Введение
1 Государственное регулирование рыночной экономики: понятие, формы и методы
1.1 Сущность государственного регулирования рыночной экономики
1.2 Формы и методы государственного регулирования экономики
1.3 Границы вмешательства государства в экономику
1.4 Концепции регулирования рыночной экономики
2 Характерные черты Государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2.1 Особенности государственного регулирования в странах с рыночной экономики
2.2 Характеристика государственного регулирования в странах- участницах ЕАЭС
3 Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь
3.1 Структура государственного регулирования Республики Беларусь
3.2 Особенности государственного регулирования экономики в Беларуси на современном этапе экономического развития
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально–экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиции, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, инфляция, нарушения в денежном обращение, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственного вмешательства в экономические процессы. Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирование определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Актуальность темы исследования курсовой работы связана с необходимостью определения роли государства в национальной экономике, их влиянии друг на друга, эффективности белорусской модели государственного регулирования. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов в экономических исследованиях.
Целью данной работы является рассмотрение модели государственного регулирования Республики Беларусь.
Задачи, решаемые в ходе работы:
– определить сущность, формы и методы государственного регулирования экономики, границы вмешательства государства в экономику;
– изучить концепции регулирования рыночной экономики;
– рассмотреть особенности государственного регулирования в странах с рыночной экономикой;
– исследовать характеристику государственного регулирования в странах-участницах ЕАЭС;
– оценить структуру и особенности государственного регулирования в Республике Беларусь.
Объектом исследования данной курсовой работы является роль государства в регулировании экономики.
Предмет исследования – функции, формы, методы и необходимость вмешательства государства в экономику.
В курсовой работе были использованы следующие методы: анализа литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение; индукция и дедукция, обобщение.
Теоретической и методологической основой работы явились нормативно–правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по финансовому праву, экономике.
ГЛАВА 1 Государственное регулирование рыночной экономики: понятие, формы и методы
1.1 Сущность государственного регулирования рыночной экономики
Государство играет важную роль в жизни общества, выполняя более или менее широкий комплекс экономических и социальных функций. В странах с централизованно управляемой экономикой вмешательство государства и его участие в управлении экономикой проявляется в виде политических планов, управления материальными, финансовыми, природными, трудовыми и денежными ресурсами посредством формирования государственного бюджета [21].
В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательства является в значительной степени косвенной. Государство влияет на экономику через законодательные ограничения, налоговую систему, обязательные платежи и взносы, государственные инвестиции, субсидии, льготы, реализацию государственных социально-экономических программ и т.д. Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено прежде всего разнообразием форм собственности на средства производства - частные, акционерные, коллективные, а также землевладение. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его властей.
Государственное регулирование экономики направлено на уважение интересов государства, Общества в целом и социально уязвимых слоев населения, а также в обеспечении того, чтобы в условиях экономической свободы Общественные интересы не затрагиваются интересами отдельных регионов, социальные группы, отрасли, монополии, предприниматели и физические лица, а также защита интересов будущих поколений, охрана окружающей среды и предотвращение ее загрязнения и утраты природы. Кроме того, государственное регулирование экономики направлено на поддержку некоторых форм предпринимательства ‒ малого и среднего предпринимательства, фермерских хозяйств, благотворительной деятельности, а также на ограничение и пресечение нежелательной хозяйственной деятельности, например, производства и торговли наркотиками, оружием и т. д. [7].
Необходимость государственного регулирования экономики обусловлена следующими особенностями функционирования рынка:
1. Несовершенство конкуренции заключается в том, что некоторые секторальные и региональные рынки имеют монополии, которые, если им не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
ГЛАВА 2 Характерные черты Государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2.1 Особенности государственного регулирования в странах с рыночной экономики
Государства, в которых преобладает частная собственность на средства производства, конечно, могут существовать и динамично развиваться без централизованного макроэкономического планирования, но тем не менее наравне с монетаризмом проявляется тенденция к сохранению и дальнейшему расширению планирования. Рассмотрим причины, обусловливающие необходимость и возможность планирования в условиях рыночной экономики [5].
К факторам, вызывающим потребность в планировании, относятся:
1 механизм свободного рынка. Согласно теории Кейнса, необходимо преодолеть с помощью ГРЭ циклические колебания производства, валового дохода, занятости, инвестиций и т.п.
2 по мере роста уровня доходов увеличение доли общественного потребления (коллективных нужд) в совокупном потреблении.
3 большая потребность ИРС в преодолении негативных последствий загрязнения окружающей среды.
4 по мере усложнения масштабов стратегической деятельности усложнение технологических связей между агентами рынка.
5 существование на протяжении многих десятилетий экономического соревнования между странами. Поэтому ряд стран, н-р, Япония, Китай, в планировании своей экономики видят те преимущества, благодаря которым они добились экономического роста.
6 консолидация различных групп людей и классов. Современные объединения лиц наемного труда выдвигают такие требования к социальным проблемам, которые невозможно решить без государственного вмешательства [5].
7 политические и природные катаклизмы.
Рассмотрим факторы, которые предопределяют возможность осуществления планирования:
‒ при планировании у правительства увеличивается доля ресурсов, которой оно может распоряжаться;
‒ возросший уровень организации людей и предприятий позволяет оказывать позитивное влияние на развитие экономики и обеспечить согласованность действий различных агентов;
‒ созданные во время кризисных ситуаций планирующие органы продолжали существовать и после преодоления негативной ситуации;
‒ современное развитие статистики идет по пути построения нового круга наблюдений, предъявляет повышенные требования к качеству информации;
‒ компьютеризация управления позволяет разрабатывать различные варианты развития экономики и строить систему планов и прогнозов, которые не были возможны до этого.
ГЛАВА 3 Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь
3.1 Структура государственного регулирования Республики Беларусь
В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. Сегодня насчитывается несколько сотен самых разнообразных методов и инструментов государственного регулирования, которые отличаются друг от друга направлениями и масштабами применения, использованием их для решения глобальных или частных проблем в рамках всей социально-экономической системы, так и ее отдельных элементов.
Главная цель государственного регулирования экономики Республики Беларусь – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
– рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендии, пособий и других социальных выплат;
– работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;
– благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
– опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
– внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
– осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
– повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
– инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
– расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
– национальную безопасность страны [24].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Государственное регулирование экономики (ГРЕ) ‒ система типовых мер законодательного, исполнительного и надзорного характера, реализуемых соответствующими компетентными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям.
Как известно, возможность MRE появляется за счет выхода на определенный уровень экономического развития, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как усиливаются проблемы, трудности, которые призваны справиться с госрегулированием экономики.
2) Государство выполняет свои функции, применяя хозяйственные и административные методы. Они взаимосвязаны и в то же время противоположны. Есть сферы, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
Вмешательство государства в экономические отношения не должно быть неограниченным - экономика не должна излишне административно "регулироваться", так как оно ущемляет экономическую свободу, ведет к коррупции государственного аппарата и появлению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те области экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только лишнее, но и вредно для экономики.
Можно отметить, что современные западные теории относительно роли и места государства в условиях рыночной экономики находятся между двумя крайними понятиями ‒ неокеинизмом и неоклассическим понятием, а все остальные теории представляют собой определённый синтез этих крайних понятий.
В целом можно отметить, что в конце XX века сложился определенный консенсус экономистов относительно роли и места государства в современной рыночной экономике. Существует четкое положение о необходимости вмешательства государства в рыночную экономику для обеспечения определенных условий для ее функционирования. Сегодня практически все страны мира используют модель смешанной рыночной экономики.
Главной чертой экономики США является реактивная (адаптационная) модель. Она позволяет четко реагировать на изменения рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро - и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
1. Антициклическое регулирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economics.studio/ekonomicheskie-voprosyi-obschiie/antitsiklicheskoe-regulirovanie-81600.html
2. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина – М., 2017. – 148 c.
3. Бондарев И. Евразийский экономический союз: сегодня и завтра / И. Бондарев. – М.: Горная книга, 2012. – 328 c.
4. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики; Дело и сервис – М., 2015. – 176 c.
5. Вмешательство государства в управлении экономикой в социально ориентированных странах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economics.studio/regulirovanie-ekonomiki-gosudarstvennoe/vmeshatelstvo-gosudarstva-upravlenii-80427.html
6. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе. Монография. – Москва: СИНТЕГ, 2016. – 719 c.
7. Государственное регулирование экономики как многосторонний экономический процесс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studizba.com/files/show/doc/172421-2-kursovik.html
8. Государственное регулирование экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sinref.ru/000_uchebniki/00800economica/.html
9. Государственное регулирование национальной экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://referat.bookap.info/work/113517/Gosudarstvennoe-regulirovanie-nacionalnoj-ekonomiki
10. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики; КноРус - М., 2018. - 528 c.
11. Концепции регулирования рыночной экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/2_21431_kontseptsii-regulirovaniya-rinochnoy-ekonomiki.html
12. Королёнок Г. А. Внешнеторговые отношения Республики Беларусь / Г. А. Королёнок, Т. А. Осипович. – Минск: РИВШ, 2015. – 346 с.
13. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики; Омега-Л – М., 2016. – 336 c.
14. Меркантилизм является первой школой политической экономии, обосновавшей государственную политику протекционизма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megalektsii.ru/s9387t9.html
15. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Демпинговый импорт и антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка. Монография / Г.Г. Мокров. – М.: Проспект, 2017. – 546 c.
16. Национальная программа поддержки и развития экспорта РБ на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.government.by/upload/docs/fileaff83a3fc04eb9c0.PDF.
17. Понятие государственного финансового регулирования, его необходимость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.stud24.ru/finance/ponyatie-gosudarstvennogo-finansovogo-regulirovaniya-ego/81134-252877-page1.html
18. Рассел Джесси Государственное регулирование экономики; Книга по Требованию – М., 2017. – 118 c.
19. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики: моногр.; Экономистъ – М., 2016. – 624 c.
20. Экономическая роль государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/10_109181_tema-ekonomicheskaya-rol-gosudarstva.html
21. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
22. Дорина, Е.Б. Роль государства в регулировании институциональных изменений при переходе к постиндустриальному обществу / Е.Б. Дорина // Вестник БГЭУ. – 2007. – № 2.
23. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. — Минск: Изд-во МИУ, 2014. — 266 с
24. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:// http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy.
25. Мясникович, М. Основа долгосрочной конкурентоспособности страны – наука и инновации. / М. Мясникович // Экономика Беларуси. – 2010. – № 1
26. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // www.http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies.
27. Основные положения программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы // Советская Белоруссия. – 10 июня 2011. – № 107.
28. Теория и практика государственного управления / Антонова Н.Б., Самусевич Л.А.: пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 192 с.