Транспорт является одной из весьма важных отраслей материального производства. Перемещение людей и грузов - жизненная потребность общества. В своей деятельности транспорт, особенно автомобильный, связан со сферами производства, обращения и потребления. В первом случае он в роли внутрицехового и внутризаводского транспорта непосредственно участвует в процессе производства, перемещая сырье, полуфабрикаты и продукцию внутри предприятия. Во втором случае в силу того, что продукт только тогда готов, когда заканчивает свое передвижение из сферы производства в сферу потребления, транспорт является продолжением процесса производства в пределах обращения, а, выступая в роли внешнего транспорта, он обслуживает пространственные экономические связи.
Автотранспорт - материальная основа процесса обращения, в котором перемещение грузов является одновременно и производственным процессом, и продукцией. Продукция автотранспорта измеряется тонно-километрами или пассажиро-километрами, представляющими произведение количества перемещенных тонн груза или числа пассажиров на расстояние в определенный период времени.
Производственные процессы автотранспортного и любого другого предприятия резко отличаются друг от друга. Автотранспорт не имеет дела с сырьем; предмет его труда - груз - поступает на транспорт извне в готовом виде, и никаких новых продуктов при этом не издается. Но, как и любая отрасль материального производства, он создает новые стоимости. Изменение потребительной стоимости автотранспортного предмета труда вызывается материальным изменением его положения в пространстве.
Автотранспортный процесс, или процесс перевозок, состоит из трех основных элементов:
- погрузка грузов или посадка пассажиров на подвижной состав в пунктах отправления;
- перемещение (передвижение) грузов и пассажиров по дорогам между пунктами отправления и назначения;
- выгрузка грузов или высадка пассажиров в пунктax назначения.
Автотранспорт при любой форме собственности имеет присущую ему организацию, располагая основными и оборотными средствами. Осуществление автомобильных перевозок связано с расходами автомобильного топлива и смазочных материалов, выплатой заработной платы и другими расходами.
Управление деятельностью организации невозможно без наличия необходимой информации о состоянии управляемого объекта, его взаимоотношениях с внешней средой. В таком понимании экономическая информация является основой процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
Все этапы и стадии управленческой деятельности связаны с использованием учетно-аналитической информации. Без наличия необходимой информации невозможно определить цели управления, оценить производственную ситуацию, принять соответствующее решение и осуществлять контроль за его выполнением.
Информация, формируемая в управленческом учете, обеспечивает систему управления необходимыми данными для ее функционирования, использование которой позволяет уменьшить степень риска и неопределенности в рыночных условиях хозяйствования.
Любые формы организации управленческого учета свидетельствуют о необходимости выделения в самостоятельный участок учетной работы измерение производственных затрат и результатов деятельности организации и ее структурных подразделений. Именно соотношение затрат и результатов деятельности организации свидетельствует об эффективности управления.
В условиях рыночной экономики значительно усложнился процесс управления деятельностью организации. Субъекты хозяйствования получили полную самостоятельность. Хозяйственная самостоятельность позволяет организациям определять формы организации и управления производством, вид деятельности, рынки сбыта продукции и т.п. Финансовая самостоятельность организации обязывает руководителей и менеджеров разрабатывать финансовую стратегию, политику ценообразования, находить партнеров по бизнесу, пути и методы обеспечения устойчивого финансового состояния организации. В связи с этим возникают новые и более сложные задачи, стоящие перед системой бухгалтерского учета. Действующая система бухгалтерского учета и отчетности на сегодня не может удовлетворять требованиям управления деятельностью организаций в условиях рыночных экономических отношений.
Затраты Стародорожского райпо на выполнение перевозок грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных услуг, выраженные в денежной форме, представляют собой себестоимость перевозок, работ, услуг.
Себестоимость является обобщающим показателем, отражающим все стороны производственной деятельности Стародорожского райпо, характеризующим эффективность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Она непосредственно отражается на уровне прибыли автотранспортного предприятия: чем ниже себестоимость, тем больше прибыль.
Все виды затрат, которые требуются Стародорожскому райпо для выполнения перевозок грузов и пассажиров, относятся на себестоимость. Бухгалтерия Стародорожского райпо так организовала учет себестоимости автомобильных перевозок, чтобы можно было своевременно получить отчетные калькуляции, в которых отражаются все отклонения от нормативных расходов на перевозки.
Объектами учета затрат на производство являются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, израсходованные на осуществление транспортного процесса, работ и услуг.
Объектами калькулирования себестоимости автомобильных перевозок, работ и услуг является продукция, изготовленная в результате осуществления производственного процесса.
Учет производственной и хозяйственной деятельности внутренних подразделений Стародорожского райпо базируется на оперативно-техническом, статистическом и бухгалтерском учете. Основанием для учета выполнения финансовых заданий является первичная документация, оформляемая по автоколоннам, бригадам и отдельным автомобилям. Фактические затраты подразделений относятся непосредственно на их счета и отражаются в аналитическом учете расходов на перевозки так, чтобы данные бухгалтерского учета стали непосредственной основой для оценки работы подразделений.
Проведенные нами исследования по организации учета и калькулирования себестоимости автогрузоперевозок на материалах Стародорожском райпо показали, что учет затрат и калькулирование себестоимости выполненных работ ведется в соответствии с методологией их учета и принятой на предприятии учетной политикой.
Объектом исследования курсовой работы выступило Стародорожское райпо. Оно создано 26 января 1993 года.
В состав райпо входят правление райпо, ОСП «Райкоопзаготпромторг», ОСП «Комбинат кооперативной промышленности», ОСП «Автобаза», ОСП «Ремонтно–строительный участок».
Удельный вес товарооборота Стародорожского райпо сократился на 2,6% по сравнению с 2015 годом и в 2016 году составил 28,8%. Это свидетельствует о более низких темпах роста розничного товарооборота Стародорожского райпо по сравнению с темпами роста розничного товарооборота всех торгующих систем района.
Товарооборот Стародорожского райпо в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 1637 тыс. р. Товарооборот по пищевым продуктам, напиткам и табачным изделиям в 2016 году по с 2015 годом увеличился на 1697 тыс. р. В 2016 году по сравнению с 2015 г. он сократился на 61 тыс. р.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается ускорение товарооборачиваемости по Стародорожскому райпо на 2,3 дня. В 2016 году по сравнению с 2015 годом произошло ускорение товарооборачиваемости по пищевым продуктам, напиткам и табачным изделиям на 2,3 дня, по непродовольственным же товарам, наоборот, произошло замедление на 20,3 дня. Причиной ускорения товарооборачиваемости по пищевым продуктам, напиткам и табачным изделиям послужил ритмичный, равномерный завоз товаров соответствующий спросу населения. Причинами замедления товарооборачиваемости по Стародорожскому райпо в целом, а также по непродовольственным товарам послужили: завоз товаров по объему, значительно превышающему спрос; завоз товаров не соответствующий спросу по качеству, ассортименту и срокам поставки товаров.
Основными моментами организации как грузовых, так и пассажирских перевозок являются: установление деловых (договорных) взаимоотношений между транспортными предприятиями и клиентурой, составление плана перевозок и его выполнение, организация линии и учет работы.
1 Анищенко Н. Результаты инвентаризации необходимо правильно отразить в бухгалтерском учете. / Н. Анищенко // Главный бухгалтер. – 2016. – № 38 . – С. 19–26.
2 Акулич, Ю. И. Бухгалтерский учет: учеб. пособ. / Ю. И. Окулич, И. Н. Бурцева ; под общ. ред. О. А. Левковича. – Минск: Дикта, 2003. – 368 с.
3 Астахов, В.П. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособ. / В. П. Астахов – Ростов на Дону,: Дон, 2011. – 605 с.
4 Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник для вузов по экон. спец. / Ю. А. Бабаев – Минск: ЮНИТИ, 2010. – 391 с
5 Бабына В.Ф. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / В.Ф. Бабына, Т.И. Панова, З.И. Одуло [и др.]; под общ. ред. В.Ф. Бабыны. – Мн.: Высш. шк., 2002. – 245 с.
6 Базылев, Н. И. Экономическая теория: учеб. пособ. для студ. неэкон. спец. вузов / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Минск: Книжный дом, 2005. – 319 с.
7 Горфинкель, В. Я. Экономика организаций (предприятий): учебник / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар. – Минск: ЮНИТИ–ДАНА. – 2014. – 608 с.
8 Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета министров Республики Беларусь 04.05.1998 г. № 694 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
9 Гражданский Кодекс Республики Беларусь , 07.12.1998 г. № 218–З (в редакции от 26.12.2008 г. № 301–З) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
10 Ильин, А.И. Экономика предприятия: учеб. пособ. / А.И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2007 –236 с.
11 Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
12 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
13 Кобзик, Е.Г. Бухгалтерский учет и аудит: курс лекций / Е.Г. Кобзик. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2013. – 369 с.
14 Кутер, М.И. Теория бухгалтерского учета: учебник/М. И. Кутер – Минск: Финансы и статистика , 2008. – 592 с.
15 Ладутько, Н.И. Бухгалтерский учет : практ. пособ. / Н. И. Ладутько. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 832 с.
16 Левкович, О. А. Бухгалтерский учет: учеб. пособ. / О. А. Левкович – Минск: Амалфея, 2005. – 800 с.
17 Любушин, Н. П. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособ. / Н. П. Любушин – Минск : ЮНИТИ, 2010. – 294 с.
18 Малькова, Т.Н. Теория и практика международного бухгалтерского учета: учеб. пособ. / Т. Н. Малькова – СПб.: Издательский дом «Бизнес–пресса», 2015. – 336 с.
19 Михалкевич, А.П. Бухгалтерский учет на предприятиях зарубежных стран: учеб. пособ../А. П. Михалкевич – Минск: ООО Мисанта, 2012.–186 с.
20 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 19 декабря 2002 г. № 166–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 225–З) // Главный бухгалтер. – 2003. – № 43. – С. 5–41.
21 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 57–З (в редакции Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268–З) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов: утв. Постановлением Мин–ва финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (с доп. и изм. от 31декабря 2013 г. № 96) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
23 Кожарский, В. В. Бухгалтерский учет, анализ и аудит : учеб.–практ. пособие / В.В. Кожарский. Н. В. Кожарская ; под ред. В. В. Кожарского. –Минск : Экоперспектива, 2015. –318 с.
24 Об установлении норм расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование: Постановление министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 07.02.2011 № 6 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
25 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов :Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 г. № 133 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
26 Об утверждении перечня комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов, других изделий, лома и отходов, извлечение драгоценных металлов из которых экономически нецелесообразно: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2007 № 120 (в редакции от28.04.2010 № 54.) // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
27 Павлович, Т.П. Организация учета и аудита: учеб. пособ. / Т. П. Павлович – Гомель, БелГУТ, 2003. –268 с.
28 Плотницкий, М.И. Курс экономической теории: учеб. пособ. / М.И. Плотницкого – Минск: «Интерпрессервис», 2013 . – 496 с.
29 Пономаренко, П.Г. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учеб. пособ. / П.Г. Пономаренко – Минск: Выш. школа, 2012. – 527с.
30 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
31 Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 607 с.
32 Стражева, Н.С. Бухгалтерский учет: учеб. пособ. /Н.С. Стражева, А.В. Стражев. – 12–е изд., перераб. и допол. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 672.
33 Шунько, И. Бухгалтерский учет и международные стандарты финансовой отчетности /И. Шунько , А. Крупнова // Финансы. Учет. Аудит. – 2015. – № 2. – С. 28–32.