ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА БУЗИНЫ ЧЕРНОЙ
1.1 История применения
1.2 Краткое ботаническое описание
1.3 Ареал, места обитания
1.4 Заготовка и сушка
1.5 Химический состав
2 ПОДЛИННОСТЬ И ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТЬ
2.1 Макроскопические признаки
2.2 Микроскопические признаки
2.3 Качественный анализ
3 СТАНДАРТИЗАЦИЯ СЫРЬЯ БУЗИНЫ ЧЕРНОЙ
3.1 Количественное определение
3.2 Числовые показатели
4 ПРИМЕНЕНИЕ БУЗИНЫ ЧЕРНОЙ
4.1 Применение в официальной медицине
4.1.1 Фармакологические свойства
4.1.2 Лекарственные формы
4.1.3 Противопоказания бузины черной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к лекарственным средствам растительного происхождения в настоящее время не ослабевает, а только увеличивается. В первую очередь это связывают с тем, что средствам растительного происхождения присущи структурные особенности близкие к естественным метаболитам организма, вторая особенность заключается в не токсичности растений и возможности в связи с этим их длительном применении, без побочных реакций.
Бузину черную (Sambucus nigra L.) относят к широко распространенному дикорастущему растению. Науке известно, что отдельные части бузины черной (плоды, цветки, листья, кора) применяются в народной и традиционной медицине в качестве лекарства при различных заболеваниях.
Актуальность темы исследования заключается в поиске лекарственных растений, которые могут обладать достаточно высокой эффективностью и минимумом побочных явлений при терапии различных заболеваний.
Цель работы: изучить ЛРС бузины черной и его стандартизацию.
Задачи:
1. Изучить лекарственное растение бузина черная;
2. Изучить химический состав и требования к стандартизации лекарственного растительного сырья из бузины черной;
3. Рассмотреть спектр применения ЛРС бузины черной в медицине.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА БУЗИНЫ ЧЕРНОЙ
1.1 История применения
Малораспространенные дикорастущие плодовые растения являются важной составляющей флоры. Еще И.В. Мичурин (1940) советовал изучать дикорастущие плодово-ягодные растения, отбирать наиболее интересные формы по вкусу, урожайности, выносливости и другим хозяйственным качествам (Куминов, 2002). Практический интерес представляет такое дикорастущее ягодное растение как бузина черная благодаря содержанию в плодах БАВ (биологически активных веществ), обеспечивающих здоровье и продолжительность жизни населения (Сорокопудов и др., 2009, 2012).Относится она к семейству Адоксовых. Род Бузина включает в себя около 40 видов (Тахтаджян, 1987), из которых наиболее распространено 10 (Качалов, 1970). Несмотря на то, что ее плоды издавна использовались в пищу, а как лекарственное растение бузина черная была известна еще в средние века, как культура она осталась невостребованной. Целенаправленно селекционную работу начали вести недавно в Республике Беларусь (Самусь, 2009), Киеве (Клименко, 2015), хотя в ботанических садах имеются видовые коллекции. Промышленные плантации бузины черной создаются в Германии, Польше, Словакии, Дании и Румынии.
Ягоды бузины можно потреблять как в свежем, так и в переработанном виде, причем варенье, джемы, желе ценятся выше, чем исходный сырой продукт. А благодаря насыщенной окраске сока плодов его подмешивают в вина в качестве не только ароматизатора, но и в качестве естественного красителя (Дейнека и др., 2011). Ее ягоды содержат витамин С (до 50 мг на 100 г), каротин, антоцианы, дубильные вещества, карбоновые кислоты и аминокислоты. Не менее известна бузина и как растение, способное улучшать почву, обогащая ее ценными питательными веществами. Используется она и как декоративная культура (Встовская, Коропачинский, 2005; Кольцов, 2009). Селекционное изучение биологических особенностей бузины черной приобретает особую актуальность [5].
2 ПОДЛИННОСТЬ И ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТЬ
В Фармакопеях РБ [6] и РФ [7] ЛРС являются собранные в период цветения цветки и бутоны бузины черной. ЛРС – в высушенном виде. ЛРС должно содержать не меньше 0,80% флавоноидов в пересчете на изокверцитрозид (С21Н20О12; М.м. 464,4) в сухом сырье или не менее 2,0% флавоноидов в пересчете на рутин (С27Н30О16; М.м. 611) в сухом сырье.
В Европейской фармакопее [18] – сухоцветы растения. Содержание флавоноидов не менее 0,80% в пересчете на изокверцитрозид (С21Н20О12; М.м. 464,4) в сухом сырье.
В Фармакопее Германии [19] ЛРС бузины черной – равные части свежих листьев и соцветий.
Фармакопея Франции [21] рассматривает ЛРС бузины черной в виде свежих цветущих соцветий.
Американская Фармакопея не включает сведений о бузине черной как лекарственном растении [17].
2.1 Макроскопические признаки
Макроскопические признаки подробно описаны в Фармакопеях РБ, РФ, Европейской Фармакопее, Фармакопее Германии и Фармакопее Франции.
В Фармакопеях РБ и РФ аналогичные данные по макроскопическим признакам: ЛРС, строении цветка, цвете, запахе и вкусу.
Европейская Фармакопея, Фармакопея Германии и Франции более детально описывают строение цветков бузины черной.
Фармакопея Германии предлагает в качестве макроскопического признака описать строение листа.
Цвет ЛРС в каждой фармакопее разный.
Европейская Фармакопея не описывает вкус и запах сырья.
Более подробная информация представлена в приложении А.
Обобщенные макроскопические признаки бузины черной представлены ниже.
Цветки бузины черной актиноморфные, обоеполые. Околоцветник двойной. Чашечка образует короткую трубку, срастающуюся с нижней завязью (рисунок 2.1). Венчик спайнонолепестный, колесовидный. Лепестков 5, сросшихся в основании. Тычинок 5, прикрепленных к трубке венчика. Гинецей ценокарпный, образованный сросшимися тремя плодолистиками. Завязь нижняя, 3-х-гнездная, с одним семязачатком в каждом гнезде. Короткий широкий столбик заканчивается трехлопастным рыльцем.
3 СТАНДАРТИЗАЦИЯ СЫРЬЯ БУЗИНЫ ЧЕРНОЙ
3.1 Количественное определение
Определение содержания флавоноидов в пересчете на изокверцитрозид (по Фармакопее РБ и Европейской Фармакопее).
0,600 г измельченного сырья помещают в круглодонную колбу вместимостью 100 мл, прибавляют 1 мл раствора 5 г/л гексаметилентетрамина Р, 20 мл ацетона Р и 2 мл кислоты хлористоводородной Р1. Кипятят с обратным холодильником в течение 30 мин, после чего извлечение процеживают через ватный тампон в колбу. Ватный тампон помещают в круглодонную колбу с остатком сырья и дважды кипятят с обратным холодильником в течение 10 мин, каждый раз прибавляя 20 мл ацетона Р в качестве экстрагента. Охлаждают и процеживают через ватный тампон. Объединенные ацетоновые извлечения фильтруют через бумажный фильтр в мерную колбу вместимостью 100 мл, ополаскивают круглодонную колбу ацетоном Р и фильтруют через тот же фильтр, после чего промывают фильтр ацетоном Р. Объем раствора доводят до 100,0 мл ацетоном Р. 20,0 мл полученного раствора помещают в делительную воронку, прибавляют 20 мл воды Р и экстрагируют этилацетатом Р порцией 15 мл, затем еще трижды порциями по 10 мл. Этилацетатные извлечения объединяют, помещают в делительную воронку и дважды промывают водой Р порциями по 50 мл. Органический слой фильтруют через бумажный фильтр с 10 г натрия сульфата безводного Р в мерную колбу вместимостью 50 мл и доводят этилацетатом Р до объема 50,0 мл (раствор А).
Испытуемый раствор. К 10,0 мл раствора А прибавляют 1 мл реактива алюминия хлорида Р и доводят 5% (об/об) раствором кислоты уксусной ледяной Р в метаноле Р до объема 25,0 мл.
4 ПРИМЕНЕНИЕ БУЗИНЫ ЧЕРНОЙ
4.1 Применение в официальной медицине
В последнее время вопрос о применении антиоксидантов в лечении различных заболеваний является все более дискуссионным. Однако большинство сомнений связано, в первую очередь, с использованием синтетических препаратов. Кроме того, несмотря на то, что во многих исследованиях была продемонстрирована неэффективность применения антиоксидантов при лечении ряда заболеваний, в то же время было доказано, что введение в ежедневный рацион продуктов, особенно растительного происхождения, богатых соединениями с антиоксидантными свойствами, существенно снижает риск развития сердечно-сосудистых, нейродегенеративных и онкологических заболеваний. Также многие антиоксиданты, способные снижать интенсивность свободно-радикальных процессов, выполняют и ряд других метаболических функций. В особенности это относится к группе неферментативных антиоксидантов, таких как аскорбиновая кислота, биофлавоноиды, токоферолы, каротиноиды. Известны многочисленные биохимические реакции, идущие с их участием, напрямую не связанные с антиоксидантными свойствами данных соединений [14].
Наиболее широкое применение как источник лекарственного сырья, так и в пищевой промышленности нашли плоды и цветки бузины черной. Цветы бузины черной входят в фармакопею [16].
Плоды бузины богаты фенольными соединениями. Из флавоноидных гликозидов идентифицированы кверцетин-3-О-гликозид и кверцетин-3-О-рутинозид, количество которых при переработке плодов бузины сохраняется.
Среди фенольных соединений доминируют природные антоцианы (1110,54 мг/кг и больше). Следует отметить, что количественный состав антоцианов также практически не меняется в процессе сушки плодов бузины [15].
4 ПРИМЕНЕНИЕ БУЗИНЫ ЧЕРНОЙ
4.1 Применение в официальной медицине
В последнее время вопрос о применении антиоксидантов в лечении различных заболеваний является все более дискуссионным. Однако большинство сомнений связано, в первую очередь, с использованием синтетических препаратов. Кроме того, несмотря на то, что во многих исследованиях была продемонстрирована неэффективность применения антиоксидантов при лечении ряда заболеваний, в то же время было доказано, что введение в ежедневный рацион продуктов, особенно растительного происхождения, богатых соединениями с антиоксидантными свойствами, существенно снижает риск развития сердечно-сосудистых, нейродегенеративных и онкологических заболеваний. Также многие антиоксиданты, способные снижать интенсивность свободно-радикальных процессов, выполняют и ряд других метаболических функций. В особенности это относится к группе неферментативных антиоксидантов, таких как аскорбиновая кислота, биофлавоноиды, токоферолы, каротиноиды. Известны многочисленные биохимические реакции, идущие с их участием, напрямую не связанные с антиоксидантными свойствами данных соединений [14].
Наиболее широкое применение как источник лекарственного сырья, так и в пищевой промышленности нашли плоды и цветки бузины черной. Цветы бузины черной входят в фармакопею [16].
Плоды бузины богаты фенольными соединениями. Из флавоноидных гликозидов идентифицированы кверцетин-3-О-гликозид и кверцетин-3-О-рутинозид, количество которых при переработке плодов бузины сохраняется.
Среди фенольных соединений доминируют природные антоцианы (1110,54 мг/кг и больше). Следует отметить, что количественный состав антоцианов также практически не меняется в процессе сушки плодов бузины [15].
1. Аносова, О.Г. Химический состав различных видов бузины (Sambucus L.) и их применение в медицине / О.Г. Аносова, Д.М. Попов // Фармация. – 1996. – Т. 45. – № 1. – С. 33-36.
2. Бурак, Л.Ч. Изменения полифенольных соединений в процессе производства сока концентрированного из бузины, произрастающей в Республике Беларусь / Л.Ч. Бурак, А.П. Завалей // European science. – 2020. – № 4. – С. 6-17.
3. Бурак, Л.Ч. Изучение минерального, химического состава и показателей безопасности плодов бузины / Л.Ч. Бурак // Приволжский научный вестник. – 2012. – № 10. – С. 20-27.
4. Вандышев, В.В. Морфолого-анатомическое изучение свежих и высушенных плодов и семян бузины черной (Sambucus nigra L.) как возможных источников пищевых и лекарственных веществ / В.В. Вандышев [и др.] / В.В. Вандышев // Вестник РУДН, серия Агрономия и животноводство. – 2013. – № 3. – С. 13-21.
5. Волощенко, Л.В. Селекционная оценка исходного материала бузины черной (Sambucus nigra L.) в условиях юго-запада ЦЧР / Л.В. Волощенко. – Автореферат диссертации на соискание учѐной степени кандидата сельскохозяйственных наук. 06 01 05. – Рамонь, 2015. – 24 с.
6. Государственная фармакопея Республики Беларусь. В 3 т. Т. 2. Контроль качества фармацевтических субстанций / УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» / Под общ. ред. А. А. Шерякова. – Минск: Минский государственный ПТК полиграфии им. В. Хоружей, 2007. – 471 с.
7. Государственная фармакопея Российской Федерации. Том 2. 14 издание. – Москва, 2018. – С. 1815-3262.
8. Гюльбякова, Х.Н. Разработка технологии и анализ экстракта цветков бузины черного жидкого / Х.Н. Гюльбякова, Т.А. Шаталова, Е.А. Масловская // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 1-5.
9. Гостищев, Д.А. Антоцианы плодов некоторых видов рода бузина / Д.А. Гостищев [и др.] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Медицина. Фармация. – 2011. – С. 283-288.
10. Карпук, В.В. Фармакогнозия: учеб. пособие / В. В. Карпук. – Минск: БГУ, 2011. – 340 с.
11. Кьосев, П.А. Полный справочник лекарственных растений / П.А. Кьюсев. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 992 с.
12. Павлова, М.Е. Морфологическое изучение цветков и соцветий бузины черной (Sambucus nigra L.) в условиях Московской области / М.Е. Павлова, А.А. Терехин, И.И. Истомина // Вестник РУДН, серия Агрономия и животноводство. – 2014. – № 2. – С. 28-32.
13. Серобян, Е.Н. Анатомо-диагностические признаки сбора «Урофитол» / Е.Н. Серобян, К.А. Пупыкина, Т.Д. Даргаева // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). – 2015. – №3 (12). – С. 158-159.
14. Скрыпник, Л.Н. Сравнительное исследование антиоксидантных свойств растений некоторых видов рода Sambucus L. / Л.Н. Скрыпник, А.А. Курашова // Химия растительного сырья. – 2019. – № 1. – С. 127-137.
15. Татвидзе, М.Л. Исследование содержания флавоноидов и антоцианов в спелых плодах бузины / М.Л. Татвидзе, А.Г. Каландия // Химия растительного сырья. – 2013. – № 4. – С. 265-267.
16. Яхудин, Р. Лекарственные травы бузина чёрная, бузина травянистая / Р. Яхудин, И.Д. Кароматов // Биология и интегративная медицина. – 2016. – №4. – С. 36.
17. American Herbal Pharmacopoeia: botanical pharmacognosy-microscopic characterization of botanical medicines / edited by: Roy Upton. [et al], 2011. – 733 р.
18. European pharmacopoeia - 8 edition, 2013. – 1380 p.
19. German Homoeopathic Pharmacopoeia(CHP) – 5th Supplement 1991 to the first edition 1978. – 446 p.
20. Jacobs, B. Evolution and systematic value of fruit and seed characters in Adoxaceae (Dipsacales) / В. Jacobs, S. Huysmans, E. Smets // Taxon. Jacobs, B., Huysmans S., Smets E. – 2010. – Vol. 59. – №3. – P. 850-866.
21. Pharmacopée France. Volume 3, 1989. – 652 p.