Введение
1 Теоретические основы оффшорных зон
1.1 Сущность, понятия оффшорная зона и ее основные признаки
1.2 Классификация оффшорных зон
1.3 Основные механизмы реализации оффшорных сделок
2 Показатели развития оффшорных зон в мировой экономике и их значение
2.1 Масштабы развития оффшорных зон в мире
2.2 Регулирование международного оффшорного бизнеса
2.3 Влияние офшорных режимов на мировую экономику
3 Оффшоризация экономики Республики Беларусь
3.1 Участие Республики Беларусь в международном движении капитала
3.2 Перспективы создания оффшорной зоны в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Мировая экономика нового тысячелетия сложна и во многом противоречива. Вопреки тому, что на протяжении многих лет она формировалась как целостная саморегулирующаяся система, по-прежнему наравне с глобализацией присутствует процесс регионализации, который подразумевает развитие крупных экономических, финансовых и иных центров.
Мировые экономические центры так же, как и отдельные государства, входят в конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу, иностранный капитал и новые рынки сбыта. При этом их тенденция к достижению конкурентного преимущества провоцирует не только к либерализации внутри- и внешнеэкономической деятельности, но и к формированию экстерриториальных экономических образований, таких как свободные экономические и оффшорные зоны. В данном отношении особый интерес вызывает оффшорный бизнес, который выступает в роли законного бизнеса, способа законного планирования налогов, который подразумевает не просто хорошо установленный бухгалтерский учет и точное оформление отчетных балансов, но и законную возможность либо не уплачивать никаких налогов вообще, либо свести их уровень к минимальному по сравнению с уровнем действующих ставок.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что, во-первых, на современном этапе развития экономических отношений в мировой экономике ни одна страна не остается безучастной к процессам, происходящим в масштабах всего земного шара. Безусловно, доминирующим фактором является процесс глобализации во всех его проявлениях. Это является катализатором для дальнейшего взаимопроникновения экономик разных стран и усиления степени влияния и взаимозависимости данных экономических единиц друг от друга, а также от процессов, происходящих в мировой экономике в целом. Сегодняшний характер международных отношений таков, что ни один сектор национальной экономики не может не ощущать воздействия международных факторов. Каждый национальный производитель подвержен влиянию процессов, происходящих на международном уровне. Во-вторых, явление оффшорных зон в конце XX в. стало неотъемлемым элементом функционирования мировой экономики. Деятельность участников рыночных отношений в рамках их торговых и финансовых операций любого характера, может и чаще всего выстраивается с использованием компаний в оффшорных зонах. Оффшорные зоны, первоначально вторгнувшиеся в экономическую жизнь как некий феномен, стали частью повседневной деятельности международных компаний. Тем не менее, их зарождение не было случайным явлением, а было обусловлено рядом закономерностей и развитием всего мирового хозяйства в целом.
1 Теоретические основы оффшорных зон
1.1 Сущность понятия оффшорная зона и ее основные признаки
Оффшорные зоны - это специфическая форма системы коммерческой деятельности, тип свободной экономической зоны, который формируется для привлечения иностранного капитала. Главная отличительная особенность - это низкий уровень налогообложения и упрощённый режим регистрации иностранных компаний, однако, необходимо заметить, что налоговые льготы используются, как правило, исключительно для зарубежного капитала. Уровень участия иностранного капитала при этом не ограничен. Зачастую зарубежным фирмам даже не требуется представлять свои бухгалтерские отчёты в налоговую службу, достаточно уплаты единого налога. Кроме того, на личные доходы сотрудников зарубежных фирм действует низкая ставка налога [26].
Далее рассмотрим, более детально, что значит оффшорные зоны.
Оффшоры – это самый известный и эффективный способ налогового планирования. Отметим, что правоведы не имеют единого мнения о том, что можно считать оффшором.
В русском языке термины «оффшорная зона», а также «оффшор», появился из английского оборота речи и буквально означает «вне берега» или «в открытом море», «изолированный». Ещё можно говорить об оффшорах как о «налоговом рае» или «налоговом убежище».
По своей сути под оффшорными юрисдикциями понимаются страны или территории, которые осуществляют регистрацию компаний, которые могут воспользоваться предоставляемыми льготами налогового режима после регистрации. Компании, получившие регистрацию в оффшорных центрах, находятся под юрисдикцией государства где они пребывают и поэтому должны четко соблюдать местное законодательство. О компании, зарегистрированной в оффшорном центре, можно сказать следующее: де-юре она является компанией, создаваемой по законодательству какой-либо страны, а вот де-факто она проводит свою деятельность вне границ этой страны.
Оффшорная индустрия зародилась по причине желания некоторых стран привлечь инвестиции и стимулировать международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на государственное регулирование и вмешательство в экономику. Оффшорный бизнес начал развиваться в шестидесятых годах прошлого столетия, – все началось с возникновением новых государств, получивших независимость (в прошлом колонии). Эти государства для собственного развития хотели привлечь иностранный капитал, поэтому они стали предоставлять налоговые и другие льготы компаниям, которые не вели деятельность на их территории.
Предприятия и компании использующие оффшорные зоны, могут пользоваться следующими преимуществами: налоговые льготы, существенная свобода при ведении бухгалтерской отчетности, нет контроля валюты, неограниченная возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях главным образом, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только резидентов.
2 Показатели развития оффшорных зон в мировой экономике и их значение
2.1 Масштабы развития оффшорных зон в мире
Неуклонный рост рыночных отношений влечет за собой динамичный рост предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, приводит к значительному усложнению финансово-экономических взаимоотношений между субъектами делового оборота. Целью любого предпринимателя, безусловно, является минимизация издержек, поэтому он стремится осуществлять свою коммерческую деятельность в тех регионах и странах, отличающихся наиболее благоприятным налоговым и правовым режимом. Всё это в итоге и послужило причиной возникновения такого экономического явления как «оффшорная зона».
Под оффшорной зоной, как правило, подразумевают страну или территории, которые регистрируют фирмы, на которые будет распространяться льготный режим налогообложения. Сама компания с момента регистрации попадает под юрисдикцию страны пребывания и с этого времени должна строго соблюдать нормы и правила местного законодательства [11].
Оффшорные зоны находятся под пристальным вниманием с 2000 г., и особенно с апреля 2006 г., когда состоялась встреча лидеров крупнейших государств мира G20, на которой было принято решение о разработке мероприятий против юрисдикций, не желающих сотрудничать, то есть обмениваться информацией. Инициативы, выдвинутые Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и Международным Валютным Фондом, имели значительное влияние на оффшорную индустрию. В итоге большинство основных оффшорных зон усилили свое законодательство в отношении отмывания денег и других незаконных действий.
Сегодня в мире существует порядка 1,4 млн. оффшорных компаний, которые сконцентрированы в зонах льготного налогообложения: Карибский бассейн, Азиатско-Тихоокеанский район и Западная Европа. Около 65 % всех оффшорных центров расположено в развивающихся государствах, остальные - в развитых странах. Примерами оффшорных центров являются в основном островные территории [11]:
‒ Багамские,
‒ Антильские,
‒ Виргинские,
‒ Бермудские,
‒ Барбадос,
‒ Каймановы острова,
‒ Нормандские острова (Джерси и Гернси),
‒ Мальта,
‒ Кипр,
‒ Мадейра,
‒ Западное Самоа,
‒Гонконг,
‒ Ирландия,
‒ Ливан,
‒ Либерия,
‒ Панама,
‒ Лихтенштейн,
‒ Сингапур и многие другие.
3 Оффшоризация экономики Республики Беларусь
3.1 Участие Республики Беларусь в международном движении капитала
Участие Республики Беларусь в международном движении капитала осуществляется в основном в виде прямых иностранных инвестиций.
В январе-июле 2019 г. объем инвестированных в основной капитал средств составил 14,1 млрд. рублей, или 104,9 процента в сопоставимых ценах к уровню соответствующего периода прошлого года (в январе-июле 2018 г. по сравнению с январем-июлем 2017 г. инвестиции выросли на 11,3 процента) [16].
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП в январе-июле 2019 г. составила 19,4 процента (в январе-июле 2018 г. – 18,3 процента). За 7 месяцев 2019 г. произошло снижение объема инвестиций по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,6 процента. Увеличение объема капиталовложений наблюдалось среди организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам – на 7,7 процента, а также по организациям без ведомственной подчиненности – на 10,3 процента [16].
В настоящий период времени вектор инвестиционной политики направлен на повышение эффективности инвестиций. Направление инвестиций в модернизацию экономики представляет собой важнейшую цель инвестиционной политики Беларуси. Вследствие этого вложения инвестиций должны быть обеспечены наличием реальных источников финансирования и направляться только на реализацию эффективных инвестиционных проектов.
Далее более подробно рассмотрим поступление инвестиций в реальный сектор экономики Беларуси. Всего за 2013 год в реальный сектор Беларуси поступило 14,97 млрд. долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 11,1 млрд. долларов, портфельных – 0,12 млрд. долларов, прочих – 3,9 млрд. долларов. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объёме составляет 74% [16].
По итогам 2018 года поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь составило 10,8 млрд. долларов США, из них прямых – 8,5 млрд. долларов (78,7% от общего объема), портфельных – 0,004 млрд. долларов, прочих – 2,3 млрд. долларов.
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) (далее – ПИИ на чистой основе) за 2018 г. составили 1,6 млрд. долларов, или 131% к уровню прошлого года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1) Оффшорные зоны имеют значительный вес в мировой экономике и международном бизнесе, поскольку являются инструментом налогового планирования и оптимизации. Отечественные корпорации, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью и на сегодня являются наиболее развитыми, будут регистрировать свою деятельность и использовать налоговое планирование через оффшоры, пока в странах функционируют различные налоговые системы. Поэтому вопросы, касающиеся оффшорных зон, не перестают быть актуальными до сих пор. Те же аспекты касаются других зарубежных стран.
2) Существует много классификаций оффшорных зон: это небольшие государства или острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, оффшорные зоны повышенной респектабельности, классические оффшорные зоны, зоны, где обязательно представление налоговой отчетности и где нет. В данной курсовой работе приведена классификация по территориальному признаку. Также был представлен список оффшоров, который можно разделить на регионы: Европа, Азия и Индийский океан, Африка, Тихоокеанский регион, Центральная Америка и Карибский регион.
3) Специализация оффшоров во многом определяется специализацией зарегистрированных там оффшорных компаний. Главная особенность правового положения оффшорной компании - наличие нерезидентного статуса. Это означает, что центр управления и контора оффшорной фирмы находится за рубежом либо вообще отсутствует. Разновидностями оффшорной компании являются: торгово-посреднические компании (экспортно-импортные фирмы, закупочные и дистрибьюторские компании); компании холдингового типа (оперативно-холдинговые компании, инвестиционные компании, компании по владению судами, компании по владению недвижимостью, компании по владению объектами промышленной собственности); компании финансового профиля (оффшорные банки, финансовые посреднические компании, предприятия страхового сектора, компании общего страхования, управляемые компании, перестраховочные компании).
4) Механизм деятельности оффшорных зон и предприятий базируется на возможности минимизировать издержки. Особо выделяется ряд специфических видов хозяйственной деятельности, требующих оффшорных схем. Наиболее нуждаются в оффшорных операциях сделки по импорту-экспорту, по предоставлению услуг и по финансово-инвестиционным проектам. Организационно-правовые формы оффшорных фирм создаются в рамках островного и континентального права и гибридных форм
5) Оффшорные зоны мира - это не только отдельные государства. Они могут представлять собой провинции или штаты внутри страны, которые имеют свою собственную юрисдикцию.
1 Безналоговые страны и страны с льготным налогообложением – [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika-student.com/beznalogovye-strany-i-strany-s-lgotnym-nalogooblozheniem.html.
2 Бережной, А. Перспективная Беларусь: низконалоговый оазис / А. Бережной, И. Ковалевич. — Минск: Рифтур, 2015. — 12 с.
3 Беларусь в цифрах: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; редкол.: И. В. Медведева [и др.]. — Минск, 2016. — 72 с.
4 Васильева А. Офшорная тревога / А. Васильева // Коммерсантъ Деньги. 2013. № 4. С. 42–48.
5 Гагарин П. А. Деоффшоризация по-русски / П. А. Гагарин // Деловой фарватер. 2013. № 9. С. 3–17.
6 Движение прямых иностранных инвестиций – [Электронный ресурс]. URL:https://nmnby.eu/news/analytics/6886.html.
7 Катасонов В. Ю. Российская экономика под оффшорным колпаком // Институт высокого коммунитаризма. 2013. № 4. С. 4–15.
8 Кондрашонок, А. А. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь: льготы и преференции, предоставляемые инвесторам / А. А. Кондрашонок // Весн. Беларус. дзярж. экан. ун-та. — 2013. — № 2. — С. 17-25
9 Кузьмина Н. А. Анализ проблем двойного налогообложения // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 314-318. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/129/35874.
10 Место оффшорного бизнеса в системе международных экономических отношений – [Электронный ресурс]. URL: https://mirznanii.com/a/257789-6/mesto-offshornogo-biznesa-v-sisteme-mezhdunarodnykh-ekonomicheskikh-otnosheniy-6.
11 Назаренко В. А., Бочкова Е. В. Оффшорные зоны мира // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 626-629.
12 Новиков К. /Коммерсантъ-Деньги №2 (609) 22.01-28.01.2007, с.65
13 Новые оффшорные зоны мира – [Электронный ресурс]. URL:https://studopedya.ru/1-111305.html.
14 Операции с резидентами оффшорных зон: полный запрет? – [Электронный ресурс]. URL:https://neg.by/novosti/otkrytj/operacii-s-rezidentami-offshornyh-zon-polnyj-zapret-2415.
15 Осипов С.Ю. Свободная экономическая зона: как создать лучшие условия для бизнес-инкубатора // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/03/15894.
16 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение Январь-июль 2019 г [Электронный ресурс]. URL:https://www.nbrb.by/publications/ectendencies/rep_2019_07_ot.pdf.
17 Отдельные статистические показатели деятельности организаций Республики Беларусь, созданных с участием иностранных юридических или физических лиц за 2017 год – [Электронный ресурс]. URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/public_bulletin/index_7539/.
18 Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике – [Электронный ресурс]. URL:https://referat.ru/referat/offshornye-zony-ih-mesto-i-rol-v-mirovoy-ekonomike-609852/21.
19 Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике – [Электронный ресурс]. URL:http://www.refsru.com/referat-20011-8.html.
20 Результаты инвестиционной политики – [Электронный ресурс]. URL:http://www.economy.gov.by/ru/pezultat-ru/. Д
21 Страны оффшорной зоны – [Электронный ресурс]. URL:https://visasam.ru/emigration/vybor/strany-offshornoi-zony.html.
22 Трансфертные цены – [Электронный ресурс]. URL:// http://www.grandars.ru/student/nalogi/transfertnye-ceny.html.
23Халдин М. Мировой опыт оффшорного бизнеса. – М.: Межд. отношения, 1995.
24 Чернявский, С. П. Международный оффшорный бизнес и банки / С. П. Чернявский. – М.: Финансы и статистика, 2015. – С. 139-141.
25 Шепенко, Р.А. Порядок осуществления деятельности в оффшорном секторе Макао / Р.А. Шепенко // Деньги и кредит. – 2001. - №10. – С.60-63.
26 Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к оффшорам // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 11.
27 Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. UNCTAD, 2013.
28 Henry, J. (2012), “The Price of Offshore Revisited”, Tax Justice Network. July.
29 Kalotay, K. (2012), “Indirect FDI”, Journal of World Investment & Trade, vol. 13, no 4, pp. 542–555.
30 Liu, K., Daly, K., and Varua, M.E. (2012), “Determinants of Regional Distribution of FDI I nflows across China’s Four Regions”, International Business Research, vol. 5, no. 12, pp. 119–126.
31 World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. UNCTAD, 2013.