ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты логистики в развитии экономики
1.1. Понятие логистики. История
1.2. Развитие логистической деятельности в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. Анализ использования логистического подхода организациями в Республике Беларусь
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Характеристика логистической системы организации
ГЛАВА 3. Пути совершенствования логистической деятельности организаций Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире для любого государства одной из самых главных задач является построение устойчивой социально- и экспортно-ориентированной рыночной экономики, обеспечение стабильного и интенсивного экономического роста в рамках отдельных предприятий, а также государства в целом. Курс на построение социально-ориентированной рыночной экономики в республике требует все более активного использования современных систем управления, одной из которых является логистика. Логистика — это наука об управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в производственно-экономических системах. Ее целью выступает достижение тактических и стратегических задач хозяйственной деятельности на основе оптимизации потоковых процессов и достижения эффективности этой деятельности с точки зрения удовлетворения требований конечных потребителей, снижения общих затрат во всей цепи «поставщик — потребитель» и повышения качества продуктов и услуг.
Логистика играет важную роль в повышении экономического роста промышленных организаций, нацеленных на рациональное хранение, маркетинг и транспортировку грузов, а также минимизацию затрат, связанных с хранением и транспортировкой. Использование логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень сервиса. Логистическая система является основой экономической стратегии компании и рассматривается как управленческая логика для реализации финансового и кадрового планирования, размещения и контроля, когда логистика используется как инструмент конкуренции. Такой подход обеспечивает тесную координацию маркетинговой логистики и организационной стратегии компании.
Необходимость применения логистики для экономики Республики Беларусь обуславливается географическим положением, выгодным для транзита и экспорта. Особенно важно для нашей страны, которая в полной мере не обеспечена собственными энергоресурсами и сырьем для предприятий основной части отраслей народного хозяйства, чтобы логистика стала приоритетной отраслью экономики, так как Беларусь является основным транспортным мостом между Европейским Союзом и Российской Федерацией, странами Прибалтики и Украиной. Выгоды, получаемые транзитной страной, прежде всего, состоят в обеспечении денежных поступлений в виде оплаты транспортных и сопутствующих услуг (как логистического, так и придорожного сервиса). В страны с высоким транзитным потенциалом направляются инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, внедрение современных транспортных технологий. Более того, транзит является надежным средством усиления влияния страны на международной арене.
Глава 1. Теоретические аспекты логистики в развитии экономики
1.1. Понятие логистики. История
Понятие логистики имеет свою историю. Термин «логистика» с этимологических (языковедческих) позиций имеет такие греческие корни, как logos (разум), logismos (расчет, раздумье, план), logo (думать, рассуждать), logistica (искусство проведения расчетов). Большинство исследований сводятся к тому, что термин «логистика» в современном языке используется в основном в двух значениях: математическая логика; техника и технология транспортно-складских работ в военной и гражданской области. Согласно французской интерпретации этимологию слова «логистика» связывают с loger (делать постой), что закрепилось затем в английском языке как Logistics – Материально-техническое снабжение, а с другой стороны – это организация и осуществление работы тыла. В греческом же языке Logistike означает искусство выполнения расчетов. В Древней Греции специальных государственных контролеров называли логистами и, согласно свидетельству Архимеда, во время наивысшего могущества Афин их насчитывалось 10 человек. В античной математике логистика понималась как искусство вычислений и геометрических измерений в противовес чисто теоретической математике и являлась синонимом математической логики. Термин «логистика» в значении «математическая логика» использовался Г. Лейбницем, и позднее понимание логистики как математической логики было закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 году. Такое положение сохранялось вплоть до конца 80- х годов, когда термин «логистика», ранее известный узкому кругу специалистов-математиков, обрел новое, не зафиксированное в словарях, значение. С начала 90-х годов в странах Западной Европы и США этот термин стал использоваться в СМИ.
Логистика как наука о планировании, контроле и управлении операциями транспортировки, распределения, складирования материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до предприятия, их производственной переработки и далее доведения готовой продукции до конечного потребителя, имеет свои глубокие корни. Известно, что еще в период Римской империи существовали служители, носившие титул логистов (логистиков), которые занимались распределением продуктов питания.
Непосредственно практическое значение логистика приобрела благодаря военному делу. Византийский император Лев VI Мудрый (866-912 г. н. э.) считал, что в задачу логистики входит «платить жалование армии, должным образом вооружать и подразделять ее, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и подготавливать каждый акт военного похода, т.е. рассчитывать пространство и время, делать анализ местности с точки зрения передвижения армии, сил сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил».
Глава 2. Анализ использования логистического подхода организациями в Республике Беларусь
2.1. Краткая характеристика организации
Как ранее отмечено, в современной экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных и сопутствующих потоков от источника сырья до конечного потребителя. Рассмотрим логистический процесс на примере конкретного предприятия, участвующего непосредственно в движении материальных и сопутствующих потоков, проанализируем его экономическую деятельность.
Общество с ограниченной ответственностью «ЭнтерпрайзТрансАвто» – международный перевозчик.
ООО «ЭнтерпрайзТрансАвто» специализируется на перевозке сборных грузов из стран Евросоюза (Германия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Польша, Австрия, Чехия, Франция, Словакия, Прибалтика и др.) в страны СНГ (Беларусь, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Киргизия), Азии (Туркменистан, Монголия). В компании отработаны перевозки по 22 линиям для сборных грузов и более 30 для комплектных поставок.
Также оказываемые услуги:
− Перевозка комплектных и негабаритных грузов;
− Перевозка нестандартных, дорогостоящих, опасных грузов;
− Транспортно-экспедиционное обслуживание;
− Предварительное таможенное оформление;
− Таможенная очистка грузов на территории Беларуси;
− Оформление вывозных документов ЕС (ЕХ, Т1);
− Дополнительное страхование груза.
Организационная структура предприятия ООО «ЭнтерпрайзТрансАвто» выглядит так: во главе предприятия – директор, в непосредственном подчинении находятся финансовый отдел (бухгалтерия), экономический отдел (коммерческий директор), логистический отдел (заместитель директора по перевозкам). Логистический отдел или отдел по перевозкам в свою очередь имеет свою структуру – параллельно в сцепке работают технический персонал, водители, диспетчера перевозок и менеджеры по перевозкам (логистический персонал). Экономический отдел имеет в структуре отдел кадров, занимается подбором персонала и финансово-хозяйственными операциями, ведут финансовые расчеты и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под логистикой в современной экономике понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (сырья, товаров, полуфабрикатов, топлива и др.) и сопутствующих (информация и финансы) потоков от источника сырья до конечного потребителя. Таким образом, логистика играет ключевую роль в становлении и развитии экономики, ведь экономика – это хозяйственная деятельность общества, а так же совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
В Республике Беларусь более 40 субъектов хозяйствования логистической направленности. В данной курсовой работе были подробно рассмотрены и проанализированы логистические процессы одного из них, а именно ООО «ЭнтерпрайсТрансАвто», внесены предложения по совершенствованию логистических процессов предприятия, проведена оценка его экономической эффективности.
ООО «ЭнтерпрайсТрансАвто» – международный перевозчик.
ООО «ЭнтерпрайсТрансАвто» специализируется на перевозке сборных грузов из стран Евросоюза (Германия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Польша, Австрия, Чехия, Франция, Словакия, Прибалтика и др.) в страны СНГ (Беларусь, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Киргизия), Азии (Туркменистан, Монголия). В компании отработаны перевозки по 22 линиям для сборных грузов и более 30 для комплектных поставок.
Можно отметить прирост выручки в периоде с 2017 года по 2018 год. В 2019 году же наблюдается снижение. В 2018 году прирост составил 61,22 %. В 2019 году прирост составил 41,36 %, что ниже темпа роста 2018 года на 19,86 %. Себестоимость продукции также увеличилась в период с 2017 года по 2018 год, а в 2019 году снова наблюдается снижение темпа роста в сравнении с 2018 годом. Та же тенденция сложилась и с валовой прибылью. Наибольший прирост имела чистая прибыль – 65,04% в 2018 году. Также отметим увеличение в 2 раза среднегодовой стоимости основных средств в 2018 году. В 2019 году стоимость основных средств увеличилась на 35,41 % в сравнении с предыдущим периодом.
В анализируемом периоде наблюдалось также увеличение рентабельности продаж, основных средств и активов. Однако следует отметить низкое значение рентабельности продаж, что требует принятия управленческих решений со стороны руководства организации.
Объем выполненных работ увеличился на 15,3 %. Однако наблюдается снижение среднедневного пробега одного автомобиля на 25,2 %.
Грузооборот снизился на 6 %, за счет снижения технической готовности автомобилей в 2019 г.
1. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учеб. / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин –М.: Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
2. Арустамов, Э.А. Оборудование предприятий (торговля): учебное пособие для ссузов/ Э.А. Арустамов.— М.: Дашков и Ко, 2000.— 451 с.
3. Божанов П.В. Логистическая деятельность в Беларуси: тенденции и проблемы. РУП БелНИИТ «Транстехника. 2017 г. – 9 с.
4. Бакунина, И. М. Управление логистической системой (методологические аспекты) / И. М. Бакунина, И. И. Кретов // Менеджмент в РФ и за рубежом. -2003.-№5.-С. 24-29.
5. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. – М.: Изд- торг. центр «Маркетинг», 2001. – 180 с.
6. Гаджинский, А. М. Логистика : учеб. / А. М. Гаджинский. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2004. – 408 с.
7. Дроздов, П.А. Логистика в АПК. Практикум: учеб. пособие / П.А. Дроздов. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2013. – 224 с.
8. Дроздов, П.А. Основы логистики: учеб. пособие / П.А. Дроздов. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2008. – 208 с.
9. Дыбская В.В., Сергеев В.И., Зайцев Е. И., Стерлигова А.Н. Полный курс МВА. Логистика. 2008 г. – 944 с.
10. Ивуть Р.Б., Кисель Т.Р. Теория логистики. Учебно-методическое пособие. Минск. БНТУ, 2011 г. – 334 с.
11. Концепция развития логистической системы в Республике Беларусь на период до 2030 года. Утверждена Постановлением СовМина 27.12.2017 г. № 1024. Минск – 12 с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга. 1990 г. – 736 с.
13. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики. Учебник / Н.К. Моисеева.-М.: Инфра- М,2010. – 528 с.
14. Неруш, Ю.М. Логистика для вузов – 3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 495 с.
15. Управление затратами и результатами деятельности предприятия : учеб/ пособие / Э.А. Гончарова. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 82 с.
16. Чеботаев, А. А. Логистика и маркетинг. Учеб. пособие / А.А Чеботаев, Д.А. Чеботаев.- М.: ЗАО Изд-во Экономика, 2005. – 247 с.
17. Эффективность логистического управления: Учеб. для вузов /Под общ. ред. Л.Б Миротина. – М.: Изд-во Экзамен, 2004. – 448 с.