ВВЕДЕНИЕ
1 ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТРАНСПОРТА. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
1.1 Задачи и цели налогового планирования на предприятиях транспорта. Сущность и классификация налогов
1.2 Налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг)
1.3 Налоги, уплачиваемые из выручки
1.4 Налоги уплачиваемы из прибыли
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ООО «ПРИМВЭЙ»
2.1 Анализ структуры и динамики налогов и других обязательных платежей ООО «Примвэй»
2.2 Анализ налоговой нагрузки и факторов, ее определяющих ООО «Примвэй»
3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
3.1 Пути оптимизации налоговой нагрузки
3.2 Подсчет и обобщение резервов снижения налоговой нагрузки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, основным источником доходов государства и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Законодательно налогообложение в Республике Беларусь исходит из конституционного положения о том, что каждое лицо обязано принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56 Конституции Республики Беларусь). Налоги, как и вся налоговая система, являются инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Рыночные преобразования в Республике Беларусь активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения, государственного налогового менеджмента и создали позитивные условия для воздействия на параметры налогообложения самими налогоплательщиками, обусловили необходимость развития налогового менеджмента и, соответственно, анализа расчетов организации по налогам и сборам. На сайте Министерства экономики Республики Беларусь отмечено, что Республика Беларусь заняла 37-е место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2019». По оценке Всемирного банка с 2005 года (отчет «Ведение бизнеса 2006») в нашей стране проведено 39 реформ по улучшению деловой среды, в том числе 2 из них засчитаны в этом году. Вместе с тем, требует совершенствования такая сферы деятельности, как «Налогообложение».
На сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь отмечено, что в Республике Беларусь ведется упрощение методологии исчисления налогов и отчислений в ФСЗН и расширение сферы и качества оказания электронных услуг, что является основным резервом для дальнейшего продвижения в рейтинге. В Республике Беларусь активно проводятся налоговые реформы, связанные с внедрением мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки субъектов хозяйствования, расходов по налоговому администрированию, времени на расчет и уплату налогов, в частности, за счет электронного декларирования, что также учитывают эксперты Всемирного банка. Все эти налоговые реформы направлены на совершенствование процесса управления налогами. Экономический анализ, наряду с планированием и бухгалтерским учетом, является одним из основных составляющих управления, в общем, и управления налогами и сборами, в частности.
Вся вышеизложенная информация обуславливает актуальность темы курсовой работы «Анализ налогов и сборов».
В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. обозначено, что для достижения обозначенных стратегических целей потребуется существенно повысить эффективность использования бюджетных средств и усилить «зеленый» вектор бюджетных расходов [17]. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы обозначено, что бюджетно-налоговая политика в текущей пятилетке будет направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и их концентрацию на приоритетных направлениях социально – экономического развития, дальнейшую оптимизацию налоговой системы. Для выполнения мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств необходимо провести тщательный экономический анализ [27].
1 ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТРАНСПОРТА. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
1.1 Задачи и цели налогового планирования на предприятиях транспорта. Сущность и классификация налогов
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.
Налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с возникновением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование с момента распада родоплеменного строя. Основная задача налогообложения — это обеспечить финансовые потребности государства. Однако этим роль налогов отнюдь не исчерпывается. Помимо выполнения чисто фискальной функции налоговый механизм используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, отраслевую и территориальную производственную структуру, состояние научно-технического прогресса и т.д. То есть налоги выполняют важнейшую функцию регулирования народного хозяйства страны..
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов бюджета, необходимых государству для выполнения соответствующих функций, а именно: социальной, оборонной, правоохранительной, дипломатической, управленческой, по развитию фундаментальной науки и других. Как составная часть экономических отношений налоги через финансовые отношения относятся к экономическому базису [15, с. 12-15].
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ООО «ПРИМВЭЙ»
2.1 Анализ структуры и динамики налогов и других обязательных платежей ООО «Примвэй»
ООО «Примвэй» это динамично и стабильно развивающееся автотранспортное предприятие, которое с 1999 года занимается международными автомобильными перевозками и на сегодняшний день является одним из ведущих транспортно-экспедиционных предприятий на рынке автоперевозок в России и Беларуси.
ООО «Примвэй» занимается перевозкой грузов из европейских стран (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Чехия, Италия, Польша, Франция, Швейцария) в страны СНГ: Россия, Казахстан, Беларусь, а также в обратном направлении: из СНГ в Европу.
ООО «Примвэй» постоянное обновляет парк транспортных средств. Транспортный парк ООО «Примвэй» состоит из 400 современных автомобилей SCANIA, VOLVO, RENAULT. Объем грузового пространства полуприцепов составляет 86-100м3. Помимо стандартных тентовых полуприцепов ООО «Примвэй» располагает также седельными полуприцепами S. CS UNIVERSAL со сдвигаемым боковым тентом, разработанным на основе технологии безопасности TAPROS Safety Technology, что обеспечивает максимальную защиту перевозимых грузов от хищений.
В состав транспортного парка также входят 40 автопоездов, изотермические полуприцепы которых оборудованы холодильными установками нового поколения Carrier Vector 1550 и Thermo King в температурном диапазоне от -20оC до +20оC с возможностью загрузки в 2 яруса. Для перевозок нестандартных грузов имеется спецтехника от крупнейшего европейского производителя Nooteboom. Автомобили соответствуют самым строгим экологическим стандартам EURO 4 и EURO 5, оборудованы для перевозки опасных грузов, а водители предприятия прошли соответствующее обучение и имеют удостоверение АДР европейского образца.
У ООО «Примвэй» также имеется собственная сервисная мастерская, в которой ремонтируются автомобили организации.
В таблице 1.2, используя данные бухгалтерского баланса (приложение А) рассчитаем показатели платежеспособности ООО «Примвэй» в 2018 году рекомендованные Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования [12] и сравним их с отраслевыми критериями, указанными в постановлении Совета Министров Республики Беларусь «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» [26].
3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
3.1 Пути оптимизации налоговой нагрузки
Рассмотрим возможности использования налоговой и учетной политики для целей оптимизации налоговых платежей. В частности, учтенная политика предусматривает выбор вариантов оценки запасов, амортизации и др.
Налоговая политика регламентирует методические аспекты налогового учета, а учетная политика – бухгалтерского учета.
Про налоговый учет в учетной политике организации указано, что он ведется в соответствии с методическими основами и правилами, установленными Налоговым кодексом Республики Беларусь и другими нормативными документами, принятыми в области налогового законодательства.
Учетная политика ООО «Примвэй» утверждена приказом руководителя на 2019 год и содержит методические аспекты бухгалтерского и налогового учета.
Согласно п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 г. № 133 (с изм. и доп. от 30.04.2012 г. № 26) при отпуске запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО). Применение метода оценки запасов по себестоимости каждой единицы позволяет формировать наиболее объективную себестоимость и, по конечным финансовым результатам, похож на метод оценки запасов по средней себестоимости. Метод оценки запасов по себестоимости каждой единицы предпочтителен при небольшой номенклатуре используемых в производстве запасов, а метод оценки запасов по средней себестоимости предпочтителен, если с учетом технологических особенностей затруднительно применение других методов, например, при большом разнообразии используемых в производстве сырья, материалов. Метод ФИФО позволяет увеличить конкурентоспособность продукции по ценовому фактору.
В ООО «Примвэй» в учетной политике закреплен линейный способ начисления амортизации. Вместе с тем, для транспортных средств рассмотрим возможность применения ускоренной амортизации с точки зрения налоговой оптимизации.
Амортизация основных средств (и нематериальных активов) является одним из важнейших элементов себестоимости, которая позволяет управлять суммой налога на недвижимость и налога на прибыль.
Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26, организация самостоятельно определяют способы и методы начисления амортизации: для объектов, используемых в предпринимательской деятельности линейным, нелинейным, производительным способами; для объектов, не используемых в предпринимательской деятельности линейным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1 Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь. Налоговая система Республики Беларусь уже сформировалась к текущему периоду времени, налоговое законодательство регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь. Республика Беларусь активно проводила налоговые реформы по снижению своей налоговой нагрузки и совершенствованию налогового администрирования, которые были отмечены мировым сообществом.
2 Объектом исследования в курсовой работе является хозяйственная деятельность ООО «Примвэй». До 2017 года ООО «Примвэй» имело название ООО «ВЕСТИНТЕРТРАНС». Основным видом деятельности ООО «Примвэй» являются грузоперевозки автомобильным транспортом, преимущественно международные.
По результатам финансово-хозяйственной деятельности ООО «Примвэй» за 2017-2019 году сделаны следующие выводы:
− все показатели платежеспособности соответствуют отраслевым нормативам. Это свидетельствует о том, что ООО «Примвэй» в 2017-2018 годах являлось платежеспособной и эффективно функционирующей организацией.
3 ООО «Примвэй» уплачивало в изучаемом периоде следующие налоговые платежи: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог, отчисления в фонд социальной защиты населения, прочие налоги и сборы (платежи по внешнеэкономической деятельности).
По результатам анализа налогов и сборов ООО «Примвэй» сделаны следующие выводы:
− сумма уплаченных налогов, сборов (пошлин) и отчислений ООО «Примвэй» в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась на 2102 тыс. р. или на 7,4 %;
− основную долю в общей сумме уплаченных налогов, сборов (пошлин и 8отчислений занимает НДС, в 2018 году – 45,78 %, а в 2019 году – 54,19 %. Следующий по доле идут отчисления в Фонд социальной защиты населения, 41,60 % в 2018 году и 31,51 % в 2019 году. Также значительную долю занимают налог на недвижимость, 5,77 % в 2018 году и 5,67 % в 2019 году, налог на прибыль, 3,98 % в 2018 году и 3,90 % в 2019 году. Остальные налоги составляют менее 1,5 %;
1 Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. М.: ИНФРА-М, 2016. 214 с.
2 Адаменкова, С.И. Налогообложение: теория и практика: учеб. - метод. пособие / С. И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л.И. Тарарышкина. - Минск: Элайда, 2017. - 306 с.
3 Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И. М. Александров. - изд. 8-е, перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2017. - 317 с.
4 Бабаев, Ю. А. Расчеты организации. Учет, налогообложение, управление / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2018. - 336 c.
5 Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 288 c.
6 Бухгалтерский учет: учебник / П.Г. Пономаренко [и др.]; под общ. ред. П.Г. Пономаренко. – Минск: Выш.шк., 2013. – 543 с.
7 Викторова, Н.Г. Управление налогообложением и налог. рисками.: Монография / Н.Г. Викторова. - М.: Инфра-М, 2017. - 286 c.
8 Власова, М.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М.С. Власова, О.В. Суханов. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
9 Воеводина, Н.А. Некоммерческие организации: правовой статус, бухгалтерский учет, налогообложение и новые возможности. / Н.А. Воеводина, А.А. Вяльшина, Т.Л. Ермак. - М.: Омега-Л, 2018. - 255 c.
10 Головачев, А.С. Налогообложение: учебник / А.С. Головачев, Л.П. Пацкевич. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. - 132 с.
11 Горошко, Е. А. Учетная политика — 2019: дополняем и изменяем / Е. А. Горошко // Планово-экономический отдел. 2019. № 1. С. 38 46.
12 Давыденко, И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов / И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотов. М. : КНОРУС, 2016. 376 с.
13 Данилов, А. Д. Налоговая нагрузка в системе фискального регулирования финансовых потоков / А. Д. Данилов, Т. В. Паентко // Белорусский экономический журнал. – 2014. — № 3. — С. 113-120.
14 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
15 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. М. : КНОРУС, 2016. 720 с.
16 Лытнева, Н.А. Налоговый анализ в сфере предпринимательства: показатели и методика / Н.А. Лытнева, Н.В. Парушина // Аудитор. – 2014. – № 12. – С. 50-58.
17 Налоги и налогообложение : учеб. пособие для вузов / Е.Ф. Киреева [и др.] ; под ред. Е.Ф. Киреевой. – Минск : БГЭУ, 2012. 447 с.
18 Налоги и системы налогообложения в Беларуси [Электронный ресурс] // Юридическая компания «Фемида»: – 2019. – Режим доступа: http:// www.femida.by/ index.php?page=se_nalog2
19 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. №4. 99 с.
20 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З : в ред. Закона от 30 дек. 2018 г., №159-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
21 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З : в ред. Закона от 30 дек. 2018 г., №159-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
22 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» : постановление М-ва финансов Респ. Беларусь от 10 12.2013 г., № 80 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
23 Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность» : постановление М-ва финансов Респ.Беларусь от 12.12.2016 г. № 104 : в ред. постановления от 22 дек. 2018г. №74 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
24 Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь и М-ва экономики Респ. Беларусь от 27 дек. 2011г. №140/206 : в ред. постановления от 22.02.2016 г. №9/10// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
25 Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. №1672 : в ред. постановления от 22 января 2016 г. № 48 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
26 О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь за 2018 год / Налоговая нагрузка на экономику /Аналитика // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2019 – Режим доступа : http://www.nalog.gov.by
27 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] 2019. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001252_122016_1.pdf
28 Петрыкин А.А. Практический комментарий к международным соглашениям об избежании двойного налогообложения / А.А. Петрыкин. - М.: Вершина, 2015. – 184 с.
29 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК : учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. М. : ИНФРА-М, 2015. 519 с.
30 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2018 [электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/– Дата доступа: 15.10.2020.
31 Управление налогами в финансовой системе организации: состояние и развитие: монография / Г.А. Якубенко [и др.]; под ред. Г.А. Якубенко. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011. – с. 213.
32 Финансы и финансовый рынок : учебник / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск : БГЭУ, 2016. 415 с.
33 Якубенко, А. В. Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь на основе оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения / А. В. Якубенко, Г. А. Якубенко // Молодежь для науки и кооперации: разработки и перспективы : сборник научных статей IV международного форума молодых ученых, Гомель — Милоград, 13—15 мая 2015 г. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под науч. ред. Н. А. Снытковой. - Гомель, 2018. - С. 181—184.