Введение
Глава 1 Теоретические основы эффективности использования собственных средств (на примере СП ОАО «Спартак»)
1.1 Сущность и понятие собственных средств предприятия
1.2 Общая классификация собственных средств предприятия
Глава 2 Анализ эффективности использования собственных средств предприятия (на примере СП ОАО «Спартак»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
2.2 Анализ состава и структуры собственных средств СП ОАО «Спартак»
2.3 Расчет показателей эффективности формирования собственных средств в организации
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию эффективности использования собственных средств предприятии (на примере СП ОАО «Спартак»)…
3.1 Мероприятия по оптимизации состава и структуры собственных средств СП ОАО «Спартак»
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь определенный набор экономических ресурсов (или производственных факторов) - элементов, используемых для производства экономических товаров. Обычно в экономической литературе все, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется собственностью предприятия.
Состав экономических ресурсов, используемых предприятием, отличается. Особое значение для успеха производственной деятельности имеет наличие определенного запаса ресурсов или капитала.
В современных условиях структура капитала является фактором, который непосредственно влияет на финансовое состояние предприятия - его платежеспособность и ликвидность, размер дохода, рентабельность деятельности [1, с. 53].
Оценка структуры источников средств предприятия осуществляется как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. Внешние пользователи (банки, инвесторы, кредиторы) оценивают изменение доли собственных средств компании в общем объеме источников средств с точки зрения финансового риска при совершении сделок. Риск увеличивается с уменьшением доли капитала.
Внутренний анализ структуры капитала связан с оценкой альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия. В то же время основными критериями отбора являются условия заимствования, их «цена», степень риска, возможные направления использования [2, с. 31].
Состав и местоположение активов предприятия в стоимостном выражении, и источники его формирования на отчетную дату характеризуют имущественное и финансовое состояние предприятия. Финансовое состояние предприятия определяется его способностью финансировать свою деятельность собственными, заемными и привлеченными средствами в его распоряжении, умело развернутыми и эффективно используемыми.
Целью написания курсовой работы является эффективность использования собственных средств промышленной организации.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы эффективности использования собственных средств
- дать организационно-экономическую характеристику СП ОАО «Спартак»
- провести анализ эффективности использования собственных средств предприятия (на примере СП ОАО «Спартак»)
- предложить мероприятия по совершенствованию эффективности использования собственных средств предприятии (на примере СП ОАО «Спартак»).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ СП ОАО «СПАРТАК»)
1.1 Сущность и понятие собственных средств предприятия
Концепция «собственный капитал» или как иначе говорят «собственные средства», без сомнения, является одной из ключевых концепций рыночной экономики, используется при описании вариантов и способов финансирования экономики в целом, ее отдельных сегментов и фирм.
Сам термин имеет неоднозначную интерпретацию в отечественной и зарубежной литературе. Традиционно принято говорить о существовании следующих подходов к определению понятия «собственный капитал»: экономического подхода, подхода к бухгалтерскому учету, бухгалтерского и аналитического подхода [3, с. 104].
С экономическим подходом реализуется так называемая концепция физического капитала, согласно которой собственный капитал рассматривается в широком смысле как совокупность ресурсов, которые являются универсальным источником дохода общества и разделены на личные, частные и общественные объединения.
В основе бухгалтерского подхода лежит так называемая концепция финансового капитала, согласно которой собственный капитал рассматривается как интерес владельцев фирмы в ее активах, то есть термин «собственный капитал» в этом случае является синонимом чистых активов.
Учетно-аналитический подход представляет собой комбинацию двух предыдущих подходов и использует модификации понятий физического капитала и финансового капитала. В этом случае капитал как совокупность ресурсов характеризуется одновременно с двух сторон: направлениями его инвестиций, источниками происхождения [4, с. 92].
Учитывая экономическую сущность собственного капитала предприятия, прежде всего, необходимо отметить его характеристики:
1. Основным фактором производства является собственный капитал предприятия. В экономической теории существуют три основных производственных фактора, которые обеспечивают экономическую деятельность производственных предприятий: капитал; земельные и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства собственный капитал играет первоочередную роль, поскольку он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.
2. Собственный капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, которые приносят доход. В этом качестве капитал может действовать в отрыве от производственного фактора - в финансовой (инвестиционной) сфере его деятельности.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ СП ОАО «СПАРТАК»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
Совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» – крупнейшее в Республике Беларусь предприятие, имеющее более, чем 80-летний опыт производства кондитерских изделий.
СП ОАО «Спартак» – предприятие со смешанной формой собственности, с иностранными инвестициями и долей государства. СП ОАО «Спартак» является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штамп, фирменные бланки, товарный знак.
Кондитерская фабрика «Спартак» основана в 1924 году. В 1994 году государственная кондитерская фабрика «Спартак» была преобразована в открытое акционерное общество «Спартак» (ОАО «Спартак»), а в 1998 году - в совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» (СП ОАО «Спартак»). Оно было создано в соответствии с решением Общего собрания акционеров Протокол №8 от 26 марта 1998 года.
СП ОАО «Спартак» зарегистрировано в Министерстве внешнеэкономических связей 29 мая 1998 года, регистрационный номер 1994. Вышестоящая организация – Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром».
К преимуществам СП ОАО «Спартак» следует отнести повышенную гибкость предприятия, способность быстро откликаться на желание заказчика, разнообразие ассортимента по сравнению с конкурентами. Только в последнее время специалистами фабрики разработано около 30 наименований разнообразных изделий, которые запатентованы как по способам производства, так и по композициям ингредиентов.
СП ОАО «Спартак» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь, выпускающий около 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия.
СП ОАО «Спартак» – это многопрофильное предприятие с передовой технологией производства и мощным производственно-технологическим потенциалом, с замкнутым циклом производства, способное гибко реагировать на потребности рынка.
На предприятии действует четыре основных цеха: конфетно-шоколадный; карамельный; бисквитный; вафельный.
Целью деятельности СП ОАО «Спартак» является производство и реализация продукции в соответствии с потребностями рынка, повышение ее качества и расширение ассортимента для получения прибыли с целью получения дивидендов акционерами и удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива.
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ СП ОАО «СПАРТАК»)
3.1 Мероприятия по оптимизации состава и структуры собственных средств СП ОАО «Спартак»
Анализ собственного капитала СП ОАО «Спартак», позволил выявить некоторые проблемы в деятельности исследуемой организации. Так в СП ОАО «Спартак» практически не формируется резервный капитал, что при наступлении каких-либо чрезвычайных ситуаций может привести к существенным финансовым затруднениям, оказывающим негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации.
Анализируемое предприятие СП ОАО «Спартак», видом деятельности которого, является производство и реализация кондитерской продукции, отработало отчетный период рентабельно. В целом ликвидность баланса стабильна, предприятие - платежеспособно.
Но, невзирая на устойчивое финансовое положение исследуемого предприятия, имеется негативная тенденция снижения финансово значимых показателей. Поэтому, для стабилизации финансового состояния СП ОАО «Спартак» нами рекомендуется следующее:
- сократить продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);
- улучшить организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;
- ускорить процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов за счет внедрения комплексной автоматизации бухгалтерского учета;
- проводить мероприятия, направленные на сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности;
- повысить уровень маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю, а именно за счет:
- изучения платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта, обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
- анализа факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, оценка степени риска невостребованной продукции;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собственный капитал организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации. Это так называемые чистые активы организации. Они определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом. Конечно, собственный капитал имеет сложное строение. Его состав зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Собственный капитал формируют следующие источники: уставный капитал; добавочный капитал; нераспределенная прибыль (непокрытый убыток); резервный капитал; целевое финансирование.
СП ОАО «Спартак» – предприятие со смешанной формой собственности, с иностранными инвестициями и долей государства. СП ОАО «Спартак» является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штамп, фирменные бланки, товарный знак.
Кондитерская фабрика «Спартак» основана в 1924 году. СП ОАО «Спартак» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь, выпускающий около 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия.
Согласно проведенному анализу основных показателей деятельности было выявлено, что выручка от реализации продукции СП ОАО «Спартак» увеличилась в 2018 году на 11,4 % по сравнению с 2017 г., а в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 1,0 %.
Себестоимость так же отметилась положительной тенденцией снижения в 2019 г. на 3,1 % по сравнению с 2018 г. По показателю прибыли от реализации, отмечается снижение к 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 6,9 %, а к 2019 г. показатель вырос на 20,5 % относительно 2018 г.
Такую же динамику можно отметить и по доходам и расходам от текущей деятельности, к 2018 г. снижение относительно 2017 г. составило 5,2 %, а к 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличение приняло значение в 6,2 %.
Что касается чистой прибыли, можно говорить о ее увеличении, за анализируемый период, так в 2018 г. увеличение чистой прибыли составило 8,1 % относительно данных за 2017 г. А в 2019 г. по сравнению с 2018 г. рост составил 25,9 %.
В СП ОАО «Спартак» уставный капитал на протяжении анализируемого периода оставался неизменным – 727 тыс. руб. То же можно отметить и по резервному капиталу, сумма которого на протяжении трех лет оставалась равной – 21 тыс. руб.
1. Антонова, О.В. Оценка основного и оборотного капитала предприятия на основе финансовой отчетности / О.В. Антонова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2016. – № 4. – С. 53-62.
2. Василенко, В. А. Пути совершенствования контрольной деятельности / В. Василенко // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 5. – С. 31-33.
3. Герасимова, В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия : учеб. пособие для вузов / В.Д. Герасимова. – М. : КНОРУС, 2015. – 358 с.
4. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений : учебник для подгот. магистров / О.В. Ефимова. – М. : Омега-Л, 2017. – 349 с.
5. Иртюга, А.С. Экономическая сущность и содержание капитала предприятия на современном этапе пазвития экономики / А.С. Иртюга, О.В. Демчук. – 2015. – № 2 (5). – С. 45-47.
6. Головачёв, А.С. Экономика предприятия: учебное пособие / А. С. Головачев. - Минск: РИВШ, 2018. - 395 с.
7. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2015. - 448 с.
8. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: учебник для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева. - 4-е изд., исправленное и дополненное. - Москва: Юрайт, 2017. – 409 с.
9. Володько, О. В. Экономика организации (предприятия): практикум : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / О. В. Володько, Р. Н. Грабар, Т. В. Зглюй ; под ред. О. В. Володько. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 271 с.
10. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 215 с.
11. Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. / О.В. Девяткин. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 601 с.
12. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. / А.В. Протасова. – М.: «Финансы и статистика», 2017. – 528 с.
13. Пястолов, С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей / С.М. Пястолов. – М.: Академический проспект, 2016. – 573 с.
14. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. / Г.В. Савицкая. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 536 с.
15. Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. / Н.А. Сафронов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2018. – 618 с.
16. Сенько, А. Эффективность использования собственных средств / А. Сенько // Гл. экономист. – 2016. – № 6. – С. 46-48.
17. Чуев, И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. - 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Н. Чечевицына. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. - 368 с.