ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, цели и виды фискальной политики
1.2 Сущность и функции налогообложения
1.3 Инструменты фискальной политики
1.4 Налоговая политика и потенциал ее воздействия на макроэкономические процессы
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ
2.1 Налоги и системы налогообложения в Республике Беларусь
2.2 Особенности налоговой политики в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Фискальная политика – это инструмент государственного регулирования макроэкономических процессов. Т.е. влияние оказывается не на конкретные организации или людей, а на экономику как систему.
Методологические основы фискальной политики государства были заложены Дж. М. Кейнсом. Он сформулировал принципы активной экономической политики государства, воздействующей на совокупный спрос. В отличие от классиков, полагавших, что предложение рождает спрос, кейнсианцы считали, что совокупный спрос создает совокупное предложение.
Значение фискальной политики возросло в 30-е годы ХХ века. Последователи Дж. Кейнса считают фискальную политику наиболее эффективным механизмом воздействия на экономический рост. Фискальную политику проводят законодательные органы страны, которые контролируют налогообложение и расходование полученных средств.
Тема фискальной политики очень актуальна, так как в условиях мирового экономического кризиса крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, инфляция достигает высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары, а в развивающемся мире происходит резкое замедление роста.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.
Целью каждой страны является замедление и выход из рецессии, удержание инфляции под контролем, стабилизация национальной экономики. Бюджетно-налоговая политика является одним из важных инструментов государства на пути к достижению данных целей.
Национальная экономика нашего государства, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, цели и виды фискальной политики
Один из основных инструментов макроэкономического регулирования – это бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это система мер государственного воздействия на экономические процессы, которое осуществляется при помощи налогово-бюджетных (фискальных) рычагов [3, с. 67].
Фискальная политика – это взаимосвязь рычагов регулирования национальной экономики посредством изменения налоговых доходов и расходов государственного бюджета. Это означает, что налоговые платежи, госрасходы, трансферты, госзакупки является инструментарием фискальной политики. Воздействие фискальной политики на стабильность национальной экономики может быть как положительным, так и отрицательным [1, с. 195].
Целями фискальной политики, как и любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются:
в краткосрочном периоде:
1) эффективное формирование доходной части бюджета;
2) реализация бюджетной политики государства;
3) принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
4) управление государственным долгом;
5) сглаживание циклических колебаний экономики.
в долгосрочном периоде:
1) поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
2) поддержание полной занятости ресурсов;
3) поддержание стабильного уровня цен [4, с. 76].
Выделяют следующие виды фискальной политики: сдерживающая фискальная политика и стимулирующая фискальная политика (рисунок 1.1).
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет целью ограничение инфляционного циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов и сочетание этих мер.
Используемые рычаги сдерживающей фискальной политики:
- сокращение государственных инвестиций и закупок;
- уменьшение социальных выплат и пособий;
- свертывание системы дотаций и субсидий;
- повышение налоговой ставки.
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ
2.1 Налоги и системы налогообложения в Республике Беларусь
Современная налоговая система Республики Беларусь – это совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства с целью создания фонда финансовых ресурсов, а также система принципов, способов, форм и методов их сбора.
Структурными элементами налоговой системы Республики Беларусь являются:
- государство в лице своих законодательных и исполнительных (в частности, налоговых и иных регулирующих) органов;
- субъекты налогообложения, то есть плательщики;
- объекты – под ними понимаются конкретные основания для обязательства по уплате налогов.
Построение налоговой системы основано на следующих принципах:
- единство и равенство – что означает существование единой и идентичной налоговой стратегии для всех плательщиков, независимо от формы собственности, источников дохода и других обстоятельств;
- стабильность – гарантирует неизменность налоговых правил в течение длительного периода;
- безопасность – не позволяет устанавливать налоги, которые могут поставить под угрозу нормальное функционирование экономической, промышленной, налоговой и других систем общества;
- пропорциональность – предполагает, что плательщики участвуют в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов пропорционально полученному доходу. Этот принцип не всегда применяется буквально; процент доходов и налогов для граждан с низкими доходами может быть более щадящим по сравнению с более богатыми;
- определенность – предполагает, что размер, время и способ уплаты налога известны плательщику заранее точно, не допускается нечеткое или произвольное толкование правил налогообложения;
- удобство – подразумевается, что налог будет взиматься в период, удобный для плательщика, например, после получения дохода.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Субъектом, определяющим и обеспечивающим организацию налоговых отношений, являются налоговые органы. Их деятельность существенно влияет на качество налоговой среды в целом. Налоговые органы должны не только организовывать и контролировать процесс налогообложения, но также, исходя из высокой компетенции, оценивать и анализировать налоговое законодательство на предмет эффективности и соответствия экономическим условиям. Такой подход обуславливает необходимость восприятия налоговых органов как услуги, которая предоставляет налогоплательщикам высококачественные налоговые услуги и институциональную поддержку налоговой среды [6, с. 60].
В Республике Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированию бюджета. В результате налоги носят преимущественно фискальный характер. С фискальной точки зрения косвенные налоги играют решающую роль. Однако неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию известно. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником доходов бюджета, с другой стороны, они являются одним из значительных ценовых факторов.
Модернизация налоговых органов с целью улучшения качества налоговой среды должна быть направлена на развитие взаимодействия с налогоплательщиком на интерактивной основе и расширение использования инструментов для обеспечения налоговой деятельности. Налоговую среду по параметру оценки качества налоговых органов можно оценить по показателю «удовлетворенность качеством налоговых услуг».
Институциональный фактор налоговой среды - налоговая служба - определяется степенью оперативного взаимодействия с хозяйствующими субъектами и населением, оценивается с точки зрения удобства такого взаимодействия и характеризуется удовлетворенностью качеством налоговых услуг. Налоговая служба предоставляет равные права всем налогоплательщикам, создает условия для развития бизнес-среды и, как следствие, обеспечивает финансовую стабильность и наполнение бюджета.
Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.
Во-первых, это нечеткость представления определенных правил и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой сложности и непреднамеренным ошибкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фискальная политика – это взаимосвязь рычагов регулирования национальной экономики посредством изменения налоговых доходов и расходов государственного бюджета. Это означает, что налоговые платежи, госрасходы, трансферты, госзакупки является инструментарием фискальной политики.
Фискальная политика состоит из двух основных составляющих: налоговой политики и бюджетной политики; выделяются два вида фискальной политики в зависимости от фазы в которой находится экономика (спад или подъем): сдерживающая и стимулирующая; рычагами фискальной политики для финансового регулирования экономики являются налогообложение, государственные расходы, закупки и трансферты; основными инструментами сдерживающей фискальной политики являются: сокращение государственных закупок, увеличение налогов, сокращение трансфертов; основными инструментами стимулирующей фискальной политики являются: рост государственных закупок, уменьшение налогов, рост трансфертов.
В налоговой системе Республики Беларусь имеются характерные для экономики страны внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. Доходы государственного бюджета Республики Беларусь в основном формируются за счет косвенных, а не прямых налогов. Косвенные налоги обладают лучшей собираемостью, но считаются менее справедливыми, так как они включаются в цену товара уменьшая конкурентоспособность товаропроизводителей по ценовому фактору.
Наибольшей налоговая нагрузка была в 2016 году, а наименьшей в 2014 году; основная часть налоговой нагрузки приходится на косвенные налоги. В настоящее время основная доля доходов бюджета Республики Беларусь формируются за счет налоговых поступлений. При этом особый акцент делается на налог на добавленную стоимость, ибо его плательщиком являются практически все организации вне зависимости от различных факторов – реализации продукции, прибыльности предприятия и т.д.
Основные проблемы отечественной налоговой политики: нечеткость представления определенных правил и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой сложности и непреднамеренным ошибкам; несоответствие налогового законодательства.
1. Акулов, В .Б. Макроэкономика [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Б. Акулов. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 389 с.
2. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е.Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке. – 2017. – С. 82-84.
3. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
4. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 300 с.
5. Киреева, Е. Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики / Е. Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №3. – С. 22–29.
6. Киреева, Е. Ф. Налоговые услуги в системе мер повышения эффективности государственного управления // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 2. – С. 52–62.
7. Макроэкономика : учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 385 с.
8. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
9. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
10. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
11. Официальная статистика министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Минфин РБ. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
12. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/.
13. Проблемы сбалансированности бюджета Республики Беларусь / Я.В. Мялик, А.В. Павловец // Финансы России в условиях глобализации. – 2017. – С. 120-124.
14. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 20162020 гг. [Электронный ресурс] /Минфин РБ. Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
15. Родина, Г. А. Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Г. А. Родина [и др.]; под редакцией Г. А. Родиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 375 с.
16. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Практикум: учебное пособие для магистратуры / Н. М. Розанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 496 с.
17. Серегина, С. Ф. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.]; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 184 с.
18. Симкина, Л.Г. Макроэкономика: учебное пособие / Л. Г. Симкина. — Москва: КноРус, 2016. — 336 с.
19. Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. — 3-е изд., перераб. — Москва : КНОРУС, 2018. — 494 с.
20. Экономическая теория: микро; макро. Краткий курс. Под ред. М. И. Ноздрин-Плотницкого. - Минск: Мисанта, 2017.-304 с.