ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА
1.1 Понятие, сущность и структура системы национальных счетов
1.2 Система национальных счетов: история создания и развития
Глава 2. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА
2.1 Основные понятия и классификации СНС
2.2 Основные показатели оценки национального продукта
ГЛАВА 3. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ
3.1 СНС в Республике Беларусь как статистическая модель национальной экономики
3.2 Анализ основных показателей системы национальных счетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Переход Республики Беларусь, как и других стран СНГ, к рыночным отношениям потребовал коренной перестройки статистики и бухгалтерского учета. Необходимо было изучить систему статистических показателей, используемых в рыночной экономике, освоить методологию их расчета, освоить практический опыт, накопленный экономически развитыми странами и внедрить международные стандарты, применяемые в статистике и бухгалтерском учете. Все это легло в основу принятой правительством в 1992 году республиканской программы перехода на систему учета и статистики, принятой в международной практике.
В ходе решения данной проблемы на макроуровне специалисты в области национальных счетов условно разделились на два направления. Если одно из них допускает модификацию существующей первичной отчетности институциональных единиц и, так сказать, вход в СНС путем простого агрегирования ее данных, то другое направление не позволяет интегрировать первичную отчетность институциональных единиц в систему СНС. В то же время представители последних аргументируют свою позицию наличием достаточно серьезных различий в определении важнейших показателей в финансовой отчетности институциональных единиц и СНС.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что национальное счетоводство является основным источником информации о произведенном продукте, национальном богатстве, национального дохода, внешних связей. Формирование и систематизация данных показателей позволяет планировать и прогнозировать экономическую ситуацию в стране.
Целью курсовой работы является исследование истории и практики национального счетоводства.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты национального счетоводства;
- рассмотреть основные классификации и показатели систем национального счетоводства;
- рассмотреть систему национальных счетов в Республике Беларусь и её показатели.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА
1.1 Понятие, сущность и структура системы национальных счетов
Система национальных счетов, созданная каждой страной в соответствии с общепринятыми международными стандартами, обеспечивает систему критериев, по которым можно оценивать результаты экономической деятельности, сравнивать их во времени и пространстве.
Экономика страны постоянно меняется, поэтому меняются производственные и непроизводственные фонды, запасы и резервы. Использование различных методов анализа характеристик общественного производства привело к существованию альтернативных систем национального учета: баланса народного хозяйства (БНХ) и системы национальных счетов (СНС) как систем взаимосвязанных экономических показателей, представленных в специальных форма в виде таблиц или счетов, или их комбинаций. Они представляют собой модели годового экономического оборота на макроэкономическом уровне, но отличаются критериями систематизации.
Системе национальных счетов предшествовала разработка межотраслевых балансов национальной экономики. Межотраслевой баланс представляет собой «шахматную таблицу» отраслей, в которой по вертикали показаны материальные затраты на производство продукции определенного сектора экономики, а количество продукции, переданное из этой отрасли в другие отрасли для производственных нужд и конечное потребление продукции отрасли показаны горизонтально. В зарубежных странах балансовые структуры в виде СНС начали формироваться после мирового кризиса 1929-1933 годов. Баланс народного хозяйства имеет более богатую историю, чем СНС. Модель БНХ впервые была построена в 1923–24 годах и была опубликована в 1926 году. Концепции СНС в то время еще не существовало, публикации советских статистиков вызвали большой интерес и послужили предметом изучения и обсуждения. В это время на Западе обсуждались только возможные подходы к построению СНС, а в СССР уже регулярно строилась модель того же назначения, но выполненная в другом исполнении. До 1953 года БНХ составлялись нерегулярно, и это были нетрадиционные расчеты, которые отличались друг от друга. После 1953 г. ситуация изменилась, и балансовые расчеты стали регулярными [1, с. 38]
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМ НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА
2.1 Основные понятия и классификации СНС
Одна из фундаментальных идей СНС – систематизация информации для определения общей картины и основных результатов экономического процесса и структуры экономики. Для этого создаются и используются стандартные группировки (классификации) по наиболее важным аспектам экономики, которые позволяют идентифицировать любой субъект и любую экономическую операцию как часть единого процесса или состояния макроэкономики.
В СНС вся информация упорядочена по основным классификациям [11, с. 63]:
- классификация институциональных единиц по секторам экономики;
- классификация видов экономической деятельности по отраслям экономики;
- классификация хозяйственных операций;
- классификация активов и обязательств;
- классификация основной продукции (товаров и услуг);
- классификация индивидуального потребления по назначению;
- классификация функций государственных органов;
- классификация налогов и субсидий.
Рассмотрим эти классификации.
Классификация институциональных единиц по секторам экономики позволяет сгруппировать их в соответствии с двумя критериями: функциями, которые они выполняют в экономическом процессе, и методом финансирования затрат. Единицей классификации является так называемая институциональная единица, то есть экономический субъект, который владеет активами и распоряжается ими, принимает на себя обязательства от своего имени, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. Согласно принятым критериям СНС выделяет пять секторов [13, с. 112]:
- сектор нефинансовых корпораций;
- сектор финансовых корпораций;
- сектор государственного управления;
- сектор домашних хозяйств;
ГЛАВА 3. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ
3.1 СНС в Республике Беларусь как статистическая модель национальной экономики
В СНС Беларуси используются следующие счета:
- счет товаров и услуг – отражает общие ресурсы товаров и услуг и их направления использования в рамках национальной экономики;
- счет производства – отражает операции по производству благ;
- счет образования доходов – отражает распределительные операции, вытекающие из процесса производства;
- счет распределения первичных доходов – отражает распределение доходов, полученных от производственной деятельности, а также доходов от собственности между резидентами;
- счет вторичного распределения доходов – отражает формирование валового национального располагаемого дохода в результате движения трансфертов между национальной экономикой и внешним миром;
- счет перераспределения доходов в натуре – отражает процесс перераспределения социальных трансфертов в натуральном выражении, предоставляемых домохозяйствам государственными учреждениями и некоммерческими организациями;
- счет использования располагаемого дохода – отражает распределение располагаемого дохода домохозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций между конечным потреблением и сбережением;
- счет использования скорректированного располагаемого дохода – отражает распределение скорректированного валового национального располагаемого дохода домохозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций между фактическим конечным потреблением и сбережением;
- счет операций с капиталом – отражает финансирование валового накопления основного капитала и изменение запасов материальных оборотных средств, включая капитальные трансферты между секторами национальной экономики и остальным миром;
- счет остального мира – отражает операции между резидентами данной страны и ее нерезидентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономика страны постоянно меняется, поэтому изменяются и производственные и непроизводственные фонды, материальные запасы и резервы. Использование различных методов анализа характеристики общественного производства привели к существованию альтернативных систем национального счетоводства: баланс народного хозяйства (БНХ) и система национальных счетов (СНС) как систем взаимосвязанных экономических показателей, представленных в особой форме в виде таблиц или счетов, или в сочетании тех и других. Они являются моделями годового экономического оборота на макроэкономическом уровне, но отличаются критериями систематизации.
Система национальных счетов (СНС) – это система статистических данных о состоянии и динамике экономики в соответствии с принципами, применяемыми в бухгалтерском учете.
Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП), который характеризует стоимость конечных товаров и услуг (в ценах конечного покупателя), произведенных резидентами данной страны за тот или иной период времени.
С 1 января 2016 года в Республике Беларусь в статистическую практику введен международный стандарт СНС-2008. Ранее построение национальных счетов Республики Беларусь осуществлялось на основании стандарта СНС-93.
ВВП Беларуси в 2019 году составил 131 952 млн. руб., при этом с 2017 года наблюдается его ежегодный рост в сопоставимых ценах. Так, в 2017 году объем ВВП в сопоставимых ценах вырос на 2,5 %, в 2018 – на 3 %, а в 2019 – на 1,2 %.
ВВП на душу населения в 2019 году составил 14 011 рублей. В сопоставимых ценах ВВП на душу населения имеет схожую динамику с самим показателем ВВП.
Большую долю в структуре ВВП занимает сфера производства: в 2016 – 48,5 %, в 2017 – 47,7 %, в 2018 – 47,8 %, в 2019 – 48,8 %. Удельный вес доли сферы услуг в 2016 году составил 37,9 %, в 2017 – 39,1 %, в 2018 – 37,9 %, в 2019 – 38,1.
Наибольший удельный вес в структуре ВВП занимает промышленность, чья доля в 2016 году составила 25,3 %, в 2017 - 26,2 %, в 2018 – 26 %, в 2019 – 25,7 %. Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов в структуре ВВП занимает следующие удельные веса: в 2016 – 11 %, в 2017 – 10,4 %, в 2018 – 10 %, в 2019 – 9,4 %.
1. Аникина, Ж. П. Макроэкономика (продвинутый уровень) : конспект лекций Ж. П. Аникина. – Минск : БГУ, 2019. – 91 с.
2. Бродский, Б. Е. Макроэкономика. Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – М.: Магистр, 2018. – 336 с.
3. Вечканов, Г. С. Макроэкономика : учебник для бакалавров и магистрантов / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – Санкт-Петербург.: Питер, 2017. –446 с
4. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: соц-экон. аспект: курс лекций / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2016. – 544 с.
5. Макроэкономика : учебник для бакалавриата и специалитета / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 527 с.
6. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
7. Макроэкономика: учебное пособие / Под ред. В. А. Воробьева, А. М. Филипцова. – Минск: БГЭУ, 2017. – 189 c.
8. Мясникович, М. В. Эволюционные трансформации экономики Беларуси / М.В. Мясникович. – Минск : Беларуская навука, 2016. – 321 с.
9. Мясникович, М. В. Актуальная повестка развития белорусской экономики в условиях интеграции / М.В. Мясникович. – Минск : Беларуская навука, 2017. – 278 с.
10. Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 01.08.2016 № 604 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
11. Национальное счетоводство: учебное пособие / П.М. Килин. – Тюмень : Тюм ГНГУ, 2015. – 188 с.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
13. Николаева, И. П. Экономическая теория : учебник / И. П. Николаева. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2017. — 328 с.
14. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 15.12.2015 г. № 466 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
15. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by.
16. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами : учебное пособие для вузов / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 384 с.
17. Симкина, Л. Г. Макроэкономика : учебное пособие / Л.Г. Симкина. — 2-е изд., стер. — Москва : КНОРУС, 2018. — 336 с.