Введение
1 Модель стратегического планирования. Миссия и цели организации. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии
2 Характеристика организации ЗАО «АМКАДОР-УНИКАБ»
3 Составляющие модели стратегического планирования на примере организации ЗАО «АМКАДОР-УНИКАБ»
4 Анализ некоторых факторов, оказывающих влияние на стратегический выбор, осуществляемый руководством. Разработка рекомендаций по совершенствованию работы в данном направлении
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, стратегическое планирование приобретает на наших предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.
Назначение стратегического планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией.
Суть стратегического планирования заключается в том, что четкая стратегия и неукоснительное ее выполнение приносит организации финансовые выгоды. Это означает, что осуществление стратегического планирования позволяет организации осуществлять эффективную хозяйственную деятельность с наименьшими затратами. Стратегическое планирование помогает организации в достижении ее главной цели – получении прибыли, поэтому его необходимость в настоящее время не вызывает сомнений. На сегодняшний день стратегическое планирование является основой управления организацией, обеспечивающей финансовую устойчивость, увеличение конкурентоспособности производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
1 Модель стратегического планирования. Миссия и цели организации. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии
Стратегическое планирование является одной из функций стратегического менеджмента, процесс которого состоит из выбора целей и достижения их посредством специальных методов.
Стратегическое планирование – это основа для управленческих решений, связанных с эффективностью управления организации, что способствует ее развитию [4, с.69].
В современной динамично изменяющейся экономической ситуации, очень сложно добиться положительных финансовых результатов без предварительного планирования действии по их достижению и без прогнозирования последствий принятых управленческих решений.
Стратегическое планирование помогает компаниям определиться с долгосрочными целями и приоритетами, обнаружить свои слабые/сильные стороны, наметить новые возможности и учесть многие другие аспекты бизнеса.
Основными моделями стратегического планирования являются:
− сбалансированная система показателей;
− цели и ключевые результаты;
− теория изменений
− SWOT-анализ;
− анализ пяти конкурентных сил Портера;
− PESTLE-анализ;
− видение;
− VRIO-анализ [1, с.256].
2 Характеристика организации ЗАО «АМКАДОР-УНИКАБ»
ЗАО «Завод «Уникаб» ныне ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» создано в июне 1991 года путем преобразования государственного предприятия – Молодечненская «Межрайагропромтехника».
ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» зарегистрировано решением Минского областного исполнительного комитета № 700 от 05.08.2005 года в Едином государственном регистре юридических и индивидуальных предпринимателей за № 600077950 (свидетельство о государственной регистрации серии КО №0008603) и является правопреемником прав и обязательств Закрытого акционерного общества «Завод Уникаб». Юридический адрес: Минская область, г. Молодечно, ул. Великий Гастинец, д. 38, УНП 600077950.
ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» является коммерческой организацией, обладает правами юридического лица, имеет в собственности обособленное имущество и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам. ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» входит в состав предприятий холдинга ЗАО «Амкодор», которое является одним из крупнейших производителей в Республики Беларусь дорожно-строительных техник. Высшим органом управления предприятия является Собрание акционеров.
Основным видом выпускаемой продукции ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» являются кабины для дорожно-строительной техники, техники для лесопромышленного комплекса и сельского хозяйства. Производимая предприятием продукция поставляется на ЗАО «АМКОДОР» – управляющая компания холдинга» г. Минска для полной комплектации выпускаемой техники. ЗАО «АМКОДОР» – управляющая компания холдинга» является основным поставщиком и покупателем для ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ», основной объем выручки предприятие получает от ЗАО «АМКОДОР» - управляющая компания холдинга» за поставляемые кабины.
3 Составляющие модели стратегического планирования на примере организации ЗАО «АМКАДОР-УНИКАБ»
В организации ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» стратегическим планированием деятельности предприятия занимается отдел планирования на основе аналитики, которую ему предоставляют ведущий экономист, состоящий в штате бухгалтерии, совместно с главным бухгалтером. На очередной финансовый год составляется стратегический план и помесячно планы с оперативной корректировкой еженедельно.
Подготовка стратегического плана представляет собой многоступенчатый процесс, охватывающий определение видения, миссии, ценностей, целей, стратегии и программ. Рассмотрим реализацию каждого из этих этапов в ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ».
Первый этап предполагает видение организации. Таковым для ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» является лидерство на отечественном и международном рынке машиностроительных организаций СНГ и стран ЮВА.
Очевидным недостатком данной формулировки видения являются широкий охват и отсутствие временных рамок. Так, например, необходимо больше конкретизировать представление о собственной позиции организации в будущем, говоря о более точной желаемой доле рынка и временном периоде (например, завоевание 55% рынка грузоперевозок через 10 лет). При этом стоит отметить, что в видении компании точно определены основные направления грузоперевозок по странам.
Вместе с описанием видения компании определяется ее миссия, то есть ее предназначение на рынке.
4 Анализ некоторых факторов, оказывающих влияние на стратегический выбор, осуществляемый руководством. Разработка рекомендаций по совершенствованию работы в данном направлении
Стратегическое планирование осуществляется с регулярной корректировкой данных с учетом изменяющейся внешней среды, ставшей особенно актуальной в период 2020 года (пандемия коронавируса, ограничения и особые условия при перевозке грузов, особенно международные перевозки (закрытие границ, наличие справки и т.п. при пересечении границы).
На рынке машиностроительных организаций функционирует большое количество компаний, реализующих аналогичные товары и продукцию, как результат, присутствует высокая конкуренция. Постоянно изменяющая внешняя среда требует регулярного анализа и контроля. В связи с этим рассмотрим текущую ситуацию на рынке машиностроительной продукции касательно основных конкурентов организации, сильных и слабых сторон самой организации, ее угроз и возможностей.
Для этого используем модель пяти конкурентных сил Портера, выявим прямых и косвенных конкурентов, определим ключевые факторы конкурентоспособности, на их основе сравним саму организацию ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» с ее ключевыми конкурентами, проведем SWOT-анализ.
На основе всех этих инструментов затем можно будет сделать вывод об использовании конкретных стратегий для компании.
Для оценки внешних и внутренних сильных и слабых сторон, возможностей и угроз при стратегическом планировании ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» применяется SWOT-анализ.
Заключение
Стратегическое планирование является одной из функций стратегического менеджмента, процесс которого состоит из выбора целей и достижения их посредством специальных методов. Стратегическое планирование – это основа для управленческих решений, связанных с эффективностью управления организации, что способствует ее развитию. В современной динамично изменяющейся экономической ситуации, очень сложно добиться положительных финансовых результатов без предварительного планирования действии по их достижению и без прогнозирования последствий принятых управленческих решений.
ЗАО «Завод «Уникаб» ныне ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» создано в июне 1991 года путем преобразования государственного предприятия – Молодечненская «Межрайагропромтехника».
ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» является коммерческой организацией, обладает правами юридического лица, имеет в собственности обособленное имущество и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам. ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» входит в состав предприятий холдинга ЗАО «Амкодор», которое является одним из крупнейших производителей в Республики Беларусь дорожно-строительных техник. Высшим органом управления предприятия является Собрание акционеров.
Основным видом выпускаемой продукции ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ» являются кабины для дорожно-строительной техники, техники для лесопромышленного комплекса и сельского хозяйства.
1. Агафонов, В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В.А. Агафонов. – М.: Инфра-М, 2019. – 350 c.
2. Бараненко, С.П. Стратегический менеджмент. / С.П. Бараненко. – М.: Центрполиграф, 2019. – 480 c.
3. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л.Е. Басовский и др. – М.: Инфра-М, 2018. – 80 c.
4. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: Форум, 2016. – 240 c.
5. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 290 c.
6. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. – М.: Риор, 2018. – 430 c.
7. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 507 c.
8. Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. организация стратегического развития: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.И. Малюк. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 361 c
9. Носова, С.С. Стратегический менеджмент / С.С. Носова. – М.: Русайнс, 2018. – 176 c.
10. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.Н. Родионова. – М.: Риор, 2018. – 256 c.
11. Савченко, А.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.Б. Савченко. – М.: Риор, 2019. – 440 c.
12. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2016. – 468 c.
13. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент. Краткий курс / М.Б. Шифрин. – СПб.: Питер, 2017. – 320 c.