Введение
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Сущность маркетинговой деятельности предприятия
1.2 Планирование и управление маркетинговой деятельностью
2 Организация маркетинговой деятельности ОАО «Бабушкина крынка»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Бабушкина крынка»
2.2 Анализ маркетинговой деятельности в ОАО «Бабушкина крынка»
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Бабушкина крынка»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговая деятельность является объективной необходимостью ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности предприятия на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Она направлена на определение конкретных целей и путей их достижения.
В современном мире производитель должен выпускать продукцию, которая найдет, сбыт и принесет прибыль. Для этого необходимо изучать общественные и индивидуальные потребности, запросы рынка как необходимое условие и предпосылку производства. Концепция «производство начинается с потребления, а не по обмену» нашла свое воплощение в маркетинге.
Эффективное применение средств маркетинговой политики является ключевым фактором успеха любого предприятия, так как современный потребитель получает информацию из прессы, телевидения, рекламы. И предприятия для привлечения внимания к своим сообщениям должны разумно оценивать значение и ценность предоставляемой ими информации.
Актуальность маркетинговой политики обусловлена теми преимуществами, которые правильно сформированная маркетинговая политика дает предприятию. Среди них в первую очередь выделяются такие, как увеличение объема продаж вследствие привлечения новых клиентов и, соответственно, повышение прибыли; создание благоприятного имиджа предприятия и его товаров в глазах потенциальных потребителей; воздействие на спрос; формирование знаний потенциальных потребителей о товаре, выпускаемом предприятием.
Предмет исследования – маркетинговая деятельность ОАО «Бабушкина крынка».
Объект исследования – ОАО «Бабушкина крынка».
Целью курсовой работы является повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия на примере объекта исследования.
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Сущность маркетинговой деятельности предприятия
Основой современной системы производства является рыночная концепция. Это, прежде всего, учет рыночного спроса, требований потребителя к количественным и качественным характеристикам продукции.
Рациональное хозяйствование возможно лишь в том случае, если предпосылкой ориентации производства и сбыта продукции будут требования рынка. Маркетинг можно рассматривать, как инструмент регулирования производства и сбыта, а, следовательно, и рыночных отношений [1, с. 38].
При этом потребитель диктует свои условия на рынке, требования к свойствам продукции, а производитель к ним активно приспосабливается. Создается замкнутый и постоянно действующий процесс непрерывного влияния потребителя на производство. Влияние спроса на рынок - процесс с обратными связями. В этом проявляется характерная черта маркетинга.
Под маркетингом понимают такую систему управления предприятием, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции, отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам, в заранее установленных объемах.
Реализация определенной ассортиментной структуры должно обеспечить предприятию получение максимальных прибылей или стабильное положение на рынке. Философия маркетинга заключается в выпуске производителем такой продукции, которой заранее обеспечен, сбыт, достижении предприятием определенного уровня рентабельности и получения массы прибыли. Суть маркетинговой деятельности отражает объективные условия развития рынка [2, с. 113].
Основными принципами маркетинга как системы управления являются: обоснованный выбор стратегических целей деятельности и развития предприятий; эффективное сочетание производства новейшей продукции, продукции, предназначенной к снятию с производства; комплексный подход к согласованию целей с ресурсами и возможностями предприятия, определение путей достижения целей (разработка программ маркетинга по продукции и в производственном отделе); достижение оптимального сочетания в управлении предприятием элементов централизации и децентрализации.
2 Организация маркетинговой деятельности ОАО «Бабушкина крынка»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Бабушкина крынка»
Сегодня холдинг «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» – это динамично развивающееся крупнейшее в Беларуси организация-производитель молочной продукции.
История организации начинается с Могилевского молочного комбината, который был введен в эксплуатацию в 1979 году, а в ходе приватизации в 1995 году был преобразован в открытое акционерное общество. 13 декабря 2012 года решением Могилевского городского исполнительного комитета открытое акционерное общество «Бабушкина крынка» переименовано в холдинг «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» и зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Акции компании распределены между 5,371 тысячи акционерами, в числе которых 20 юридических лиц. В уставном фонде акционерного общества – более 96,113 млн. акций стоимостью Br 1 тыс. ($0,07) за 1 акцию. Среднесписочная численность работающих составляет около 1,5 тыс. человек.
В структуру молочного холдинга входят ОАО «Бабушкино подворье», 13 филиалов и 2 производственных цеха: «Белыничский» и «Чаусский». Последним шагом на пути создания холдинга было решение о присоединении ОАО «Осиповичский молочный комбинат» с его филиалами, перерабатывающего 330 тонн молока в сутки. Сырьевая зона Могилевской компании охватывает до 80 % объема молока, производимого в Могилевской области, это практически все районы Могилевской области – 17 из 21.
Холдинг «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» располагает современными производственными цехами, холодильниками, котельной, автопарком, столовой. Применение новых технологий и современных упаковочных материалов позволяет увеличить сроки годности и гарантирует сохранность высокого качества продукции.
Основная продукция холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» – молоко сухое обезжиренное, молоко сухое цельное, сыворотка сухая, казеин технический, масло сливочное, сыр, цельномолочная продукция: кефир, сметана, творог, сливки питьевые, йогурт термизированный и питьевой; сырки глазированные; мороженое; майонез; заменитель цельного молока (ЗЦМ).
3 Пути совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Бабушкина крынка»
На основании представленной ранее информации, на предприятии достаточно хорошо развита маркетинговая деятельность, однако среди основных средств реализации рекламной кампании в современном мире выступает – интернет-ресурсы, на которые ОАО «Бабушкина крынка» затрачивает незначительную часть средств, а именно 77,6 тыс. руб., отдавая предпочтение телевидению – 434,5 тыс. руб., и наружной рекламе.
Однако все большее значение в развитии эффективной коммуникационной политики приобретает Интернет. В настоящее время количество компаний, которые реализуют Интернет-маркетинг, постоянно увеличивается.
Интернет-маркетинг требует своей доли в бюджете маркетинга, которая будет стремиться к увеличению с течением времени, учитывая существующие для этого предпосылки. Для успеха предприятия необходимо сконцентрировать огромное внимание на проблеме оценки эффективности использования интернет-маркетинга.
Маркетинговое коммуникации в социальных медиа необходимы, потому что стремительное развитие социальных объединений в сети свидетельствует о том, что множество людей испытывают острую нужду в человеческих отношениях и стараются восполнить этот пробел в своей социальной жизни. А так как технологии постоянно совершенствуются, то это общение становится все более разносторонним и насыщенным [16, с. 108].
Маркетинговое коммуникации в социальных медиа обеспечивают:
- сохранение и повышение имиджа компании;
- ведение диалога и получение обратной связи;
- повышение лояльности посредством построения длительных взаимоотношений с клиентами;
- получение активной аудитории, участвующей в обсуждениях, конкурсах, мероприятиях, распространяющей информацию о компании;
- создание базы данных;
- установление эмоциональной связи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под маркетингом понимают такую систему управления предприятием, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции, отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам, в заранее установленных объемах.
Планирование маркетинговой деятельности на разных предприятиях осуществляется по-разному, в зависимости от поставленных целей и задач, от длительности планируемого периода, организации системы планирования.
Сегодня холдинг «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» – это динамично развивающееся крупнейшее в Беларуси организация-производитель молочной продукции.
На основании проведенного анализа финансово-экономических показателей можно сказать, что работа ОАО «Бабушкина крынка» не достаточно эффективна.
Чистая прибыль ОАО «Бабушкина крынка» наблюдалась только в 2018 г., по остальным годам отмечается убыток. Так в 2018 г. увеличение показателя составило 4459 тыс. руб. по сравнению с 2017 г. К 2019 г. снижение составило 1407 тыс. руб., что привело предприятие к убыткам в размере 493 тыс. руб.
Основным направлением маркетинговой деятельности ОАО «Бабушкина крынка» выступает продвижение товара до покупателя. ОАО «Бабушкина крынка» этим занимается отдел маркетинга.
ОАО «Бабушкина крынка» находится на втором месте среди основных конкурентов, на первое место с достаточным отрывом вышла организация ОАО «Савушкин продукт». Поэтому можно сказать, что ОАО «Бабушкина крынка» имеет как преимущества по некоторым критериям, так и недостатки, которые необходимо компенсировать. Так же необходимо укреплять существующие позиции, расширять рынки сбыта, улучшать качество товара, искать более дешевых поставщиков с лучшим качеством сырья.
Подводя итог SWOT-анализа можно заключить, что выявлены некоторые проблемы и приоритетные направления, которые требуют должного внимания руководства, отдела маркетинга и менеджеров компании. Так же среди слабых сторон было отмечено недостаточно развитая система рекламных мероприятий на предприятии.
1. Азоев, Г. Персонализированный маркетинг // Г. Азоев, В. Старостин. Маркетинг. – 2016. – № 5. – С. 38-62.
2. Акулич, И.Л. Основы маркетинга : учеб. для вузов / И.Л. Акулич. – Минск: БГЭУ, 2015. – 538 с.
3. Байбардина, Т. Н. Совершенствование распределительной деятельности отечественных производителей на внешних рынках с использованием маркетингового подхода в управлении / Т. Н. Байбардина, В. В. Мачалов // Потребительская кооперация. – 2017. – № 1. – С. 59–63.
4. Волкова, А.Ю. Теоретические аспекты маркетингового планирования на предприятии / А.Ю. Волкова // Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2018. – С. 194-197.
5. Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования: теория и практика: учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. – М. : Юрайт, 2016. – 570 c.
6. Глушаков, В.Е. Результативный маркетинг: как найти, создать и удержать клиентов компании. (Конкретные решения приоритетных задач в белорусских реалиях) / В.Е. Глушаков. – Минск: Колорград, 2016. – 207 с.
7. Голубков, Е. П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – №2. – С. 20 – 29.
8. Жукова, Т. Н. Управление и организация маркетинговой деятельности: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Жукова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 197 с.
9. Зацепина, Е. В. Маркетинговые аспекты устойчивого развития организации / Е. В. Зацепина // Материалы IX Международной научно-практической конференции, Минск, 19-20 мая 2018 г. в 2 т. – Минск: БГЭУ, 2018. – С. 106-107.
10. Иванова, В.А. Планирование маркетинговой деятельности в современных условиях / В.А. Иванова // Производственный менеджмент. – 2016. – № 4. – С. 13-17.
11. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. – М.: Вильямс, 2017. – 752 c.
12. Кублин, И. М. Проблемы и противоречия развития маркетинговых исследований в современной рыночной экономике / И.М. Кублин, С.С. Санинский, В. М. Тинякова // Проблемы теории и практики управления. –2015. – № 10. – С. 113–119.
13. Нагапетьянц, Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Н.А. Нагапетьянц, Е. В. Исаенко. – М.: Инфра-М, 2015. – 282 с.
14. Руткевич Е. В. Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 309–315.
15. Соловьев, Б. А. Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А.А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М.: Инфра-М, 2015. – 335 с.
16. Шубладзе, Г. Ш. О сущности и функциях маркетинга / Г. Ш. Шубладзе, Н. О. Кирвалидзе // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – С. 108–111.