ВВЕДЕНИЕ
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы. Регулируемая инфляция способствует стабильному развитию экономики, ее инновации и модернизации (обесценивание денег, будучи следствием разбалансированности экономики, усугубляет ее диспропорции).
Современная инфляция имеет ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический. Современная инфляция испытывает воздействие многих факторов, как денежных, так и неденежных.
На сегодняшний день уровень инфляции является одним из важнейших показателей развития экономики. Благодаря темпам роста инфляции можно оценивать эффективность экономической политики государства в целом, а также судить об устойчивости экономической системы страны. В настоящее время проблема инфляции в Республике Беларусь актуализируется в связи с внедрением модели экономического развития, направленной на активизацию инновационных факторов экономического роста.
Повышение инфляции ведет к снижению эффективности функционирования денежной системы страны, приводит к постоянному оттоку национального капитала за рубеж, ослабляет позиции национальной валюты и подрывает возможность финансирования государственного бюджета.
Все выше сказанное обусловливает актуальность рассматриваемой темы.
Объектом исследования в работе является влияние монетарной политики на инфляцию.
Предмет исследования – влияние монетарной политики на инфляцию в Республики Беларусь.
Цель работы заключается в том, чтобы дать оценку регулированию инфляции в Республике Беларусь с помощью монетарной политики.
Согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты регулирования инфляции с помощью монетарной политики;
- рассмотреть регулирование инфляции в Республике Беларусь с помощью монетарной политики;
- рассмотреть направления совершенствования регулирования инфляции с помощью монетарной политики.
В процессе написания курсовой работы применялись следующие методы исследования: общенаучные методы исследования (диалектический, метод анализа и синтеза), описание, группировка и обобщение изученного материала.
В процессе написания работы была использована литература следующих авторов: Крук Д. Э., Калечиц С. В., Н. Мирончик, О. Рыжковская.
1 Теоретические аспекты регулирования инфляции с помощью монетарной политики
1.1 Сущность инфляции, её последствия для экономики
Инфляция как проявление социально-экономической нестабильности существует довольно долгое время.
Впервые термин «инфляция» стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажноденежного обращения. Широкое распространение в экономической литературе он получил в XX в., после первой мировой войны [2, с. 213].
Инфляция является сложным экономическим процессом, который объединяет в себя экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества. Значение инфляции состоит в том, что она зарождается на денежном рынке, влияет на становление рыночных отношения и как следствие происходит изменение денежных масс.
В современной экономике существует довольно много трактовок определения инфляции.
Инфляция – это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно рост цен, данное определение инфляции является наиболее традиционным.
Однако это определение инфляции не может считаться полным. Инфляция, хотя и проявляется в росте цен на товарную продукцию, не только сводится к чисто денежному явлению. Это сложный социально-экономический феномен, вызванный дисбалансом в воспроизводстве в различных областях рыночной экономики.
Инфляцией принято называть процесс обесценения денежных средств, который проявляется как устойчивое повышение общего уровня цен в стране.
Инфляция – кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.
Рыночные отношения, как экономический процесс, существуют много столетий. И уже с тех времен отмечаются процессы обесценивания денег, вызванные девальвацией или «порчей монет» (уменьшением содержания драгоценного металла в монетах) [6, c. 113].
С появлением бумажных денег инфляция выходит на новый уровень развития экономики. Изначально государство было вынуждено выпускать бумажные деньги в экстренных экономических ситуациях – например во время революций и воин. Необходимость финансирования крупных государственных расходов принуждала правительства выпускать деньги в объемах, многократно превышающих их обеспечение золотом, и прекращать обмен денег на золото.
2 Регулирование инфляции в Республике Беларусь с помощью монетарной политики
В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области монетарного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно–кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно–кредитного регулирования. Структура Указов Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год» состоит из глав, которые имеют следующее содержание: цель денежно-кредитной политики, реализация денежно-кредитной политики, развитие банковской, платёжной систем, развитие финансового рынка, международное сотрудничество и заключительные положения.
Денежно-кредитная политика страны проводится в соответствии с режимом монетарного таргетирования. В качестве промежуточной цели был выбран денежный агрегат М3 (широкая денежная масса), а если быть более точными, то темпы прироста М3. В свою очередь рублевая денежная база, предполагаемо контролируемая НББ, была взята в качестве операционной цели (точнее, месячные и квартальные темпы прироста денежной базы). Таким образом, рублевая денежная база выступает как операционная цель, денежный агрегат М3 играет роль промежуточной цели, а инфляция, оцениваемая на основе индекса потребительских цен, является конечной целью монетарной политики [9].
Целевые показатели денежно-кредитной политики утверждаются Указом Президента Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год». Рассмотрим степень их выполнения в таблице 2.1.
Как видно из таблицы 2.1 в 2017 и 2018 гг. в основные направления денежно-кредитной политики не был включён показатель достаточности нормативного капитала банков. Также в 2018 году регулятор стал ориентироваться не на изменение золотовалютных резервов, а на их конечный объём. В 2019 году в целях дедоларизации экономики в целевые показатели был включён такой показатель, как удельный вес кредитов в национальной валюте в совокупной структуре кредитов.
Можно сделать вывод, что почти все целевые показатели денежно-кредитной политики страны выполнялись. Однако в 2018 году фактическое значение прироста средней широкой массы составило 8,1 % против планового 9-12 %. В 2019 году прирост средней широкой массы составил 12,2 % против запланированных 9-12 %.
3 Направления совершенствования регулирования инфляции с помощью монетарной политики
В Республике Беларусь монетарные меры по регулированию инфляции включают в себя следующие направления:
- долгосрочное регулирование прироста денежной массы и ставки рефинансирования, превышающей уровень инфляции, а также норматив обязательных резервов банков;
- защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий через регулирование курса белорусского рубля к иностранным валютам и стабилизацию платежного баланса;
- уменьшение инфляционных ожиданий через повышение доверия населения к денежно-кредитной системе, рост финансовой грамотности, предупреждение панических настроений относительно роста цен.
За время государственной независимости монетарная политика Республики Беларусь прошла достаточно долгий и непростой этап становления и развития. Продолжительное время использовалась стратегия таргетирования обменного курса, а с 2015 г. монетарная политика работает в рамках режима монетарного таргетирования. В среднесрочной перспективе Национальный банк планирует осуществить переход к таргетированию инфляции (ТИ).
Таргетирование инфляции представляет собой совокупность правил и процедур денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение цели по инфляции, и предполагает объявление этой цели для общественности, объяснение принимаемых решений по ее достижению и ответственность за невыполнение указанной цели. Основным инструментом денежно-кредитной политики при ТИ служит регулирование краткосрочной процентной ставки денежного рынка [19, c. 47].
По сути стратегия ТИ – это «таргетирование прогноза по инфляции», поскольку она учитывает лаг воздействия мер монетарной политики на выпуск и цены. Возможность влиять на совокупный спрос в кратко- и среднесрочном периодах позволяет режиму ТИ минимизировать издержки выхода экономики из кризисов наиболее успешным образом. Ученые объясняют это соблюдением четкого правила политики для процентной ставки, в основе которого лежит правило Тейлора. Правило работает таким образом, чтобы монетарная политика обеспечивала не только стабилизацию инфляции на целевом уровне, но и минимизацию отклонений выпуска от своего равновесного уровня. Как следствие, при соблюдении правила происходит систематическое уменьшение неопределенности и постепенное укрепление доверия к способности центрального банка решать данные задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция – это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно рост цен, данное определение инфляции является наиболее традиционным.
Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Главной целью монетарной политики большинства центральных банков мира является поддержание устойчиво низкой инфляции.
В Республике Беларусь одной из основных целей монетарной политики является замедление инфляционных процессов. По итогам 2019 года цель монетарной политики по инфляции достигнута. За прошлый год потребительские цены приросли на 4,7% при прогнозном параметре не более 5%. С одной стороны, этому способствовали принимаемые Национальным банком меры, обеспечившие контроль за денежным предложением и гибкость обменного курса белорусского рубля, с другой – действия Правительства на потребительском рынке, прежде всего в области ценового регулирования. Однако в III квартале 2020 г. годовая инфляция увеличилась до 6,1 процента при установленном на текущий год целевом параметре не более 5 процентов. Основными факторами ускорения инфляции стали ослабление белорусского рубля на фоне возросших инфляционных и девальвационных ожиданий в экономике.
Проведенная в 2017-2019 годах монетарная политика в Республике Беларусь существенно способствовала росту широкой денежной массы. Доля наличных денег в обращении, доля переводных депозитов физических лиц, доля переводных депозитов юридических лиц, доля срочных депозитов юридических лиц, доля ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского обращения) в национальной валюте, увеличилась.
Сокращение ставки рефинансирования привело к изменению ставок на рынке кредитов и депозитов. К концу 2019 г. средние процентные ставки по новым рублевым срочным банковским депозитам физических лиц сформировались на уровне 9,7% (годом ранее они составляли 9,8%), что способствовало увеличению срочных рублевых депозитов населения в банках на 27,9%. Процентные ставки кредитного рынка, в свою очередь, продолжили снижение. Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте (без учета кредитов, предоставленных на льготных условиях) за 2019 г. снизилась на 0,4 процентного пункта и в декабре 2019 г. составила 10,4% годовых.
1. Андрюшин, С. А. Денежно-кредитная политика в 2020 году: экспертные оценки / С. А. Андрюшин // Банковское дело. – 2020. – №. 1. – С. 10-19.
2. Басовский, Л. Е. Макроэкономика : учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
3. Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 249 с.
4. Галанов, В. А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Галанов В.А., - 2-е изд. - Москва :Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 416 с.
5. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
6. Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
7. Зотович, И. Г. Методы и инструменты денежно-кредитной политики / И. Г. Зотович // E-Scio. – 2020. - № 2 (41). – С. 32-40.
8. Иохин, В. Я., Ващекина, И. В. Денежно-кредитная политика: тормоз и акселератор развития / В. Я. Иохин, И. В. Вашекина // Философия хозяйства. – 2020. – №. 2. – С. 134-151.
9. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
10. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
11. Ключников, И. К. Макроэкономика. Кредитные и биржевые циклы : учебник для бакалавриата и магистратуры / И. К. Ключников, О. И. Ключников. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.
12. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б. В. Корнейчук. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 385 с.
13. Косов, Н. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
14. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
15. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
16. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / О.И. Лаврушин. – М.: КноРус, 2018. – 256 c.
17. Лаптев, С. В. Денежно-кредитная политика как инструмент реализации задач экономического развития / С. В. Лаптев // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 1. – С. 43-49.
18. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
19. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
20. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
21. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
22. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
23. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf.
24. Стратегия развития финансового рынка Республики Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/finsector/p229_6.pdf.
25. Указ Президента Республики Беларусь 03.10.2016 № 359 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2017.pdf.
26. Указ Президента Республики Беларусь 18.12.2015 № 505 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp-2016.pdf
27. Указ Президента Республики Беларусь 20.12.2018 № 484 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2019.pdf.
28. Указ Президента Республики Беларусь 31.10.2019 № 402 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2020.pdf.
29. Указ Президента Республики Беларусь 31.12.2017 № 470 «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp2018.pdf.