Введение
1. Понятие денежного рынка, его функции и структура
2. Равновесие на денежном рынке: основные подходы
3. Анализ и проблемы регулирования денежного рынка в Республике Беларусь и направления его совершенствования
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.
Развитие денежного рынка и денежно-кредитной политики на макроуровне – это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются в процессе реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование денежного рынка, как и экономики в целом, невозможно.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в нынешних обстоятельствах важным фактором обеспечения условий реального экономического роста Республики Беларусь на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики, осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения новейших достижений технического прогресса, а также улучшения количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности на всех уровнях становится построение и эффективное функционирование национального денежного рынка.
1. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА, ЕГО ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА
Денежный рынок – система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств сроком до одного года. При этом, система экономических отношений с целью предоставления денежных средств на срок более одного года, имеет название – рынок капитала. В свою очередь, денежный рынок, наряду с рынком капитала, представляет собой часть более общей финансовой категории – финансовый рынок.
Денежный рынок является частью финансового рынка, где финансовые инструменты торгуются с высокой ликвидностью и очень короткими сроками погашения. Он используется участниками в качестве средства получения или предоставления различных краткосрочных кредитов на срок от нескольких дней до одного года [5, c. 114].
Денежный рынок является обменом денег как актива на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента. Данный обмен организуется, используя закон товарно-денежных отношений, где осуществляются купля и продажа денег как актива, между субъектами рыночных отношений, учитывая спрос и предложение сложившегося на рынке.
В структуру денежного рынка сходят следующие элементы [5, c. 115]:
- рынок краткосрочных ценных бумаг, основные инструменты которого представлены казначейскими и коммерческими векселями, а также другими видами краткосрочных обязательств (ценные бумаги).
- рынок межбанковских кредитов, на данном рынке временно свободные денежные средства кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. При этом Центральный банк является основным кредитором на рынке.
2. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важнейшая из них – равновесие между спросом и предложением денег.
Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е. по существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные остатки.
Виды спроса на деньги обусловлены двумя основными функциями денег: 1) функции средства обращения и 2) функции запаса ценности. Первая функция обусловливает первый вид спроса на деньги – трансакционный. Поскольку деньги являются средством обращения, т.е. выступают посредником в обмене, они необходимы людям для покупки товаров и услуг, для совершения сделок.
Трансакционный спрос на деньги – это спрос на деньги для сделок (transactions), т.е. для покупки товаров и услуг. Этот вид спроса на деньги был объяснен в классической модели, считался единственным видом спроса на деньги и выводился из уравнения количественной теории денег, т.е. из уравнения обмена (предложенного американским экономистом И.Фишером) и кэмбриджского уравнения (предложенного английским экономистом, профессором Кэмбриджского университета А.Маршаллом).
Спекулятивный спрос на деньги обусловлен функцией денег как запаса ценности (как средства сохранения стоимости, как финансового актива). Однако в качестве финансового актива деньги лишь сохраняют ценность (да и то только в неинфляционной экономике), но не увеличивают ее. Наличные деньги обладают абсолютной (100%-ной) ликвидностью, но нулевой доходностью. При этом существуют другие виды финансовых активов, например, облигации, который приносят доход в виде процента. Поэтому чем выше ставка процента, тем больше теряет человек, храня наличные деньги и не приобретая приносящие процентный доход облигации.
3. АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно–кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно–кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно–кредитного регулирования. Структура Указов Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год» состоит из глав, которые имеют следующее содержание: цель денежно-кредитной политики, реализация денежно-кредитной политики, развитие банковской, платёжной систем, развитие финансового рынка, международное сотрудничество и заключительные положения.
Денежно-кредитная политика страны проводится в соответствии с режимом монетарного таргетирования. В качестве промежуточной цели был выбран денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), а если быть более точными, то темпы прироста М3. В свою очередь рублевая денежная база, предполагаемо контролируемая НББ, была взята в качестве операционной цели (точнее, месячные и квартальные темпы прироста денежной базы). Таким образом, рублевая денежная база выступает как операционная цель, денежный агрегат М3 играет роль промежуточной цели, а инфляция, оцениваемая на основе индекса потребительских цен, является конечной целью монетарной политики [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деньги представляют собой вид финансового актива, который можно использовать для транзакций. Наиболее характерной чертой денег является их высокая ликвидность, то есть способность быстро и с минимальными затратами обмениваться на любые другие виды активов. В современных условиях банкноты и безналичные деньги не имеют собственной стоимости, но остается возможность использовать их в качестве средства обмена. Это говорит о том, что деньги являются отдельной экономической категорией.
Денежный рынок является частью финансового рынка. Роль и функции денежного рынка состоит в том, чтобы обслуживать движение оборотного капитала фирм, краткосрочных ресурсов банков, учреждений, государства и частных лиц.
Равновесие на денежном рынке формируется под влиянием спроса и предложения. Было выявлено что спрос на деньги бывает трансакционным (для приобретения товаров и услуг), спекулятивным (для формирования сбережений), общим. Были рассмотрены все модели равновесия на денежном рынке (классическая и кейнсианская) и сделан вывод, что в кейнсианской модели большая роль отведена государству.
В Республике Беларусь регулирование денежного рынка осуществляется посредством реализации денежно-кредитной политики. Анализируя реализацию установленных показателей денежно-кредитной политики, можно отметить, что практически все целевые показатели денежно-кредитной политики страны были выполнены. Однако в 2016 году фактическое значение прироста средней широкой массы составило 5% против запланированных 15-20%. В 2018 году фактическое значение составило 8,1% по сравнению с запланированным 9-12%. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %.
1. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
2. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
3. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
4. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
5. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
6. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
7. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
8. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
9. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
10. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
11. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2019_12_ot.pdf.
12. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
13. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf.
15. Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/p229_6.pdf.
16. Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
17. Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2016.pdf.
18. Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2019.pdf.
19. Указ Президента Республики Беларусь 31.10.2019 № 402 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2020.pdf.
20. Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.