ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы организации информационной логистической сети на промышленных предприятиях
1.1 Понятие информационной логистической сети предприятия
1.2 Особенности организации информационной логистической сети на промышленных предприятиях
1.3 Современное развитие информационных технологий в логистике
2 Анализ организации информационной логистической сети в КУП ТЦ «Радзивилловский»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ состояния существующей информационной логистической сети предприятия
2.3 Оценка эффективности организация информационной логистической сети на предприятии
3 Совершенствование организации информационной логистической сети в КУП ТЦ «Радзивилловский»
3.1 Внедрение электронной цифровой подписи в организации
3.2 Экономическая эффективность предложенного мероприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Информация в любых формированиях, будь то экономические, социальные или политические, всегда имела ключевое значение, начиная с того далекого времени, когда взаимодействия между людьми, воздействия их друг на друга, а значит, и взаимодействия между элементами управления любыми объектами только зарождались.
На различных ступенях развития общества целевые установки его деятельности в целом и каждого человека в отдельности были различны. Вплоть до XII века включительно все усилия человечества были направлены на овладение веществом: основой общественного прогресса являлось познание свойств вещества. Сначала изготавливались примитивные, а затем все более сложные орудия труда, вплоть до механизмов и машин, позволяющих изготавливать потребительские ценности.
На следующем этапе становления индустриального общества важнейшей стала проблема овладения энергией, сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке – атомной. Поступательное овладение различными видами энергии привело к созданию массового производства потребительских ценностей, что способствовало повышению уровня жизни людей и переменам в характере их труда.
Сегодня можно признать: человеческая цивилизация вступила в информационную эпоху. Доля информационной экономики в экономически развитых странах, выраженная в суммарном рабочем времени, составляет 70-80 %, и эта величина постоянно возрастает.
Переход к информационной стадии развития современного общества очевиден: в подавляющем большинстве стран более 50 % населения занято в сфере информационных услуг. Общество становится информационным.
Таким образом, современная эпоха – это время грандиозной технологической и информационной революции. Сложность различных процессов в человеческой жизнедеятельности, их разнообразие и количество многократно возросли. Соответственно объемы информационных потоков, сопровождающих и связывающих эти процессы, неизмеримо выросли. Чтобы эффективно управлять этим информационным «ураганом», требуются все более мощные и надежные средства сбора, хранения, обработки, анализа и рационального использования гигантских массивов информации.
Именно поэтому ядром развертывающейся технологической и информационной революции является современная информационная технология, то есть все то, что связано со сбором, накоплением и обработкой информации, и ее основной элемент – компьютеризация.
1 Теоретические основы организации информационной логистической сети на промышленных предприятиях
1.1 Понятие информационной логистической сети предприятия
Достижение целей логистики требует постоянного наблюдения и воздействия на логистические процессы посредством управления, направленного на координацию деятельности всех подразделений, занятых работой по производству и реализации продукции. Информационное обеспечение является основным инструментом подобного объединения, т.к. информация возникает при выполнении разнообразных логистических операций и сопровождает материальный поток на всех этапах его продвижения. Информация используется при выработке и принятии управленческих решений в логистической системе.
Информационная логистика представляет собой существенное для организации звено, связывающее закупочную, производственную и сбытовую деятельность предприятия, т.к. организует поток данных, сопровождающих материальный поток, и реализует информационные процессы, протекающие в логистической системе.
Задача информационной логистики – обеспечение высокой степени наполнения информацией системы управления, а также предоставление каждому уровню иерархии управления логистической системы необходимой ему информации должного качества и в необходимые сроки.
В основе процесса управления материальными потоками находится обработка информации, которая циркулирует в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие «информационный поток».
Информационный поток – это совокупность сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций, находящихся в упорядоченном движении внутри логистической системы либо между логистической системой и внешней средой по заданным направлениям с фиксированными начальными, промежуточными и конечными точками.
Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных, электронных или визуальных документов, а также устных сообщений.
Весь процесс логистики характеризуется тесной связью материальных и информационных потоков. Выделяют несколько вариантов их взаимодействия:
- информация опережает материальный поток (асинхронный поток): поступают предварительные сведения о предстоящем прибытии груза (прямое направление) или о заказе (встречное направление).
2 Анализ организации информационной логистической сети в КУП ТЦ «Радзивилловский»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Предприятие «Минский хладокомбинат № 1» начало свою историю в далекое и сложное послевоенное время. По решению Минмясомолпрома СССР для обеспечения г. Минска мясомолочной и рыбной продукцией в 1951 году был организован хладокомбинат, который занимался так же созданием государственных резервов мяса и масла, а затем развозил их по всему Советскому Союзу.
Сегодня «Минский хладокомбинат № 1» это современное, высокотехнологичное предприятие, занимающееся не только оптовой торговлей, логистикой и хранением продукции, но и развитием собственного производства.
В 2015 году «Минский хладокомбинат № 1» по решению Мингорисполкома вошел в состав ФМХК №1 КУП «ТЦ «Радзивилловский», как крупное оптово-логистическое звено в статусе филиала государственной торговой сети, продолжая развивать направления своей деятельности и к тому же обеспечивая всем имеющимся ассортиментным перечнем вновь созданную сеть, включающую 27 объектов торговли и 10 заведения общественного питания.
Одним из объектов торговли является магазин ФМХК №1 КУП «ТЦ «Радзивилловский», который располагается по адресу г. Минск, ул. Панченко, 44.
Магазин имеет торговую площадь 240 кв.м., покупателям предлагается множество различных товаров, которые представлены в отделах:
- молочный,
- бакалея,
- колбасно-мясной,
- овощи и фрукты,
- напитки, вода и соки,
- хлебо-булочный,
- кондитерский,
- алкогольный,
- товары для дома и отдыха.
Качество предлагаемых товаров гарантировано и сертифицировано.
Согласно Уставу основными видами деятельности, которыми занимается организация, является: оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия; производство мяса и мясопродуктов; розничная торговля вне магазинов; предоставление услуг ресторанами; предоставление услуг барами; сдача в наем собственного недвижимого имущества.
3 Совершенствование организации информационной логистической сети в КУП ТЦ «Радзивилловский»
3.1 Внедрение электронной цифровой подписи в организации
Рассмотрим процесс перевода бумажного документооборота в электронный вид. Чтобы применить ЭЦП, необходимо учесть все требования Закона. Рассмотрев имеющиеся информационные ресурсы, позволяющие осуществлять экономическо-хозяйственную деятельность в SAP, было рассчитано, что минимальное количество рабочих мест, на которых будет применяться ЭЦП, составляет 230. Но, поскольку формирование первичных документов происходит на уровне низкоквалифицированных рабочих (кладовщиков, операторов, материально-ответственных лиц), необходимо учитывать особенность текучести персонала по данным профессиям, которая составляет 13%. Поскольку ЭЦП выдается каждому индивидуально и не может передаваться и использоваться другим человеком, при увольнении необходимо утилизировать имеющуюся и выдать новую ЭЦП принятому сотруднику. Это привело к расчету затрат на 260 рабочих мест.
На основании защиты информации, согласно Закону об электронной подписи, предприятию необходимо провести следующее.
1. Приобрести оборудование (определено на базе решений крипто провайдера и разработчика РУЦ ГосСУОК, г Минск).
1.1 Для защищенного документооборота:
– закупить LISSI-SSF Server под управлением OC Linux, MS Windows 2000/XP, AIX, HP/UX, Solaris;
–закупить LISSI-SSF Client для ОС MS Windows 2000/XP;
– закупить криптопровайдер Lissi-CSP;
– закупить ключевой носитель eToken для хранения ключевой пары пользователя; изготовить сертификаты на рабочие места пользователей.
1.2 Для организации защиты сетевых подключений:
– закупить LISSI-SSF Server под управлением OC Linux, MS Windows 2000/XP, AIX, HP/UX, Solaris;
– закупить LISSI-SSF Client для ОС MS Windows 2000/XP;
– изготовить сертификаты на рабочие места пользователей.
Для внедрения и хранения информации на программном уровне:
– закупить сервер хранения информации для SAP;
– внедрить в SAP 2 формы для возможности подписи документа электронно-цифровой подписью.
Общая сумма затрат на приобретение оборудования представлена в таблице 3.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятие «Минский хладокомбинат № 1» начало свою историю в далекое и сложное послевоенное время. По решению Минмясомолпрома СССР для обеспечения г. Минска мясомолочной и рыбной продукцией в 1951 году был организован хладокомбинат, который занимался так же созданием государственных резервов мяса и масла, а затем развозил их по всему Советскому Союзу.
В 2015 году «Минский хладокомбинат № 1» по решению Мингорисполкома вошел в состав ФМХК №1 КУП «ТЦ «Радзивилловский», как крупное оптово-логистическое звено в статусе филиала государственной торговой сети, продолжая развивать направления своей деятельности и к тому же обеспечивая всем имеющимся ассортиментным перечнем вновь созданную сеть, включающую 27 объектов торговли и 10 заведения общественного питания.
выручка от реализации услуг возросла в 2018 году по отношению к 2017 году на 13230 тыс. р. или на 18,3%. А в 2019 году по отношению к 2018 году наблюдается рост выручки от реализации продукции на 6811 тыс. р. или на 8,0%. Стоит отметить, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом наблюдается снижение валовой прибыли на 165 тыс. р. или на 0,7%.
Прибыль от реализации услуг в 2018 году по отношению к 2017 году возросла на 5262 тыс. р., а в 2019 году по отношению к 2018 году наблюдается рост на 8 тыс. р.
Рентабельность реализованной продукции в 2018 году увеличилась на 5,94% по сравнению с 2017 годом, а в 2019 году она снизилась на 1,52% по сравнению с 2018 годом. За счет снижения прибыли от реализации продукции рентабельность продаж имеет положительное значение, а это положительный момент в деятельности организации, хотя и снижается.
Производительность труда работников в 2019 году по сравнению с 2018 годом возросла на 8,0%.
Таким образом, в 2019 году наблюдается положительный момент, это получение прибыли от реализации услуг в 2019 году и рост ее по сравнению с 2018 годом, соответственно можно утверждать, что организация в 2019 году сработала наиболее эффективно по сравнению с 2018 годом. Также об этом говорит рост выручки от реализации продукции, производительности труда. Однако показатель чистой прибыли значительно снизился, что говорит о неэффективном текущем использовании средств.
С каждым годом на ФМХК №1 КУП «ТЦ «Радзивилловский» осуществляется все больший переход от традиционного учета к компьютерному, хотя все еще большой поток информации (в производстве, в складском и транспортном хозяйстве) проходит через бумажные носители и журналы учета. Автоматизация влечет за собой более четкую работу всех служб, не подавляя, а наоборот, усиливая человеческий фактор.
1. Баландин А. В. Информационные технологии: Учебное пособие [Текст] / А. В. Баландин, М. А. Бородинова, Л. А. Жаринова. – Самара : Самарская гуманитарная академия, 2004. – 43 с.
2. Барбаков О. М. Информационные технологии в управлении : учебное пособие [Текст] / О. М. Барбаков, Т. А. Николенко. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2012. – 384 с.
3. Бауэрсокс, Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок: пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 640 с.
4. Борисов Д. Н. Корпоративные информационные системы : Уч.-метод. пособие для вузов. – Воронеж : Воронежский государственный университет, 2007. – 99 с.
5. Гаджинский, А.М. Логистика : учеб. для высш. учеб. заведений. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и Ко, 2015. – 419 с.
6. Галанов, В.А. Логистика: учебник для студентов / Галанов В.А. – 2-е изд. – Москва: Инфра-М, 2015. – 272 с.
7. Гончаров, В.Н. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика: учебн. пособие / В.Н. Гончаров. – Минск: Мисанта, 2015. – 464 с.
8. Григорьев, М.Н. Логистика. Базовый курс : учебник / М.Н. Григорьев, С.А. Уваров. – М. : Юрайт, 2014. – 782 с.
9. Джонсон, Дж. С. Современная логистика / Дж. С. Джонсон. – 7–е изд. – М.: ИД «Вильямс», 2015. – 624 с.
10. Еловой, И.А. Логистика: учебн.-метод. пособие / Еловой И.А. – Гомель: БелГУТ, 2016. – 245 с.
11. Казакова И. А. История вычислительной техники: учебное пособие [Текст] / И. А. Казакова. – Пенза : ПГУ, 2011. – 232 с.
12. Карпова, Н. П. Инфраструктура логистических процессов / Вестник Самарского государственного экономического университета. — Самара, 2011. – 77 с.
13. Когаловский М. Р. Перспективные технологии информационных систем [Текст] / М. Р. Когаловский. – М. : ДМК Пресс. Компания АйТи, 2003. – 288 с.
14. Колодин, В.С. Основы коммерческой логистики : учеб. пособие / В.С. Ко-лодин, В.И. Бураков. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. – 364 с.
15. Курочкин, Д.В. Логистика и управление цепями поставок: практ. пособие / Д.В. Курочкин. – Минск: Альфа–книга, 2016. – 352 с.
16. Левкин, Г.Г. Основы логистики: учебник / Г.Г. Левкин, А.М. Попович – М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015 – 387 с.
17. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в целях поставок / В. В. Дыбская [и др.]. – М.: Эксмо, 2017. – 939 с.
18. Логистика: Учебное пособие / О. В. Верниковская, О. В. Ерчак, Т. В. Кузнецова [и др.]; под общей ред. И.И. Полещук. – 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2018. – 267с.
19. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Маргунова [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 507 с.
20. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
21. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2013. – 176 с.
22. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учебник / Н. К. Моисеева. – М.: Инфра-М, 2019. – 527 с.
23. Ясенев В. Н. Информационные системы и технологии в экономике : учебное пособие [Текст] / В. Н. Ясенев. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 560 с.
24. Hompel M., Rehof J., Wolf O. (Eds.) Cloud Computing for Logistics. Springer Cham Heidelberg New York Dordrecht London, 2015. – 139 p.
25. Curkovic S., Scannell T., Wagner B. Managing supply chain risk: integrating with risk management. CRC Press, 2016. – 262 p.