ставка;
– налоговые льготы;
– порядок исчисления;
– источник уплаты;
– порядок и сроки уплаты;
– санкции.
Методика анализа расчетов по налогам и сборам условно включает пять этапов. По результатам проведенного анализа налогов и сборов организации выявляются резервы снижения налоговой базы налоговых платежей или рассматриваются варианты снижения налоговой ставки за счет использования льгот, предоставляемых налоговым законодательством.
В настоящее время в состав Дрогичинского райпо входят 2 филиала: «Коопзаготпром», «Хозторг».
Потребительская кооперация района обслуживает 37,5 тысяч человек, из них сельских жителей - 21,2 тысячи человек.
Всего членов потребительского общества – более 5 тысяч человек. Численность работающих на 01.01.2019 - 646 человек.
Совокупный размер налогов в 2018 году составил 7843,3 тыс. руб. При этом, размер НДС составил 7689,4 тыс. руб. Налог на отходы в 2018 году был равен 41,3 тыс. руб. 46,3 тыс. рублей составлял подоходный налог. Налог на прибыль Дрогичинского райпо в 2018 году составил 54 тыс. руб. Отчисления в Белгосстрах эквиваленты 1,3 тыс. руб. Размер прочих налогов и сборов в анализируемом периоде составил 11 тыс. руб.
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. пособие для вузов / Л.Л. Ермолович, О.В. Головач, В.О. Зарецкий [и др.]; под ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Современная школа, 2010. 800 с.
2. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие для вузов / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. М.: ИНФРА-М, 2016. 214 с.
3. Бухгалтерский учет: учебник / П.Г. Пономаренко [и др.]; под общ. ред. П.Г. Пономаренко. – Минск: Выш.шк., 2013. – 543 с.
4. Горошко, Е. А. Учетная политика — 2019: дополняем и изменяем / Е. А. Горошко // Планово-экономический отдел. 2019. № 1. С. 38 46.
5. Давыденко, И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотов. М.: КНОРУС, 2016. 376 с.
6. Данилов, А. Д. Налоговая нагрузка в системе фискального регулирования финансовых потоков / А. Д. Данилов, Т. В. Паентко // Белорусский экономический журнал. – 2012. — № 3. — С. 113-120.
7. Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь и М-ва экономики Респ. Беларусь от 27 дек. 2011г. №140/206: в ред. постановления от 22.02.2016 г. №9/10) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
9. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. М.: КНОРУС, 2016. 720 с.
10. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / Е.Ф. Киреева [и др.]; под ред. Е.Ф. Киреевой. – Минск: БГЭУ, 2012. 447 с.
11. Налоги и системы налогообложения в Беларуси [Электронный ресурс] // Юридическая компания «Фемида»: – 2020. – Режим доступа: http:// www.femida.by/ index.php?page=se_nalog2
12. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2020.
13. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. 5-е изд. испр. и доп. – Минск: Выш. шк., 2008. – 320 с.
14. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ф. Киреева [и др.]; под ред. Е.Ф. Киреевой. – Минск: БГЭУ, 2012. – 447 с.
15. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З : в ред. Закона от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
16. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З : в ред. Закона от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
17. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки»: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 12.2013 г., № 80 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
18. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность»: постановление М-ва финансов Респ.Беларусь от 12.12.2016 г. № 104 (в ред. постановления от 22 дек. 2018г. №74) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
19. Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. №1672 (в ред. постановления от 22 января 2016 г. № 48) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
20. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] 2020. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001252_122016_1.pdf
21. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Е.М. Попов. – Минск: Выш.шк., 2011. – 272 с.
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. М.: ИНФРА-М, 2015. 519 с.
23. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2018 [электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http://belstat.gov.by
24. Управление налогами в финансовой системе организации: состояние и развитие: монография / Г.А. Якубенко [и др.]; под ред. Г.А. Якубенко. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011. – с. 213.
25. Финансы и финансовый рынок: учебник / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. 415 с.