ВВЕДЕНИЕ
1 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Инвестиции, их функции и типология
1.2 Инвестиционная политика и ее инструменты
2 ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МИРОВОЙ ОПЫТ) ИЛИ НА ПРИМЕРЕ
2.1 Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности в мире
2.2 Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности в мировой экономике или экономике какой либо страны
3 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РБ
3.1 Характеристика инвестиционной политики в РБ
3.2 Стимулирование инвестиций и создание инвестиционного климата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного мира инвестиции имеют огромное значение для рыночной экономики. Они обеспечивают создание, обновление и расширение основных фондов, структурную перестройку экономики, повышение конкурентоспособности производимых товаров и укрепление экспортного потенциала предприятий и т.д.
Для эффективной деятельности отечественных предприятий особенно актуальной является проблема мобилизации и эффективного использования инвестиций. Инвестиционная привлекательность является неотъемлемой частью деловой активности субъектов хозяйствования, в том числе производственной, инновационной, рыночной, маркетинговой и иной деятельности. Формирование инвестиционной привлекательности, разработка четкой инвестиционной стратегии, определение ее приоритетов, мобилизация всех источников инвестиций имеют решающее значение для устойчивого и качественного развития предприятий в современных сложных условиях.
Существование и эффективная работа национального сектора экономики в рыночных условиях невозможна без устоявшегося управления его капиталом, то есть основными видами финансирования (вложения ресурсов) в виде материальных и денежных средств, различных видов финансовых инструментов, что обусловливает актуальность темы курсовой работы.
Целью настоящей работы является исследование роли инвестиций в экономике Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность инвестиций и рассмотреть их виды;
- рассмотреть опыт государственного регулирования инвестиционной деятельности зарубежных стран;
- проанализировать динамику и характер инвестиций в экономику Республики Беларусь;
- выявить проблемы и определить перспективы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Объектом исследования выступают инвестиции. Предметом исследования являются особенности привлечения инвестиций в экономику Республику Беларусь.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру, которая включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цель и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования. В первой главе работы рассматриваются теоретико-методологические аспекты инвестиций. Во второй главе рассмотрен зарубежный опыт государственного регулирования инвестиционной деятельности.
1 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Инвестиции, их функции и типология
Понятие «инвестиций» достаточно широкое, оно должно рассматриваться в разрезе всех разновидностей инвестиций. Уточнение вида инвестиций имеет важное значение для практической организации финансирования инвестиционной деятельности и определение его источников.
Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. По их качественному уровню, количественному росту и соотношению можно судить об инвестиционной политике государства, важной частью которой в последние годы является инновационная направленность [5, с.57].
По мнению М. Ример, инвестиции — это вложение денег в любую сферу экономической деятельности с целью получения в последующем выгоды (чистого дохода) [17, с. 29].
А. З. Селезнев считает, что инвестиции — имущество, принадлежащее инвестору на праве собственности или ином вещном праве, а также имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли, дохода или достижения иного значимого результата [19, с. 8].
П. И. Вахрин и А. С. Нешитой определяют иностранные инвестиции как «Все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей, осуществляемые иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами отечественных юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории страны с целью получения последующего дохода» [5, c. 32].
Е. Ф. Авдокушин, говоря об иностранных инвестициях, по сути, определяет прямые иностранные инвестиции, указывая, что при осуществлении иностранных инвестиций «…преследуется цель установления контроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал» [1, c. 62].
Приемлемым можно считать определение Л.Л. Игониной. Под иностранными инвестициями она подразумевает «динамический процесс преобразования инвестиционных ресурсов в инвестиционные вложения в целях приращения капитальной стоимости и получения дохода (эффекта)» [10, c. 55]. В своем определении автор не связывает иностранный капитал с определенными сроками, но оговаривает, что целью инвестиций является получение прибыли, т.е. окупаемость осуществленных затрат. При отсутствии прибыли отсутствует мотивация инвестиционной деятельности, поэтому инвестиции – это вложение иностранными инвесторами капитала на условиях получения прибыли в дальнейшем.
2 ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МИРОВОЙ ОПЫТ) ИЛИ НА ПРИМЕРЕ
2.1 Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности в мире
В странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности принимает на себя одновременно несколько функций.
Первая функция – это регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса. По сути дела, это главная макроэкономическая функция по управлению инвестиционным процессом в развитой рыночной экономике, осуществляемая через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политики.
Вторая функция – это выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита.
Третья функция – это прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций.
Политика налогообложения прибыли, амортизационная политика и различные формы налогового кредита и субсидий, а также политика налогообложения доходов физических лиц в развитой рыночной экономике – главнейшие методы регулирования капиталовложений и капиталонакопления, особенно в периоды депрессий и кризисов. В первые послевоенные годы при переходе от чрезвычайных (административных) к обычным (косвенным) способам регулирования инвестиционной деятельности, когда темпы экономического роста и накопления были относительно высокими и, наоборот, во многих случаях во избежание инфляции требовалось торможение экономических процессов, стратегия и тактика инвестиционной политики развитых капиталистических государств заключалась во введении более высоких уровней налогообложения при значительных (весьма дифференцированных и целенаправленных) льготах различным категориям налогоплательщиков.
Однако по мере исчерпания первой послевоенной волны капиталонакопления, связанной с послевоенной перестройкой и накоплением материального потенциала экономики, увеличения трудо-, материалоэнергетических затрат в производстве, в стратегии капиталонакопления и управления инвестиционным процессом на передний план в этих странах стали все более выходить проблемы общего и структурообразующего стимулирования капиталовложений.
3 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Характеристика инвестиционной политики в Республике Беларусь
Разработку и реализацию инвестиционной политики в Республике Беларусь осуществляют основные органы госуправления страны такие, как Аппарат Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, а также все отраслевые министерства и ведомства Республики Беларусь по принадлежности.
Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.
Государственная поддержка привлечения иностранных инвестиций оказывается в виде предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь, централизованных инвестиционных ресурсов, заключения инвестиционного договора, в форме концессий. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам. Вид, объем и продолжительность государственной поддержки, предоставляемой организациям, осуществляющих деятельность по внедрению новых и передовых технологий, определяются отдельно для каждого случая по решению Президента Республики Беларусь [12].
В целях создания благоприятных условий для инвестиций, осуществляемых инвесторами государства на территории другого государства, Республика Беларусь подписала более 60 соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций. Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2015 года № 480 «О проекте международного договора» одобрен проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана о взаимном поощрении и защите инвестиций.
Решения о государственной поддержке инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, использованием средств централизованных инвестиционных ресурсов, участием государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями путем их учреждения должны быть приняты на основе государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.
21 января 2016 г. вступило в силу Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества, подписанное 12 декабря 2008 года Россией, Беларусью, Казахстаном, Киргизии й и Таджикистаном [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиции классифицируются по множеству признаков, а среди форм инвестиций выделяют: реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции. Роль инвестиций в экономике заключается в создании добавленной стоимости и обеспечении роста благосостояния экономики, что, в свою очередь, стимулирует приток стимулируемых инвестиций при сохранении склонности к сбережениям и производительности капитала в структуре экономики.
В результате изучения информации во второй главе можно сказать, что возможность появления, как выгод, так и издержек зарождает разногласия по поводу иностранных инвестиций среди ученых и исследователей экономической науки, среди политических деятелей. Безусловно, инвестиции являются главной частью экономического развития любой страны. Инвестиционная деятельность устанавливает ядро эффективного и стабильного развития экономики страны, намечает перспективные направления для проведения модернизационной политики и диверсификации отраслей экономики. Поэтому особенно важно привлекать иностранные инвестиции в страны с развивающейся экономикой, так как последние порой не имеют финансовой возможности для успешного развития отечественной экономики исключительно за счет собственных ресурсов.
Объем иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь, несмотря на рост в период с 2016 по 2018 гг., за пять лет сократился на 1337 млн. долл. США, в том числе на 835 млн. долл. США в 2019 году. Наибольшее снижение за пять лет наблюдалось по прочим направлениям инвестиций (-1 331 млн. долл. США ща пять лет). По прямым иностранным инвестициям резкое снижение произошло в 2019 году – на 1 304 млн. долл. США, или на 15,3 % за год. При этом практически отсутствовали портфельные иностранные инвестиции, доля которых не превышала 0,08 % от общего объема иностранных инвестиций и составила в 2019 году всего 0,07 % (что свидетельствует о низком уровне развития фондового рынка и низкой интенсивности создания новых иностранных предприятий за счет иностранных инвестиций).
Существуют следующие проблемы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь: неопределенность ведения бизнеса; недобросовестная конкуренция со стороны местных государственных предприятий; правовая нестабильность; неопределенность политики приватизации; сложные для понимания иностранных инвесторов налоговые и административные положения; высокая доля государственной собственности; механизм приобретения и регистрации земли;
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения : учеб. пособие / Е. Ф. Авдокушин. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Маркетинг, 2016. — 340 с.
2. Беларусь в цифрах, 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_ compilation/index_13297/.
3. Боган, С. А. Эффективность инвестиционной политики Республики Беларусь / С. А. Боган // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2012. - N 5. - С. 20-25.
4. Бурмистрова, Т.В. Формирование инвестиционной политики на разных уровнях управления: курс лекций / Т.В. Бурмистрова, Н.С. Резникова // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №1. – С.117-128.
5. Вахрин П. И. Инвестиции : учеб. / П. И. Вахрин, А. С. Нешитой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и Ко, 2015. — 380 с.
6. Доклад о мировых инвестициях 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2019_overview_ru.pdf.
7. Ермолович, М. Л. Как привлечь иностранный капитал / М. Ермолович // Финансы, учет, аудит. – 2017. – № 12. – С. 6-9.
8. Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» от 12 июля 2013 года № 53-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300053.
9. Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции : учеб. пособие / Л. А. Зубченко. — М. : Книгодел, 2016. — 160 с.
10. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015. – 143 с.
11. Иностранные инвестиции в Республику Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/finansy/godovye-dannye_14/inostrannye-investitsii-v-respubliku-belarus/
12. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/.
13. Муха, Д. В. Эффективность привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь [Текст] / Д. В. Муха// Белорусский экономический журнал. - 2013. - № 1. - С. 46-63.
14. Муха, Д. В. Влияние экономических и институциональных факторов на привлечение прямых иностранных инвестиций / Д.В. Муха // Банковский вестник. – 2016. – № 2. – С. 40-50.
15. Национальный банк Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/.
16. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
17. Об утверждении комплекса мероприятий по развитию национальной инновационной системы на 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file29f492600f872920.PDF
18. Привлечение прямых иностранных инвестиций: рекомендации для Беларуси по использованию имеющегося потенциала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/pp2015r04.pdf
19. Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций : учебник / под ред. М. И. Римера. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2015. – 425 с.
20. Саралидзе, А. Эффективная инвестиционная политика: определяющий фактор межрегиональной инновационной интеграции [Текст] / А. Саралидзе, О. Доничев// Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 7. - С. 81-88.
21. Селезнев, А. З. Об особенностях и содержании политики привлечения прямых иностранных инвестиций / А. Селезнев // Экономист. – 2017. – № 8. – С. 3-11.
22. Сулейманов, М. Д. Инвестиционная политика и ее роль в стратегии социально-экономического развития страны [Текст] / Сулейманов Минкаил Джабраилович// Российское предпринимательство. - 2013. - № 3 (225). - С. 4-10.
23. Шабловская Т.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь: финансовый аспект / T.B. Шабловская // Потреб. кооперация (Республика Беларусь). – 2015. – № 1. – С. 60-63.